Особенности управления качеством продукции в логистических системах химических предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время перед отечественными химическими предприятиями остро стоят вопросы увеличения доли рынка сбыта за счет улучшения качества и экологической безопасности выпускаемой продукции, повышения показателей ресурсосбережения вследствие увеличения глубины переработки сырья и экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также поддержания высокого уровня надежности обслуживания покупателей, поскольку эти факторы непосредственно влияют на потребительский спрос химической продукции, на конкурентоспособность и экономическую эффективность химического предприятия.
Ключевые слова: логистика, химическая промышленность, логистические системы
В настоящее время перед отечественными химическими предприятиями остро стоят вопросы увеличения доли рынка сбыта за счет улучшения качества и экологической безопасности выпускаемой продукции, повышения показателей ресурсосбережения вследствие увеличения глубины переработки сырья и экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также поддержания высокого уровня надежности обслуживания покупателей, поскольку эти факторы непосредственно влияют на потребительский спрос химической продукции, на конкурентоспособность и экономическую эффективность химического предприятия.
Роль логистики в управлении качеством продукции химических предприятий.
Эффективность функционирования химических предприятий в рыночных условиях зависит не только от применения ими ресурсосберегающих химико-технологических систем (ХТС), но и от экономически рационального управления предприятием как важнейшего элемента полной логистической цепи, в структуру которой входят:
‑ источники природных сырья и ТЭР;
‑ химические производства, осуществляющие химическую и физическую переработку ‑ сырья в полупродукты и готовую продукцию;
‑ снабженческо-закупочные и транспортные организации, обеспечивающие поставку химической продукции в каналы распределения [1, 2, 3].
Экономически рациональное химическое предприятие должно гарантировать выпуск продукции высокого качества и ее соответствие потребительскому спросу для получения максимальной прибыли с целью обеспечения дальнейшего развития производства [4, 5].
Совершенствование организации и управления производством химической продукции – это результат согласованной деятельности комплекса организаций, входящих в логистическую цепь химического предприятия. Для обеспечения экономически эффективного взаимодействия всех организаций логистической цепи химического предприятия необходимо использовать квалифицированный управленческий персонал – менеджеров-логистиков, владеющих глубокими организационно-управленческими, экономическими и технологическими знаниями [3].
С середины 1990-х годов за рубежом для оптимизации деятельности многоассортиментных производственно-хозяйственных организаций (ПХО) химической промышленности, выпускающих разнообразные химические вещества и материалы (бытовые химические препараты, красители, удобрения, полимерные и лакокрасочные материалы и т.д.) с успехом применяются логистические стратегии “точно в срок” (Just In Time, JIT), “планирования потребности в материалах” (Material Requirements Planning ‑ MRP), “оптимизированной производственной технологии” (Optimized Production Technology, ОРТ), “планирования потребностей распределения” (Distribution Requirements Planning, DRP), “планирования ресурсов предприятия” (“Enterprise Resource Planning”, “ERP”) и логистическая концепция “стройного” производства” (lean production) [3, 6, 7].
Использование ресурсосберегающих технологий [2, 4] и организация производственных процессов в соответствии с концепцией “стройного” производства” (т.е. производства с минимальным объемом всех видов запасов [6]), обеспечивают оптимальные удельные расходы сырья и ТЭР. Это позволяет добиться сокращения времени на подготовку производства; уменьшения размера партий производимой многоассортиментной продукции; снижения производственных издержек; повышения качества выпускаемой продукции; быстрого отклика на изменение потребительского спроса; сокращения запасов сырья, ТЭР и объемов незавершенного производства.
Одним из важнейших факторов реализации концепций логистического управления химическим предприятием является всеобъемлющий контроль качества на всех этапах производственного цикла и во всех компонентах логистической цепи химического предприятия [2, 8, 9].
Управление качеством в логистических системах химического предприятия
Существует множество значений слова “качество”, и в настоящее время в сфере предпринимательской деятельности используется следующее определение: “качество – это совокупность принадлежащих данной продукции (товару или услуге) технических, эксплуатационных, экономических и эстетических свойств, характеристик или признаков, уровень которых обусловлен показателями, определяющими полезность, пригодность и потребительскую стоимость продукции” [6].
Согласно международному стандарту ISO 9000:2001: “качество – это совокупность характеристик объекта, которые лежат в основе его способности удовлетворять сформулированные и подразумеваемые потребности” [2, 8, 10].
Основными показателями качества химической продукции – веществ и материалов, изготовленных на различных химических предприятиях, являются:
‑ химический состав;
‑ концентрация целевого компонента;
‑ степень химической чистоты;
‑ удельный расход при целевом использовании;
‑ безопасность применения;
‑ легкость переработки отходов и т.д.
Важную роль в обеспечении и контроле требуемого уровня качества химической продукции играют методы аналитической и физической химии: традиционные – титриметрия, хроматография, гравиметрия и современные – ЯМР-спектроскопия, масс-спектрометрия, рентгеноструктурный анализ, лазерная атомная ионизация, спектрофотометрия, полярография и др. [12, 13], дающие возможность количественно оценить основные показатели качества конечного и промежуточных химических продуктов на всех стадиях производственного цикла.
Эволюция подходов к управлению качеством.
За последние сто лет (вследствие непрерывного роста объемов производства) методики управления качеством химической продукции претерпели кардинальные изменения, пройдя эволюционный путь от простой инспекции до современного взгляда на предпринимательскую деятельность. В результате сегодня появилась концепция “всеобщего управления качеством” (Total Quality Management, TQM), предполагающая внедрение на предприятии системы управления качеством продукции, т.е. совокупности взаимосвязанных элементов, процедур и методик, которые обеспечивают реализацию политики ПХО) в области качества и выпуск продукции с требуемым уровнем качества [6, 10, 11].
Основные принципы концепции всеобщего, или всестороннего управления качеством заключаются в следующем [8, 14]:
‑ цели ПХО соответствуют интересам потребителей;
‑ руководство ПХО играет ведущую роль в разработке стратегии управления качеством;
‑ все сотрудники ПХО привлечены к управлению качеством;
‑ принятие управленческих решений строится на основе анализа данных и информации;
деятельность по улучшению качества – это непрерывный процесс;
‑ управление качеством осуществляется на основе системного подхода;
‑ поставщики материальных ресурсов – это партнеры, с которыми поддерживаются долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Вышеперечисленные принципы концепции всеобщего управления качеством легли в основу новой версии международных стандартов “Системы менеджмента качества” серии ISO 9000:2000, устанавливающих основные требования к системам управления качества ПХО [15].
Обеспечение качества: практический аспект.
Управление качеством химической продукции необходимо рассматривать по отношению к каждому компоненту логистической системы ПХО, а именно к качеству производственных технологий, к качеству готовой продукции и качеству обслуживания покупателей [7]. Поэтому в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством, учитывая большое количество промежуточных звеньев в логистической цепи ПХО, гарантией высокого качества химической продукции станет обеспечение качества “в источнике” логистической цепи, где поставщик обязан предоставить сырье и ТЭР требуемого качества, что позволит исключить приемочный (входной) контроль у производителя химической продукции и таким образом устранить возможные простои производства, связанные с несоответствием поставляемого сырья и ТЭР стандартам и технологическим требованиям [6].
Из всех методик, позволяющих на практике обеспечить требуемый уровень качества на всех стадиях жизненного цикла химической продукции в каждом компоненте логистической цепи ПХО, можно по эффективности действия выделить CALS-технологии (от англ. Continuous Acquisition and Life Cycle Support – система непрерывного накопления информации и поддержки жизненного цикла продукции), в рамках которых создается и поддерживается интегрированное электронное описание продукции, технологических процессов и схем на всех стадиях жизненного цикла инновационного химического вещества или материала, включая [18]:
‑ предварительные маркетинговые исследования;
‑ поиск и целевой синтез химического вещества с требуемыми свойствами;
‑ разработку оптимальной ХТС, обеспечивающей выпуск качественной продукции с использованием ресурсосберегающих технологий;
‑ планирование и материально-техническое снабжение производства сырьем, ТЭР; распределение готовой продукции, а также переработку отходов после использования [16, 17].
Представление информации о химической продукции, технологическом оборудовании и производственном процессе в унифицированном электронном виде позволяет организовывать непрерывный обмен данными между различными компонентами логистической цепи химического предприятия, обеспечивая оперативность и эффективность их взаимодействия с целью выпуска высококачественной продукции [6, 16].
Таким образом, применение концепций управления качеством в логистических системах химических предприятий, организация производства в соответствие с теорией синтеза ресурсосберегающих ХТС обеспечивают рациональное использование материальных и трудовых ресурсов ПХО, гарантируя всем участникам логистической цепи уверенность в достижении поставленной цели повышения экономической эффективности предпринимательской деятельности, и вследствие этого приводят к увеличению дохода и доли химического предприятия на рынке, к росту числа потребителей выпускаемой химической продукции, к поддержанию долгосрочных деловых контактов.
Источники:
2. Пуйджанер Л, Смит Р., Дови В.Г., Мешалкин В.П. Передовые концепции экономики ресурсосберегающих интегрированных химико-технологических систем и охраны окружающей среды. – UMIST-UPC-DICHEP, Genova, Italy, 2000. – 661 с.
3. Саркисов П.Д., Мешалкин В.П. Бережливое богатство // Российское предпринимательство. – 2001. - № 10. - С. 10-15.
4. Кафаров В.В., Мешалкин В.П. Анализ и синтез химико-технологических систем: Учебник для вузов. – М.: Химия, 1991. – 432 с.
5. Мешалкин В.П., Сакович Д.А. Экономическая эффективность организации производства лакокрасочных материалов с использованием технологии базовых пигментных паст // Лакокрасочные материалы и их применение. – 2001. - № 7-8. - С. 24-26.
6. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. - 2000. – 352 с.
7. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с.
8. B. Dale, H. Bunney Total Quality Management Blueprint. – Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 1999 – 272 p.
9. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. – М.: ОАО “Типография “Новости”, 2000. – 432 с.
11. Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 822 с.
12. ГОСТ Р ИСО 9000–2001 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. – 26 с.
13. Основы аналитической химии. В 2 кн. Книга 2. Методы химического анализа: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Золотова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1999. – 494 с.
14. Карпов Ю.А. Аналитической службе ГИРЕДМЕТА – 70 лет // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2001. - №9. - С. 3-5.
15. ГОСТ Р ИСО 9004–2001 “Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности”. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. – 46 с.
16. ГОСТ Р ИСО 9001–2001 “Системы менеджмента качества. Требования”. – М.: ИПК Издательство стандартов. - 2001. – 21 с.
17.www.cals.ru – интернет-сайт научно-исследовательского центра CALS-технологий “Прикладная логистика”.
18. Бессарабов А.М., Афанасьев А.Н, Ефимова В.П., Рябенко Е.А. CALS-технологии и их внедрение в химическом комплексе России // Химия и рынок. – 2001. - №3. - С. 12.
Страница обновлена: 07.10.2024 в 16:00:40