Decision Making in Bank Management
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-2 / November, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The paper contains a classification of managerial decisions made in banks at different hierarchical levels, in accordance with division of power. Principles of managerial decision making and implementation peculiar to banks only are listed and described in detail.
Keywords: principles, bank, managerial decision-making, classification, making and implementation
С позиции практического применения в банке управленческие решения целесообразно классифицировать по наиболее общим признакам в соответствии с уровнем управления. Данная классификация распределяет управленческие решения по уровням управления в зависимости от разграничения полномочий:
– высший уровень: банк в целом (правление, совет директоров, президент и т.п.);
– средний уровень: подразделения банка (управления, департаменты, отделы, филиалы, представительства, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы и т.п.);
– нижний уровень: структуры подразделений банка (отделы, отделения, группы, офисы продаж подразделений банка и т.п.).
Высшее руководство принимает управленческие решения по основным направлениям корпоративного управления согласно уставу и рекомендациям Центрального банка РФ [11, п. 2; 12, п. 9], среднее и низшее руководство – в соответствии с Положением о подразделении и должностной инструкцией.
В качестве примера приведена классификация управленческих решений по характеру цели (см. табл. 1 на с. 134).
Таблица 1
Фрагмент классификации решений по уровням управления
Признак классификации | Виды решений | ||
На низовом уровне | На среднем уровне | На высшем уровне | |
Характер цели | Оперативные |
ТактическиеОперативные
|
СтратегическиеТактическиеОперативные
|
Основные особенностибанковской деятельности
На основе исследования банковской деятельности и федерального законодательства о банках установлены следующие основные особенности банковской деятельности.
1. Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [23].
Из содержания Закона «О банках и банковской деятельности» [23] вытекает фундаментальная особенность, отличающая банк от финансовых, производственных и торговых организаций: только банки могут осуществлять и привлечение денежных средств во вклады, и размещение указанных средств, и платежи физических и юридических лиц.
2. Банки могут одновременно работать с юридическими лицами из любой отрасли экономики, что обуславливает высокие требования к руководителям и специалистам.
3. Согласно федеральным законам «О банках и банковской деятельности» [23] и «О Центральном Банке РФ (Банке России)» [24] банковская деятельность строго регулируется, а Центральный банк РФ осуществляет жесткий государственный надзор, что накладывает серьезные ограничения при формировании и реализации управленческих решений в банках.
4. Существуют характерные черты, присущие банковскому сектору российской экономики, которые проявляются в очень высокой конкуренции среди банков. Анализ информации Центрального банка РФ позволил установить следующее:
– на сегодняшний день функционирует достаточно большое число коммерческих банков. На 1 января 2011 г. число коммерческих банков составляло 1084 [18];
– имеет место концентрация активов у крупнейших банков. Объем занимаемого рынка 30 крупнейших банков России по состоянию на 1 января 2010 г. [16] и на 1 июня 2011 г. [17] приведен в табл. 2 (см. на с. 135);
– наблюдается неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. По состоянию на 1 июня 2011 г. из 30 крупнейших банков России 24 находятся в г. Москва (80%), 3 – в г. Санкт-Петербург [17].
Принципы разработки, принятия и реализации управленческих решений можно сформулировать как общие закономерности, основные правила, которые обязательно следует применять при формировании и реализации управленческих решений. В дополнение к общим для организаций принципам, нами сформированы принципы, применяемые только в банках (см. табл. 3 на с. 135).
Таблица 2
Распределение банковского рынка в России
Показатели | Объем рынка 30 крупнейших банков России | |
На 01.01.2010 | На 01.06.2011 | |
72,9%76,2%77,6%77,2%
|
73,5%75,4%81,5%75,6%
|
Таблица 3
Принципы формирования и реализации управленческих решений в банке
Принципы, применяемые только в банках | Основание |
Принцип учета в совокупности интересов банка,вкладчиков, заемщиков и обслуживаемых физичес-ких и юридических лиц
|
Федеральный закон «О банках и банковс-кой деятельности»
|
Принцип неукоснительного соблюдения норм банков-ского законодательства, выполнения обязательныхнормативов, устанавливаемых Центральным банком
|
Федеральные законы «О банках и банковс-кой деятельности», «О Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)»
|
Формирование и реализация управленческих решений в банке
На основании анализа особенностей банковской деятельности, приведенных ранее, нами установлены особенности процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений в банке (см. табл. 4 на с. 136).
Таблица 4
Особенности формирования и реализации управленческих решений в банке
Этапы формированияи реализации управ-ленческих решений
| Особенности в банке |
Выявление проблемы | Центральный банк РФ является одним из важных источников информации |
Причиной проблемы могут являться изменения в регулировании со сторо-ны ЦБ РФ
| |
Влияние высокой ответственности за эффективное использованиесредств вкладчиков и кредиторов на определение последствий проблемы
| |
Анализ ситуации |
Большой массив информации предоставляют непосредственно сами кли-енты согласно установленным требованиям
|
Необходимость учета широкого спектра внешних факторов, которая обус-ловлена одновременным осуществлением и привлечения, и размещенияденежных средств
| |
Наличие специфического внутреннего фактора – профессионально подго-товленных банковских специалистов
| |
Определениекритериев решения
|
Жесткий государственный контроль и регулирование накладывают серьез-ные ограничения при принятии управленческих решений
|
Наличие специфичных критериев: кредитный риск и ликвидность | |
Основной критерий большинства решений – качество обслуживанияклиентов
| |
Разработка вариантоврешения
|
Широкое использование информационных технологий при разработкеальтернатив
|
Чрезвычайная подвижность, изменчивость банковских рынков определя-ют сжатые сроки разработки вариантов решения
| |
Выбор варианта ре-шения
|
Использование специальных методов и информационных технологийдля оценки уровня риска и ликвидности
|
Преобладание в ресурсах банков привлеченных и заемных средств требуетвыбора варианта решения с наименьшим риском
| |
Принятие решения | Согласование многих решений с клиентами или партнерами банка |
Наличие определенных решений обязательных для согласования с ЦБ РФ | |
Организация выполне-ния решения
|
Состав, последовательность и срок реализации многих действий регла-ментируется нормативными документами, что обусловлено государствен-ным регулированием
|
Контроль реализациирешения
|
Широкое использование информационных технологий для получения ин-формации о реализации управленческого решения
|
Жесткий государственный контроль требует почти непрерывного контроляреализации и оперативной корректировки многих решений
| |
Оценка результатовреализации решения
| Основные источники информации – отчетные формы и клиенты банка |
Анализ результатов требует высокого профессионализма руководителейв банковской деятельности
|
Страница обновлена: 13.05.2025 в 19:26:33