Особенности формирования и реализации управленческих решений в банке

Шалаев О.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шалаев О.Ю. Особенности формирования и реализации управленческих решений в банке // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 133-137.

Аннотация:
В статье представлена классификация управленческих решений, принимаемых в банке по уровням управления, выделяемым в соответствии с разграничением полномочий. Выявлены принципы формирования и реализации управленческих решений, применяемые только в банках. Определены особенности процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений в рассматриваемой области.

Ключевые слова: классификация, банк, принципы, управленческое решение, формирование и реализация



С позиции практического применения в банке управленческие решения целесообразно классифицировать по наиболее общим признакам в соответствии с уровнем управления. Данная классификация распределяет управленческие решения по уровням управления в зависимости от разграничения полномочий:

– высший уровень: банк в целом (правление, совет директоров, президент и т.п.);

– средний уровень: подразделения банка (управления, департаменты, отделы, филиалы, представительства, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы и т.п.);

– нижний уровень: структуры подразделений банка (отделы, отделения, группы, офисы продаж подразделений банка и т.п.).

Высшее руководство принимает управленческие решения по основным направлениям корпоративного управления согласно уставу и рекомендациям Центрального банка РФ [11, п. 2; 12, п. 9], среднее и низшее руководство – в соответствии с Положением о подразделении и должностной инструкцией.

В качестве примера приведена классификация управленческих решений по характеру цели (см. табл. 1 на с. 134).

Таблица 1

Фрагмент классификации решений по уровням управления

Признак классификацииВиды решений
На низовом уровнеНа среднем уровнеНа высшем уровне
Характер целиОперативные ТактическиеОперативные
СтратегическиеТактическиеОперативные

Основные особенностибанковской деятельности

На основе исследования банковской деятельности и федерального законодательства о банках установлены следующие основные особенности банковской деятельности.

1. Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [23].

Из содержания Закона «О банках и банковской деятельности» [23] вытекает фундаментальная особенность, отличающая банк от финансовых, производственных и торговых организаций: только банки могут осуществлять и привлечение денежных средств во вклады, и размещение указанных средств, и платежи физических и юридических лиц.

2. Банки могут одновременно работать с юридическими лицами из любой отрасли экономики, что обуславливает высокие требования к руководителям и специалистам.

3. Согласно федеральным законам «О банках и банковской деятельности» [23] и «О Центральном Банке РФ (Банке России)» [24] банковская деятельность строго регулируется, а Центральный банк РФ осуществляет жесткий государственный надзор, что накладывает серьезные ограничения при формировании и реализации управленческих решений в банках.

4. Существуют характерные черты, присущие банковскому сектору российской экономики, которые проявляются в очень высокой конкуренции среди банков. Анализ информации Центрального банка РФ позволил установить следующее:

– на сегодняшний день функционирует достаточно большое число коммерческих банков. На 1 января 2011 г. число коммерческих банков составляло 1084 [18];

– имеет место концентрация активов у крупнейших банков. Объем занимаемого рынка 30 крупнейших банков России по состоянию на 1 января 2010 г. [16] и на 1 июня 2011 г. [17] приведен в табл. 2 (см. на с. 135);

– наблюдается неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. По состоянию на 1 июня 2011 г. из 30 крупнейших банков России 24 находятся в г. Москва (80%), 3 – в г. Санкт-Петербург [17].

Принципы разработки, принятия и реализации управленческих решений можно сформулировать как общие закономерности, основные правила, которые обязательно следует применять при формировании и реализации управленческих решений. В дополнение к общим для организаций принципам, нами сформированы принципы, применяемые только в банках (см. табл. 3 на с. 135).

Таблица 2

Распределение банковского рынка в России

ПоказателиОбъем рынка 30 крупнейших банков России
На 01.01.2010На 01.06.2011
72,9%76,2%77,6%77,2%
73,5%75,4%81,5%75,6%

Таблица 3

Принципы формирования и реализации управленческих решений в банке

Принципы, применяемые только в банкахОснование
Принцип учета в совокупности интересов банка,вкладчиков, заемщиков и обслуживаемых физичес-ких и юридических лиц
Федеральный закон «О банках и банковс-кой деятельности»
Принцип неукоснительного соблюдения норм банков-ского законодательства, выполнения обязательныхнормативов, устанавливаемых Центральным банком
Федеральные законы «О банках и банковс-кой деятельности», «О Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)»

Формирование и реализация управленческих решений в банке

На основании анализа особенностей банковской деятельности, приведенных ранее, нами установлены особенности процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений в банке (см. табл. 4 на с. 136).

Таблица 4

Особенности формирования и реализации управленческих решений в банке

Этапы формированияи реализации управ-ленческих решений
Особенности в банке
Выявление проблемыЦентральный банк РФ является одним из важных источников информации
Причиной проблемы могут являться изменения в регулировании со сторо-ны ЦБ РФ
Влияние высокой ответственности за эффективное использованиесредств вкладчиков и кредиторов на определение последствий проблемы
Анализ ситуации Большой массив информации предоставляют непосредственно сами кли-енты согласно установленным требованиям
Необходимость учета широкого спектра внешних факторов, которая обус-ловлена одновременным осуществлением и привлечения, и размещенияденежных средств
Наличие специфического внутреннего фактора – профессионально подго-товленных банковских специалистов
Определениекритериев решения
Жесткий государственный контроль и регулирование накладывают серьез-ные ограничения при принятии управленческих решений
Наличие специфичных критериев: кредитный риск и ликвидность
Основной критерий большинства решений – качество обслуживанияклиентов
Разработка вариантоврешения
Широкое использование информационных технологий при разработкеальтернатив
Чрезвычайная подвижность, изменчивость банковских рынков определя-ют сжатые сроки разработки вариантов решения
Выбор варианта ре-шения
Использование специальных методов и информационных технологийдля оценки уровня риска и ликвидности
Преобладание в ресурсах банков привлеченных и заемных средств требуетвыбора варианта решения с наименьшим риском
Принятие решенияСогласование многих решений с клиентами или партнерами банка
Наличие определенных решений обязательных для согласования с ЦБ РФ
Организация выполне-ния решения
Состав, последовательность и срок реализации многих действий регла-ментируется нормативными документами, что обусловлено государствен-ным регулированием
Контроль реализациирешения
Широкое использование информационных технологий для получения ин-формации о реализации управленческого решения
Жесткий государственный контроль требует почти непрерывного контроляреализации и оперативной корректировки многих решений
Оценка результатовреализации решения
Основные источники информации – отчетные формы и клиенты банка
Анализ результатов требует высокого профессионализма руководителейв банковской деятельности

Источники:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ЭЛИТ, 2004. – 560 с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: Банки и биржи : ЮНИТИ, 1994. – 685 с.
3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. – М.: Дело, 2004. – 416 с.
4. Лукичева Л.И. Управленческие решения: учебник / Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2008. – 383 с.
5. Менеджмент: учебник / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. – 504 с.
6. Менеджмент: учебник / Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 320 с.
7. Менеджмент: учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.
8. Менеджмент: учеб. пособие / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 800 с.
10. Никитин А.Ю., Валуев С.А. Принятие решений в системе управления персоналом. – М.: Путь, 2001. – 124 с.
11. Письмо ЦБ РФ от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях».
12. Письмо ЦБ РФ «О совершенствовании корпоративного управления в кредитных организациях (Базельский Комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1999)».
13. Планкет Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. – М.: Экономика, 1984. – 168 с.
14. Платов О.К. Разработка и реализация управленческих решений: учеб. пособие. − Ярославль, 2001. – 116 с.
15. Райзберг Б.А., Розовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 496 с.
16. Сводные статистические материалы по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 г // Вестник Банка России. – 2010. − № 13 – С.11−13.
17. Сводные статистические материалы по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2011. // Вестник Банка России. – 2011. − № 36 – С.9−11.
18. Состояние банковского сектора России в 2008 // Вестник Банка России. – 2009. − № 20 – с. 4−13.
19. Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2010 г. // Вестник Банка России. – 2010. − № 3.
20. Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2011 г. // Вестник Банка России. – 2011. − № 5.
21. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Подготовка и реализация управленческих решений: Модуль VI: учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2005.– 80 с.
22. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 272 с.
23. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
24. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
25. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.
26. Юкаева В.С. Управленческие решения: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 324 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:15:53