Влияние коррупции на вид основного макроэкономического тождества

Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю. Влияние коррупции на вид основного макроэкономического тождества // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 4-8.

Аннотация:
В статье для наглядного объяснения влияния коррупции на развитие национальной экономики предложено учесть ее в виде отдельного члена в основном макроэкономическом тождестве. Проанализировано воздействие коррупции на импорт товаров, а также влияние антикоррупционных мер государства на изменение составляющих коррупции.

Ключевые слова: коррупция, модернизация, импорт, агент, принципал, основное макроэкономическое тождество, потребление госслужащих



Рост коррупции в России в течение последних двадцати лет и усиление антикоррупционных мер со стороны государства свидетельствуют о важности влияния этого явления на активность предпринимательского сектора [1].

По классификации Всемирного Банка коррупция (CR – corruption) делится на два класса:

– административную (administrative);

– с «захватом государства» (state capture) [2].

Коррупция, замедляющая модернизацию

В данной статье используется неоинституциональное определение коррупции, в соответствии с которым под коррупцией понимается разновидность оппортунистического поведения государственных служащих, возникающего из-за высокой ассиметрии информации ( In – information) между домашними хозяйствами или предпринимателями (принципалами) и этими служащими (агентами) [3].

Рассмотрим, как можно отразить в экономической теории влияние коррупции на состояние национального хозяйства.

Поскольку количество взяткодателей всегда превышает количество взяткополучателей, и чаще всего взятка направлена на обход законодательных правил, то она является вычетом из сбережений принципалов в пользу потребления агентов (ΔС1 – consumption). Такой трансферт нарушает равенство сбережений и инвестиций в стране, уменьшая инвестиции, как предпринимательского сектора, так и сектора домашних хозяйств на (ΔI1 – investment).

Так как большую часть взяткополучателей составляют государственные служащие, а большинство взяткодателей принадлежат к категории предпринимателей, то в результате коррупции происходит отток денежных и материальных средств из предпринимательского сектора в сектор потребления государственных служащих. Но у государственных служащих предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume):

МРС = ΔС1/ΔY, (1)

(ΔY – прирост совокупного дохода) гораздо выше, чем предельная склонность к инвестированию (marginal propensity to investment):

МРI = ΔI1 /ΔY, (2)

поэтому экономический рост в стране замедляется (например, модернизация экономики в России).

Коррупция и импорт зарубежных товаров

В результате коррупции растет также величина государственных расходов (ΔG – government) из-за того, что увеличивается стоимость национальных проектов на величину взяток агентам со стороны принципалов.

Коррупционные барьеры при импорте товаров и услуг (Im – import) направлены на расширение его потока. Здесь проявляются две тенденции:

– первая – со стороны международных транснациональных корпораций – это в основном коррупция с «захватом государства», состоящая в подкупе высокооплачиваемых отечественных государственных служащих для «проталкивания» на национальный рынок заграничных благ;

– вторая – со стороны отечественных торговых организаций и банков, заинтересованных в увеличении объемов продаж таких благ на национальном рынке, – это в большей степени административная коррупция.

В результате коррупционных действий транснациональных и отечественных организаций возрастает на ΔIm1 объем импорта в страну, что увеличивает величину потребления домашних хозяйств на ΔС2, но одновременно коррупция уменьшает объем инвестиций отечественных фирм на ΔI2. Однако отечественные предприниматели сопротивляются этому и используют коррупцию для снижения объема импорта, расширения объема производства и продажи отечественных благ. Результатом этого является снижение объема импорта товаров и услуг на ΔIm2.

Итог конкуренции заграничных и национальных организаций за рынок отечественных благ зависит от международного положения страны. В России в настоящее время преобладает заграничная составляющая коррупции, поддерживаемая национальными торговыми организациями и банками, поэтому объем импортных благ в стране возрастает, т.е.:

Δ Im = Δ Im1 – Δ Im2 > 0, (3)

Составляющие коррупции в основном макроэкономическом тождестве

Попытаемся теперь учесть все составляющие коррупции в основном макроэкономическом тождестве. Без учета коррупции оно выглядит следующим образом [4]:

Y = C + I + G + Xn, (4)

где

Y – совокупный доход страны за год;

С – потребление домашних хозяйств;

I – валовые частные инвестиции;

G – государственные расходы,

Xn = Х – Im – чистый экспорт, равный разности между экспортом и импортом.

С учетом влияния коррупции основное макроэкономическое тождество примет следующий вид:

Y = (С + ΔС) + (I – ΔI) + (G + ΔG) + Xn – ΔIm , (5)

где

ΔС = ΔС1 + ΔС2,

ΔI = ΔI1 + ΔI2,

ΔIm = ΔIm1 – ΔIm2.

Если обозначить сумму всех составляющих коррупции как:

CR = ΔС – Δ I + ΔG – ΔIm , (6)

то уравнение (5) можно записать в следующей форме:

Y = С + I + G + Xn + CR, (7).

Такая запись наглядно показывает, что коррупция в большей степени вредит экономическому развитию любой страны, чем проносит ему пользу. Она уменьшает размер инвестиций отечественного предпринимательского сектора; увеличивает объем непроизводительных государственных расходов; а также импорта, снижающего возможности отечественного производства. Увеличение же объема потребления государственных служащих на ΔС1 слабо сказывается на экономическом росте.

Заключение

В заключение проанализируем, как влияют антикоррупционные меры государства на изменение составляющих коррупции (см. уравнение 6). Вычет из сбережений принципала в пользу потребления агента ΔС1 уменьшается, увеличивая тем самым сбережения принципала, а значит возрастают его инвестиции, то есть величина ΔI в уравнении (6) уменьшается. Реализация антикоррупционных мер требует увеличения государственных расходов, поэтому величина G в уравнении (4) возрастает, но одновременно уменьшается величина ΔG в уравнении (6) за счет снижения стоимости национальных проектов на величину взяток. Любое государство заинтересовано в развитии отечественного производства, поэтому антикоррупционные меры с его стороны приводят к уменьшению объема импорта, то есть величины ΔIm в уравнении (6). Одновременно это приводит к переключению составляющей ΔС2 в пользу отечественного предпринимательского сектора.

Суммируя изменения всех составляющих коррупции, полученные в результате осуществления антикоррупционных мер государства, можно увидеть, что величина CR в основном макроэкономическом тождестве существенно снизится и станет намного меньше остальных членов уравнения (7). Поэтому ею можно будет пренебречь, а основное макроэкономическое тождество можно записать в его классической форме (4).


Источники:

1.Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации / Вопросы экономики. – 2008. – № 2. – С.44–60.
2.Hellman J., Kanfmann D. Confronting the Challenge of State Capture is Transition Countries / Finance and Development. – 2001. – September.
3.Shah A. Tailoring the Fight against Corruption tо Country Circumstances / World Bank. – 2007. – Р.233–254.
4.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер.с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 2001. – 864 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:33