Mechanisms of Attracting Small Instrument Making Businesses to Implement the Strategy of Technological Development of the National Economy
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-1 / July, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article discusses possible mechanisms of stirring up activity of small instrument making businesses in order to solve the most urgent problems of the economic development at the present stage. The author estimates the feasibility of the selected mechanisms taking into account the features of small businesses in general and instrument-making ones in particular
Keywords: integration, technological progress, modernization, national economy, transaction costs, strategic partnership, information asymmetry, level of technological development, quasi-integration
Приборостроение относится к отраслям, которые призваны определять направления технического прогресса, создавать приборы и инструментальные средства для других отраслей национальной экономики, определяя тем самым уровень их технологического развития. Реализация функций, которые возлагаются на приборостроение как одну из ключевых отраслей национальной экономики, в немалой степени зависит от результатов деятельности малых предприятий, численность которых в отрасли в настоящее время превышает 14 тыс. (что составляет более 80% общего числа хозяйствующих субъектов отрасли) [1].
Активизация стратегии технологического развития
Процесс создания и производства прибора характеризуется особенностями, связанными с высоким удельным весом таких этапов как конструкторско-технологическая подготовка производства и тестирование прибора, осуществляемое перед началом серийного или массового производства. Из-за недостаточности ресурсов реализация полного цикла производства изделия от проектирования до массового производства в условиях малого предприятия в большинстве случаев является невозможной. То есть малые приборостроительные предприятия не обладают достаточными условиями для собственного развития и исполнения общественно значимых экономических функций, что требует поиска эффективных механизмов повышения активности их деятельности.
В этой связи становится очевидным, что активизация роли малых предприятий приборостроения возможна лишь через механизм, прежде всего, внутриотраслевой интеграции. Только в этом случае потенциал малых предприятий может быть реализован в полном объеме.
Активизация роли малых предприятий в процессе их привлечения к реализации стратегии технологического развития может быть осуществлена посредством трех основных механизмов:
1) подрядного кооперирования;
2) совместного производства;
3) выполнения государственных заказов [3].
Механизмы подрядного кооперирования и совместного производства основаны на взаимодействии малых предприятий приборостроения с крупными. При этом в первом случае формой взаимодействия выступает субконтранкт, во втором – договорная специализация.
Необходимость и возможность использования механизма подрядного кооперирования малых предприятий приборостроения с более крупными субъектами хозяйствования вытекает из особенностей отраслевой продукции, которая в большинстве случаев представляет собой конструктивно сложные изделия.
Объектами подрядного кооперирования могут быть весьма разнообразные виды деятельности – от получения полуфабрикатов до окончательной сборки. Более высокую ступень подрядного кооперирования представляет выполнение крупными и малыми фирмами совместных проектов и программ. При этом между участниками складываются отношения стратегического партнер ства, что обеспечивает обеим сторонам ощутимые выгоды.
Специализированные формы кооперации
Деление между партнерами расходов по освоению нового изделия в сочетании с возможностью каждого из них сосредоточиться на более узком звене производства (с учетом особенностей их производственного опыта и имеющегося технологического оборудования) дает им возможность с минимальным риском в короткие сроки осваивать выпуск технически сложных видов изделий и расширять объем экономически выгодного производства однородной продукции. Это, в свою очередь, положительно сказывается на создании гибкой организационной структуры отрасли.
Особой формой промышленного кооперирования выступает договорная специализация.
Важнейшее условие, которое придает соглашениям о специализации кооперационный характер, это наличие в нем положений о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства сложной продукции, о взаимных или односторонних субподрядных поставках, о проведении совместных исследований и разработок и т.д.
Практика хозяйствования многих ведущих мировых компаний доказала высокую эффективность субподряда как механизма активизации деятельности малых предприятий. Особенно показателен в этом отношении опыт Японии, для промышленности которой характерно наличие тесных и обширных связей между изготовителями продукции и поставщиками комплектующих изделий.
Сформированная в стране система субподряда фактически представляет собой сложный экономический институт, в рамках которого поставщики ранжированы по вертикали, а именно: предприятия-поставщики более низкого уровня выступают субподрядчиками относительно предприятий вышестоящего уровня. Вся эта многоуровневая “конструкция” работает по единому графику поставок, объем которых определяется контрактами.
По мнению многих экспертов и аналитиков именно система субподряда обеспечивает японской промышленности мощь и преимущество в конкурентной борьбе, обеспечивая снижение издержек компаний более чем на четверть и вовлекая в хозяйственную деятельность все большее количество малых предприятий.
Новые формы взаимодействия МП
Очевидно, что организационные схемы, основанные на горизонтальной и вертикальной интеграции достаточно традиционны. Активизация роли малых предприятий приборостроения как участников технологического развития требует поиска новых форм взаимодействия, среди которых следует выделить:
– совещательно-кооперативную координацию;
– образования кластерного типа.
При совещательно-кооперативной координации речь идет о развитии межфирменных отношений, отличающихся и от иерархического, и от рыночного согласования экономических действий. О выходящем за рамки рыночной координации многообразии форм такого сотрудничества, когда регулирование совместной деятельности не сводится к административным процедурам, можно говорить как о квазиинтеграции экономических субъектов. При этом можно выделить два возможных сценария квазиинтеграционного типа организационных преобразований.
Первый – эволюционный – обусловлен преимущественно рыночными факторами, характеризуется значительным временным интервалом формирования различного рода бизнес-групп.
Второй – радикальный – при котором инициатором формирования интегрированных бизнес-структур является государство, характеризуется незначительным временным интервалом формирования и в своем развитии проходит условно две стадии.
При создании квазиинтегрированных структур радикальным сценарием привлечение малых предприятий может быть реализовано в виде так называемого мини-холдинга, который должен представлять собой совокупность малых предприятий со средним уровнем инновационной активности, объединенных инициативой государственных органов с ориентацией на конкретные цели и задачи и обеспеченных частно-государственным финансированием [2].
Участи е МП в выполнении госзаказов
Особой формой взаимодействия малых предприятий приборостроения с крупными является их участие в выполнении госзаказов. В данном случае закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется через механизм привлечения малых предприятий к конкурсным торгам, в процессе которых государственный заказчик на основе заранее объявленных условий выбирает поставщика (исполнителя работ).
Среди возможных элементов механизма включения малых предприятий в систему конкурсных торгов можно выделить:
а) разукрупнение объектов торгов на отдельные лоты, что малому предприятию напрямую участвовать в торгах;
б) организацию и проведение специальных торгов для малых предприятий с целью реализации небольших государственных контрактов,
в) заключение контрактов в первую очередь с малыми предприятиями, предоставившими обеспечение заявок на участие в торгах (банковскую гарантию, залог или поручительство);
г) совместное участие малого предприятия в торгах с крупным предприятием, при котором из общего объема поставки может быть выделен небольшой лот.
Каждому из указанных механизмов соответствует определенная схема привлечения малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд, которая предполагает либо самостоятельное участие малого предприятия в конкурсе, либо совместно с крупным предприятием как соисполнитель, либо как структурное подразделение крупного предприятия [1].
При достаточной перспективности данной формы интеграции малых предприятий в отраслевую экономику следует признать, что в настоящее время, реальное участие малых предприятий приборостроения в госзаказах очень незначительно и наиболее реально только во взаимосвязи с крупным предприятием. Самостоятельное участие малых предприятий затруднено из-за слабой материально-технической базы предприятий, отсутствия должного уровня технологий, незначительности собственных финансовых ресурсов, трудностей с обеспечением производства высококачественными материалами и квалифицированными специалистами и т. д.
Вывод
Таким образом, очевидно, что полноценное участие малых предприятий приборостроения в реализации технологического развития сопряжено на современном этапе с определенными организационно-экономическими решениями, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий. И только реализуя государственно-частный подход к формированию механизма взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, могут быть наиболее результативно с точки зрения общественных интересов решены актуальные задачи экономического развития национальной экономики.
Страница обновлена: 12.04.2025 в 15:08:33