Событийный туризм и ивент-менеджмент
Скачать PDF | Загрузок: 20
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена исследованию взаимосвязи событийного туризма и ивент-менеджмента. Рассмотрена сущность событийного туризма, даны основные определения. Представлены подходы к классификации ивентов. Обосновано влияние ивентов на развитие туризма.
Ключевые слова: событийный менеджмент, событийный туризм, менеджмент туризма
Ивент (от англ. event – событие) – развлекательное или рекламное представление, осуществляемое на театральной сцене, кино- или телеэкране, на спортивной или цирковой арене с использованием разного рода сюжетных ходов, изобразительных приемов, световой техники, компьютерной графики и т.п.
Процесс, во время которого планируется, готовится и создается специальное мероприятие. Как и любая другая форма организации, она охватывает оценку, определение, сбор данных, локализацию, управление, контроль и анализ времени, финансов, персонала, услуг и других ресурсов и объектов. Слово «ивент» еще не зафиксировано в русскоязычных этимологических словарях, так как оно появилось в русском языке сравнительно недавно. В советское время чаще употреблялось понятие «культурно-массовое мероприятие».
Событийный туризм
Понятие ивента включает в себя событие, мероприятие, церемонию и шоу. [1]
Событие – важнейший мотивирующий фактор в туризме. Ивенты заметно влияют на развитие и маркетинговые планы большинства туристских мероприятий. Роль и влияние заранее спланированных событий в сфере туризма подтверждены документально, особенно большое воздействие ивенты оказывают на конкурентоспособность туристской дестинации. Событийный туризм как отрасль упрочился в научном сообществе и индустрии туризма два десятилетия назад, что повлекло последующий впечатляющий рост данного сектора.
Рассмотрим событийный туризм. С точки зрения потребителя следует определить, кто и зачем путешествует для посещения разного рода ивентов, какие туристы посещают ивенты в своих путешествиях. Также следует выяснить, чем занимаются во время своего путешествия так называемые «ивент-туристы» и сколько они тратят. В данном подходе со стороны спроса следует выделить отдельно и вклад ивентов в формирование позитивного имиджа туристской дестинации.
Со стороны предложения, дестинации развиваются, продвигая и рекламируя различные виды ивентов для выполнения следующих функций: привлечение туристов (особенно в низкий сезон), ускорение возрождения городов, увеличение туристской вместимости дестинации и развития инфраструктуры туризма, формирование благоприятного имиджа дестинации и внесение вклада в развитие территории как благоприятного места для проживания работы и инвестирования.
Ивенты и ивент-менеджмент
Также как и событийный туризм, событийный или ивент-менеджмент – это быстрорастущая профессиональная область, в которой туристы – это потребители на потенциальном рынке запланированных мероприятий, а индустрия туризма стала заинтересованным лицом в их успехе и привлекательности. Но не все события должны быть ориентированы на туризм, так как некоторое опасение вызывает потенциальное негативное воздействие, связанное с принятием маркетинговой ориентации. Также у ивентов есть и другие цели и задачи, включая формирование общества, возрождение городов, культурное развитие, поощрение национальных особенностей.
Запланированные события или ивенты – это пространственно-временной феномен, каждый из них уникален вследствие взаимодействия окружающей обстановки, публики, систем управления, включая разработку отдельных элементов и программы.
Привлекательность ивентов заключается в том, что они всегда разные, никогда не повторяются. И вам нужно побывать там, в определенном месте в определенное время для того, чтобы получить исключительные впечатления.
Кроме того, существуют «виртуальные ивенты», представляющие интерес и ценность для потребителей и индустрии туризма. Коммуникации осуществляются посредством разнообразных средств массовой информации.
Каждый ивент создается с определенной целью и то, что когда-то было сферой индивидуальной или общественной инициативы, стало областью профессионалов и предпринимателей. И причины здесь очевидны: ивенты очень важны, они выполняют множество стратегических целей и зачастую очень рискованно оставлять их организацию и проведение непрофессионалам.
Ивент-менеджмент – это прикладная область изучения и пространство профессиональной практики, посвященное планированию, проведению и управлению специальными мероприятиями, такими, как фестивали, всевозможные празднования, развлечения, политические и государственные события, спортивные и связанные с искусством ивенты, мероприятия которые относятся к бизнесу и корпоративным делам (встречи, совещания, выставки), мероприятия которые относятся к частным (свадьбы, вечеринки, социальные семейные мероприятия).
Классификация ивентов
В табл. (см. ниже) представлена типология основных категорий ивентов, разделение осуществлено по критерию их формы, что представляет очевидную разницу в их целях и программах.
Таблица
Типология ивентов
Некоторые из них представляют собой общественные праздники (программы таких мероприятий очень разнообразны, главной целью является воспитание и поощрение гражданской гордости и сплоченности населения), в то же время другие виды ивентов создаются для развлечения, забавы, соревнований, бизнеса или общения. Для проведения таких мероприятий требуются определенные условия и возможности.
Таким образом, управляющие специализированных средств и оборудования (например, конгресс центры, спортивные арены) задействованы в проведении и организации определенных типов ивентов. Ассоциации профессионалов и карьерное продвижение традиционно неразрывно связаны с этими типами ивентов. [2]
Разработана дифференцированная многомерная система классификации ивентов (см. рис.1 на с. 170). Основой классификации являются следующие признаки: целевая аудитория, концепция ивента, организация ивента. Первый признак фокусируется на дифференциации целевой аудитории.
Таким образом, мы различаем корпоративные, общественные ивенты, в зависимости от того, на кого ориентировано проводимое мероприятие.
Существует также и смешанный тип – к нему относятся выставки, ярмарки, в которых могут принять участие все желающие. Вторым признаком классификации является тематика ивента или цели поездки. Здесь мы различаем деловые ивенты с ориентацией на бизнес, ивенты, нацеленные на отдых и рекреацию. В этой категории также существует и смешанный тип – это ивенты, сочетающие в себе отдых, развлечение и информативный компонент.
Третья категория основана на общей концепции ивента. Это могут быть мероприятия, связанные с каким-либо брендом или важным событием. Также бывают и смешанные концепции, включающие в себя и бренд, и событие. [3] Данная трехмерная модель наряду с классификацией ивентов отражает и основные составляющие событийного туризма: здесь мы видим цели поездки, контингент, сущность события.
Рис.1. Дифференцированная многомерная система классификации ивентов
Взаимосвязь менеджмента туризма и ивент-менеджмента
Таким образом, событийный туризм и событийный менеджмент неразрывно связаны между собой. На рис. 2 (см. ниже) представлена взаимосвязь менеджмента туризма и ивент-менеджмента. [4]
Соприкосновение ивент-менеджмента и менеджмента туризма происходит при организации массовых специальных мероприятий, привлекающих большое количество участников в целях развития туристской дестинации. Событийный туризм объединяет спортивный, культурный, бизнес туризм, так как цель поездки приурочена к конкретному событию или мероприятию. Разработкой, планированием и проведением ивентов занимается такая отрасль как ивентменеджмент. Изучением потребностей туристов, развитием туристской дестинации занимается менеджмент туризма. Объединив эти две области знаний, мы получаем событийный туризм, который, в свою очередь, продвигает туристскую дестинацию через проводимые событийные мероприятия или ивенты.
Рис.2. Взаимосвязь событийного туризма и ивент-менеджмента
Источники:
2. Getz, Donald. Event management and event tourism (2nd ed.) – New York:Cognizant, 2005
3. Thomas O., Hermes B., Loos P. Reference model-based event management // International Journal of Event Management Research. 2008 №1 Volume 4
4. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2008 № 29
Страница обновлена: 30.10.2024 в 15:48:33