Российский малый бизнес сегодня: условие выживания – действенная поддержка
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Власов Г.Ю. Российский малый бизнес сегодня: условие выживания – действенная поддержка // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 44-50.
Аннотация:
Анализ, проведенный автором статьи, однозначно свидетельствует о том, что российский малый бизнес сегодня находится в критическом положении: высокие налоги, административные барьеры, проблемы с кредитованием, сильная конкуренция в лице крупных сетевых компаний и т.д. – все это ставит малое предпринимательство в крайне тяжелое положение. А государственная финансовая поддержка не доходит до своих адресатов. Каковы пути разрешения существующих проблем? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: налогообложение, финансирование, кредитование, малые предприятия, собственность, государственная поддержка, проблемы малого бизнеса
Глобальный экономический кризис заставил цивилизованные государства активизировать защиту своего золотого фонда – предпринимателей, служащих крепкой основой для стабильного развития экономики. Все, кроме России. Рейтинги Всемирного банка по ведению бизнеса подтверждают торможение российских реформ, связанное с ухудшением предпринимательского климата.
В 2010 году осенью правительства G-20 объявили об ужесточении налоговой политики для бизнесменов [1]. Наше государство согласилось с данной мерой и немедленно стало повышать налоги. 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ1, повышающий размеры страховых тарифов для малого бизнеса более чем в два раза – с 14% до 34%. Произошло фактическое уравнивание субъектов крупного и малого бизнеса и их финансовой нагрузки на фонды оплаты труда. Возможность применять специальные налоговые режимы практически нивелирована.
В результате, мы наблюдаем возврат в девяностые годы, что является настоящей катастрофой для малого бизнеса (МБ): часть компаний может не выдержать нагрузки и разориться либо будет вынуждена уйти в тень. Для сравнения ставка социальных налогов в Южной Корее – 9%, Канаде – 9,9%, Японии – 14,64%, США – 15,3%, Германии – 19,9%.
В результате произошедших изменений российские предприниматели будут вынуждены использовать «серые» схемы ведения бизнеса. Независимые опросы, проводимые фондами поддержки малого предпринимательства, показывают, что в результате реформы ЕСН 73% уже работающих предпринимателей уйдет в «тень» либо будут вынуждены сократить сотрудников, а порядка 20% планируют прекратить бизнес.
Динамика показателей российского малого бизнеса в 2010 году
Все последние годы государство наращивает свою долю в российской экономике, сегодня она составляет порядка 50% [2], общемировой показатель около 30%. Каждый второй сотрудник, работающий на российскую экономику, занят в государственном секторе.
По данным Всемирного банка по ведению бизнеса и Всемирного экономического форума по глобальной конкурентоспособности, в результате искусственного торможения реформ в России ухудшается предпринимательский климат. По итогам 2010 года в целом по России отмечалась отрицательная динамика практически по всем основным показателям – количество предприятий, среднесписочная численность работников, объем инвестиций в основной капитал. На рис. (см. на с. 46) приведена динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по России.
Количество зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации за 2010 год уменьшилось на 3,6%, среднесписочная численность снизилась на 2,9%, доля занятых на малых предприятиях сократилась на 0,14%, объем инвестиций в основной капитал с учетом ИПЦ снизился на 6%.
Показатель оборота малых предприятий на 16,4% превысил данные 2009 года, с учетом ИПЦ его рост составил 7%.
Основные проблемы малого бизнеса в России
Основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня малый бизнес, по степени важности можно расположить в следующем порядке:
1) завышенный уровень налогообложения;
2) чрезмерные административные барьеры;
3) невыгодные условия кредитования;
4) отсутствие социальной защищенности и обеспечение защиты личной безопасности владельцев бизнеса;
5) надуманные проблемы с оформлением помещений в собственность, слишком высокая арендная плата.
Сегодня отношения власти и предпринимателей вышли на уровень середины XIX века, до реформы 1861 года. Мы работаем на условиях, которые были в России до отмены крепостного права. Под тверждением этих слов служат три основных фактора, ярко характеризующих ту эпоху:
– абсолютная зависимость предпринимателей от воли государственных служащих;
– равнодушное отношение предпринимателей к обществу: чем больше они зависили от государственного произвола, тем меньше их волновало общественное мнение, впрочем, также как и госчиновников;
– несовершенное налоговое законодательство, ведущее к деградации предпринимательства.
Вышеуказанные факторы на 100% соответствуют сегодняшней действительности. В настоящее время можно уверенно констатировать:
– расширение влияния крупных торговых сетей, уничтожающих мелкую розничную торговлю;
– неуклонный и необоснованный рост тарифов;
– несовершенное, непрозрачное, неоднозначное и постоянно меняющееся налоговое законодательство, с завидной регулярностью вводящее новые виды отчетности;
– необоснованно завышенное присутствие государства в экономике;
– высочайший уровень коррупции, проникшей во все сферы бизнеса;
– отсутствие поддержки производственного сектора малого бизнеса;
– явный саботаж государственными чиновниками Федерального закона от 22.07.2008 № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
Одним из самых ярких показателей активности предпринимателей и их уверенности в завтрашнем дне является инвестиционная активность.
Исследования НИСИПП, основанное на данных, полученных в результате проведения опросов руководителей малых предприятий, показало общее сокращение реинвестируемой прибыли. На диаграмме (см. на с. 48) можно проследить динамику изменений объема инвестиций малых предприятий с 2001 до 2009 года:
В условиях, когда основная часть экономических и социальных результатов, достигаемых бизнесменами, присваивается либо уничтожается организованным криминалитетом, у российских предпринимателей исчезает основной стимул к развитию бизнеса.
Ужасает тот факт, что практически в 99% случаях захвата собственности, контрабанды, вымогательства и других преступных деяний против малого предпринимательства их инициаторами либо участниками были государственные чиновники или лица, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности граждан [3].
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства
Правительство РФ принимает меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства [4].
Однако практическая часть данной поддержки имеет ряд противоречий.
Причины того, что малый бизнес недостаточно активно участвует в освоении выделяемых средств кроются в следующем:
– невыгодность отдельных видов субсидирования. Например, в Московской области выделяют средства на компенсацию затрат предпринимателей на обучение своих сотрудников.
Однако максимальная сумма выделяемых средства для одного субъекта составляет 6000 руб. Поскольку данная сумма слишком мала, предприниматели ее не осваивают. В 2010 году на весь регион было всего две заявки;
– необходимость сбора огромного количества документов. Для получения субсидий предпринимателям необходимо собирать слишком много разных справок и документов, а гарантий успешности данного мероприятия не существует;
– невозможность получения необходимой суммы в нужный момент. Выплата субсидий из регионального и федерального бюджета осуществляется в декабре. В результате субсидии не являются источником финансирования инвестиционных проектов. Невозможно включить в бизнес-план будущую субсидию, поскольку ее получение негарантированно и неопределенно.
Начинающим предпринимателям субсидии также выдаются в конце года, а ведь бизнес к этому времени уже запущен. В результате, не выполняется основная задача, которую должны решать субсидии – облегчение запуска бизнеса.
Правительством сообщается, что за последние 5 лет объем средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, увеличен в 5 раз.
В 2010 году он составил 24 млрд рублей. При таких значительных вливаниях малый бизнес не ощущает никакой поддержки. Основные причины лежат в следующем:
– воровство;
– нецелевое использование;
– поглощение средств инфраструктурой поддержки.
По результатам опроса, проводимого в 2010 году Советом при Президенте РФ, 84% предпринимателей не слышали о возможности получения федеральной поддержки, 11% слышали, но не получали, 5% получили.
Проверка, проведенная Росфиннадздром в 2010 году, обнаружила, что при распределении государственных средств поддержки малого бизнеса 1 млрд руб. был просто украден, 822 млн руб. остались неиспользованными.
Возможные меры улучшения ситуации
Малое предпринимательство является мощной силой развития экономики.
Помочь бизнесменам можно, обеспечив реальную государственную поддержку следующих областей:
– финансовая. Необходимо организовать многочисленные доступные источники рискового капитала. Определяя структуру расходов бюджетов по программе финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства необходимо отдавать приоритет предоставлению займов, микрозаймов, посевных инвестиций. Предприниматель должен иметь возможность получить «живые» деньги в необходимый момент;
– материально-техническая. Предприниматели должны иметь возможность покупать или брать в аренду на льготных условиях помещения, средства производства, технику, научное оборудование, транспорт, копировальную технику и все, что им необходимо для развития бизнеса;
– информационная. Необходимо обеспечить малому бизнесу возможность использования информационных сетей и технических библиотека, доступ к актуальным базам данных и т.п.;
– консультативная. Малый бизнес должен получать квалифицированные консультации по всем возникающим вопросам в любом регионе России. Для этого важно развивать сеть консультационных услуг по вопросам налогообложения, планирования, маркетинга, страхования, оформления патентов, ведения отчетности;
– налоговая. Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ и закрепить снижение налоговой ставки для малого бизнеса, исключить обязанность выплачивать минимальный налог, даже если расходы предприятия превышают доходы. Один из путей безболезненного пополнения внебюджетных фондов – введение прогрессивной шкалы НДФЛ и направление части полученных средств во внебюджетные фонды.
С целью экстренного изменения ситуации правительство должно не на словах и на бумаге, а на деле, уделять максимум внимания улучшению предпринимательского климата.
Необходимо снизить административные барьеры и оптимизировать условия ведения бизнеса.
Источники:
2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий). Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.
3. Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) «Малый бизнес и государственная поддержка сектора», август 2010.
4. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 года», сентябрь 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:56