The Management Mechanism for Developing the Economic Potential of Tourism and Recreation Subregion Within the Limits of Realizing the Interests of Its Subjects

Artur Lachiyants

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 2-2 / February, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article focuses on the development of resort and recreation business in the region of Caucasian Mineral Waters. Change in ownership of the existing recreation facilities and the official recognition of the Caucasian Mineral Waters as a protected ecological and resort area has not yet led to the high efficiency of the existing resort business there. What are the causes? The author shows the need for investments, which are required in all aspects of resort and recreation businesses, as well as the use of modern methods of marketing and management, coupled with a rational government regulation.

Keywords: investments, government support, business structures, caucasian mineral waters, economic infrastructure, resort and recreation complex, resort sphere



Рекреационный бизнес – один из важнейших секторов экономики городов-курортов Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Он охватывает такие отрасли, как производство потребительских товаров, строительство, торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг. Развитие малого и среднего бизнеса города-курорта способствует решению социальных проблем, обеспечивая занятость населения и поступление налоговых платежей в местный бюджет.

Вопросы собственности

Анализ развития бизнеса в туристско-рекреационной сфере, включает в себя также показатели результативности работы.

Результативность в данном случае представляется как итог целенаправленного использования потенциала. По своей сути, бизнес в туристско-рекреационной сфере можно определить как процесс, который направлен на получение его инициаторами результатов деятельности, которые также подвержены со временем изменению, а конкретнее повышению.

Это является следствием самой природы туристско-рекреационного бизнеса: имея в своем распоряжении комплекс ресурсов, включая их в хозяйственный оборот, получая продукт деятельности, и, реализуя его на рынке, рекреант получает определенные результаты своего труда. Следовательно, наряду с показателями состояния, уровень развития туристско-рекреационного комплекса характеризуется показателями результативности.

Особое влияние на развитие туристско-рекреационного комплекса Кавказских Минеральных Вод оказали изменения, коснувшиеся вопросов собственности и преобразования в структуре органов управления этой отраслью. Процесс экономических преобразований привел к созданию как крупных, так и мелких негосударственных коммерческих структур на базе бывших учреждений профсоюзов и других ведомств.

В соответствии с постановлением «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды» [1] и постановлением Правительства РФ о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, организации не всех отраслей могут находиться на такой территории [1].

Для укрепления туристско-рекреационного потенциала КМВ, который будет оказывать непосредственное влияние на развитие малого бизнеса, можно предложить краткосрочную перспективу развития [2]. А именно определение приоритетных территорий и инфраструктуры, к укреплению которых целесообразно приступать немедленно − это базовые активы туризма и рекреации, которые формируют в настоящее время основные туристические потоки и доходы, а также способны в короткие сроки их увеличить.

Результативность рекреационного бизнеса

В зависимости от назначения и природы получаемых результатов результативность может быть:

– во-первых, экономической – первостепенной, как цель рекреанта в рыночных условиях;

– во-вторых, социальной, что обусловлено особенностями бизнеса курортно-рекреационной сферы.

В свою очередь, экономические результаты, исходя из направления дальнейшего распределения, могут предназначаться, как для самой организации, образуя внутреннюю экономическую результативность (прибыль, выручка), так и для государства − внешняя экономическая результативность (налоги, а также подобные обязательные платежи).

Таким образом, результативность рекреационного бизнеса представляет собой совокупность внутренних и внешних социально-экономических результатов, получаемых по итогам работы его субъектов, расположенных в туристско-рекреационном регионе, независимо от формы собственности, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности.

Из положительной динамики развития туристско-рекреационного бизнеса можно сделать вывод о том, что данный механизм управления и регулирования данной области является успешным и эффективным. Однако развитие бизнеса в рекреационной сфере сдерживается большим количеством нерешенных правовых, инвестиционных, экономических и других проблем.

Из изложенного следует что, в качестве факторных экономических результатов работы предприятий туристско-рекреационной сферы, можно рассматривать показатели использования отдельных составляющих ресурсного потенциала рекреационного бизнеса (материальной, трудовой, финансовый).

Бизнес в туристско-рекреационной инфраструктуре имеет ряд особенностей, по причине которых некоторые аналитические показатели, используемые в промышленности, не могут быть применены в целях исследований в данной сфере.

Конкурентные преимущества территории

Расчет показателей по некоторым типам конкурентных преимуществ и сравнительный анализ на основе рейтинговых оценок потенциалов конкурентоспособности рыночного и общественного локальных рынков в разрезе городов-курортов Кавказских Минеральных Вод позволяет сделать следующие выводы:

− утрата конкурентного преимущества в рамках какого-либо типа означает, ослабление соответствующего конкурентоспособного потенциала того сектора (рыночного или общественного), доминантное влияние которого было ранее выявлено. При равнозначности влияния секторов – можно говорить об очевидном сокращении источников конкурентных преимуществ в обоих секторах;

− на формирование определенных типов конкурентных преимуществ муниципальных образований рыночный и общественный локальные сектора экономического пространства города оказывают различное влияние: в одних случаях наблюдается существенное влияние рыночного локального сектора, в других − локального общественного сектора, в-третьих – равнозначное влияние двух секторов.

Процесс формирования конкурентных преимуществ территории, рациональное использование субъектами локального рынка и местного общественного сектора существующих факторов потенциала конкурентоспособности − основной внутренний источник функционирования механизма муниципального хозяйства в системе эффективного взаимодействия локальных секторов, приводящего к долгосрочному экономическому росту.

В современных российских условиях снижение поддержки и расширение хозяйственной самостоятельности туристско-рекреационных учреждений сопровождается высокой активностью бизнеса в развитии российской курортной сферы.

Особую актуальность приобретают проблемы теоретического осмысления региональной специфики и научно-практических разработок в области формирования и функционирования туристско-рекреационных организаций на предпринимательской основе.

Проблема инвестиций

Анализ изменений происходящих в туристско-рекреационной сфере показывает, что среди многочисленных процессов рыночной трансформации, доминирующими факторами в рекреационном комплексе, в частности региона Кавказских Минеральных Вод, является спад заполняемости санаториев, низкий уровень инфраструктурного обеспечения, финансовая нестабильность многих предприятий, проявляются негативные результаты проведенных преобразований, теряется управляемость, а курортно-рекреационный комплекс несет большие материальные, трудовые и финансовые потери.

Одним из путей обеспечения устойчивого развития рекреационного бизнеса является организация особой экономической зоны туристско-рекреационного типа [3].

Санаторно-курортная помощь населению является особой сферой социальной ответственности государства и бизнеса.

Для развития современной курортной индустрии в регионе и повышения ее сервисного обслуживания необходимо привлечение инвестиций, которые могут быть вложены в строительство и реконструкцию санаторно-курортных и туристических учреждений, отелей, гостиниц, ресторанов, культурных, научных центров, создание новых видов услуг в банковской системе, в сфере наземного и воздушного транспорта, в развитие телекоммуникаций и связи, в модернизацию развлекательного и игорного бизнеса, рекламу [4].

Большая часть проблем развития бизнеса в туристско-рекреационной сфере вызвана отсутствием достаточного объема финансовых ресурсов. Их поступление определяется средствами от реализации курортно-рекреационного продукта. Пути решения этой проблемы существуют. В условиях Кавказских Минеральных Вод для этого, прежде всего, необходимо использование современных методов маркетинга и менеджмента в сочетании с рациональным государственным регулированием.

[1] Речь идет о постановлении ВС РФ от 02.07.92 № 3182-1 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края». – Прим. ред.


Страница обновлена: 13.05.2025 в 03:34:10