Место малого бизнеса в развитии экономики страны

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (31), Июль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 6/2002) Вопрос занятости населения России и повышение его благосостояния через развитие малого бизнеса должен являться элементом национальной идеи Российской федерации. Для этого необходимо для каждого гражданина создать широкие возможности выбора профессии, а это значит – необходимо иметь разветвленную сеть новых свободных рабочих мест. Кто кроме малого бизнеса способен решить эту проблему?

Ключевые слова: малый бизнес, занятость населения



Вопрос занятости населения России и повышение его благосостояния через развитие малого бизнеса должен являться элементом национальной идеи Российской федерации. Для этого необходимо для каждого гражданина создать широкие возможности выбора профессии, а это значит – необходимо иметь разветвленную сеть новых свободных рабочих мест. Кто кроме малого бизнеса способен решить эту проблему?

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, это особая модель со специфическими чертами и законами развития. Для них можно выделить следующие основные особенности и применяемые экономические методы:

‑ высокую степень централизации и персонализации управления, когда руководитель сосредотачивает в своих руках экономические, финансовые и социальные полномочия, что все ставит в зависимость от его личности;

‑ неразвитость информационного обеспечения, а именно: о внешнем рынке и научных достижениях;

‑ отсутствует системный подход в стратегическом планировании;

‑ существенную зависимость от крупных предприятий, банков, федеральных органов, консалтинговых фирм;

‑ недостаток в собственных и заемных финансовых средствах.

Малые предприятия в зависимости от характера хозяйственной деятельности и места в предпринимательской структуре можно классифицировать по следующим признакам:

а) предприятия, специализирующиеся на выпуске определенных видах изделий и удовлетворяющие конкретные потребности сегментов рынка,

б) предприятия-субподрядчики и субпоставщики крупных организаций, обеспечивающие их полуфабрикатами или определенной продукцией;

в) компании, занимающиеся научно-техническими разработками и их реализацией для более крупных фирм (так называемые венчурные компании);

г) объединения малых предприятий в виде консорциумов, где при сохранении их юридической самостоятельности распределяются лишь функции;

д) предприятия на контрактных отношениях (например, на основе франчайзинга).

По общераспространенному мнению, не малые, а крупные предприятия создают новые рабочие места. Вместе с тем, по данным Администрации малого бизнеса США установлено, что с 1980 по 1986 год малые предприятия создали большинство новых рабочих мест (рис.1).

Рис. 1. Доля новых рабочих мест предприятий в зависимости от его размера (1980-1986 гг)3

Как видим, темпы создания новых рабочих мест выше у малых предприятий по сравнению с крупными организациями. Общее число предприятий малого бизнеса постоянно растет ( начиная с 1960 года). У нас за последние годы наметилась та же тенденция. Число малых предприятий по отраслям экономики постепенно возрастает (рис. 2)

Увеличивается и среднесписочная численность работников. В 1997 году ее удельный вес в отраслях экономики составлял 12%, а к 2000 году уже 13,6%. Положительной, а скорее сильной стороной малых предприятий является их инновационная деятельность. За рубежом статистикой давно доказано, что идеи являются их «товарными запасами» и их изобретательность обогащает жизнь всего общества. Подтверждением тому является создание реактивных двигателей и персональных компьютеров, транзисторных приемников и моментальной фотографии, крекинга нефти и шариковых авторучек и многое другое.

Нововведения апробируются и внедряются на малых предприятиях намного быстрее и чаще. Размеры многих крупных предприятий могут воспрепятствовать нововведениям в силу бюрократичности самой системы отношений внутри концернов и синдикатов. Малый бизнес в силу своих размеров, более четко следит за исполнением и развитием своих финансовых планов. Наша современная статистика еще не может точно подтвердить то, что малые предприятия зарабатывают больше чем большие отечественные предприятия в силу несовершенной налоговой системы и отчетности. За рубежом факт того, что малый бизнес в совокупности имеет большую прибыль, что подтверждается приведенными данными (рис. 3)

В России по данным Госкомстата, о прибыльности и устойчивости работы малого бизнеса можно судить исходя из рентабельности и платежеспособности малых предприятий. Так рентабельность продукции предприятий снизилась с 5,7% в 1996 году до 3,1% в 2000 году по отраслям экономики. Для средних и крупных предприятий рентабельность продукции составляет соответственно 4,8% и 18,9%.

Платежеспособность малых предприятий по отраслям экономики с 1996 г. по 2000 г. так же снизилась (показатель – показатель текущей ликвидности) с 94,8% до 88,3%.

Вместе с тем, за последние пять-семь лет в ряде отраслей отечественной промышленности появилось большое количество частных и смешанных производств, продуктов питания,

Рис. 3. Сравнение размера прибыли на собственный капитал в малом и крупном бизнесе США.3

товаров широкого потребления.

Во многих отраслях малые предприятия значительно быстрее и с меньшими затратами, чем более крупные предприятия, могут реагировать на возрастающий темп изменений в товарах и услугах, технологических процессах на рынках.

В России, как и за рубежом, малый бизнес стал привлекательнее для талантливых, индивидуально настроенных мужчин и женщин.

Малый бизнес существует сам по себе и в тесном сотрудничестве с более крупным бизнесом. Из мировой практики известно, что последние пользуются множеством необходимых услуг, материалами и сырьем, предоставляемых малым бизнесом. Среди товаров и услуг, поставляемых малыми предприятиями по более доступной цене, имеются такие, которые нужны в небольших объемах, требуют, чтобы был обеспечен тесный контакт с клиентами и которые должны отвечать индивидуальным требованиям клиента.

Нельзя не сказать о положительной роли женщин в малом бизнесе. Фактически за последние несколько лет малый бизнес в России позволил подавляющему количеству женщин найти работу или организовать собственное дело. США с 1980 по 1985 годы количество женщин – предпринимателей достигало 2,8 млн. человек, что составляло 36% всех предпринимателей.

Вместе с основной работой в России появилась возможность работать по совместительству по договорам гражданско-правового характера на малых предприятиях отдельных отраслей экономики. По данным за 2000 год в российской промышленности число совместителей составило 84,3 тыс. человек, в строительстве 112,8 тыс. человек, в торговле и общественном питании 76,6 тыс.человек. В целом по отраслям экономики по совместительству и договорам гражданско-правового характера на малых предприятиях работало около 700 тыс. человек5.

С выше перечисленными сильными сторонами малого бизнеса, а именно: нововведения, финансовые мониторинг и результаты, быстрая реакция на запросы рынка и организация новых рабочих мест находятся по соседству и слабые его стороны.

Сегодня достаточно легко создать собственное предприятие, нежели работодателя. В ряде случаев молодые люди, полные энергии и деловитости, бросаются без необходимого расчета на создание собственного дела. По прошествии двух-трех кварталов отсутствие опыта и аналитического подхода в работе заставляет замораживать начатое дело. В данном случае свобода выбора означает не только свободу побед, но и свободу поражений.

Вместе с тем терпя неудачу, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, чем в институте, где очень немного говорится о работе малых предприятий и предпринимателях. То есть другой слабой стороной малого бизнеса в ряде случаев является отсутствие управленческого опыта. Скорее это является следствием выше названной причины – легкой возможности организации собственного дела. За рубежом в результате плохого управления более 90% неудач в бизнесе связаны с этим, а также когда количество работающих увеличивается до 200 и 500 работников. Здесь требуются более сложные методы в вопросах менеджмента и планирования, организационных процессах.

Как показывает опыт государств с развитой рыночной экономикой, малые предприятия:

‑ способствуют реализации новых технологий и товаров,

‑ способствуют повышению эффективности производства, являясь при этом дополнительным источником конкуренции,

‑ также способствует эффективности производства в крупных компаниях,

- формирует предпосылки для последующего развития малых предприятий в более крупные,

‑ помогают освоению новых рынков, расширяя при этом ассортимент потребительских товаров,

‑ активизирует рост занятости населения и защиту окружающей среды.

Сегодня очень важны для России примеры процветания малых предприятий на отечественном рынке. Это является живительными маяками, на свет которых будут идти и привлекаться все большее число подготовленных людей. Развитие малого предпринимательства позволит существенно повысить культуру деловых отношений, нравственное сознание людей и атмосферу добропорядочности. Малый бизнес - это необходимая и центральная составная часть национальной идеи – благосостояние государства и его народа.

3 Николас К.Сирополис.Управление малым бизнесом,М.»Дело»,1997г.,стр.23-25.

4 Малое предпринимательство в России, Госкомстат РФ,2001г.

5 Малое предпринимательство,Госкомстат России,2001 г.,стр.31.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:07