Малый бизнес как открытая социальная система: некоторые аспекты управления и самоорганизации
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Филюшин Н.В. Малый бизнес как открытая социальная система: некоторые аспекты управления и самоорганизации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 50-54.
Аннотация:
Формирование малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Проблема создания эффективной системы и механизма управления малыми предприятиями приобрела большую актуальность. В работе исследованы вопросы о соотношении управления малым бизнесом и его самоорганизации. Определено, что любая управляющая подсистема, формируемая государством, слабее самоуправления объектами, возникающего эволюционно.
Ключевые слова: развитие малого бизнеса, синергетика, управление и самоорганизация, управление малым бизнесом, стимулирование развития малого бизнеса
Важная задача современного периода развития экономики заключается в изменении механизма управления развитием малого бизнеса, как системы, обеспечивающей важные жизненные потребности населения региона. Успешность проведения преобразований в этой области зависит от полноценной системы управления, в основе которой лежит определенный механизм, который обеспечивает реализацию интересов субъектов бизнеса.
На сегодняшний день в России не создана действенная система устойчивого развития малых предприятий. Имеющиеся программы поддержки не обеспечивают необходимого эффекта. Такое положение подкрепляется данными о развитии малого бизнеса в развитых странах. Показатели формирования малых предприятий в развитых государствах дают возможность сравнить их с российскими результатами. Сопоставление показывает уровень развития малого бизнеса в России, и позволяет определить необходимую работу в стимулировании развития этого сектора. Так, население, занятое в малом предпринимательстве, в процентах от имеющихся трудовых ресурсов, составляет в экономически развитых странах мира: США − 50%, Германия, Франция, Италия 60–75%; Япония − 85%, в России − 20%, а в субъектах федерации и муниципальных образованиях от 2−50%. Число малых предприятий на 1000 жителей: в экономически развитых странах составляет около 30, в Москве – 20, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях от 1 до 15 [ 1].
В связи со сложившимися проблемами, изучение основных направлений устойчивого развития малого предпринимательства является актуальной задачей. Исследованию вопросов регулирования малого бизнеса среди ученых уделяется большое внимание. Однако система и механизм управления малыми предприятиями на региональном уровне на сегодняшний день изучены довольно слабо. Несомненно, что именно система и механизм управления должны создавать необходимые условия, которые дают малым предприятиям возможность адаптации к изменяющимся рыночным условиям, и делают малое предпринимательство самоуправляемой сферой.
Управление и самоорганизация
В теории управления есть два мнения о самоорганизации экономических систем. По мнению У.Р. Эшби, под самоорганизующейся системой следует понимать организацию, состоящую из подсистемы, в которой осуществляется самоорганизация, и подсистемы, которая организует и осуществляет этот процесс [2].
С этой точки зрения, под управлением малым бизнесом следует понимать взаимоотношения между субъектом и объектом, а самоорганизацию как процесс самостоятельного упорядочивания системы. Самоорганизация совершается в результате большого числа взаимодействий внутри объекта управления.
Исходя из приведенных выше теоретических рассуждений, малое предпринимательство как единую сферу можно представить в виде системы, содержащую два важных элемента − самоорганизацию и управление. Наличие этих элементов в совокупности образует механизм адаптации организации к изменениям внешней среды и развития самой системы. В управлении социальными системами, каким является малый бизнес, управление выполняет функцию механизма стабилизации, который возникает в процессе самоорганизации. Отсюда следует, что для развития малого бизнеса необходимо управление, которое позволяет людям договориться о взаимоотношениях друг с другом. Управление создает механизмы регулирования отношений внутри системы малого предпринимательства. Такое соотношение самоорганизации и управления дает возможность соединить в единой системе стабильность и развитие.
Второе суждение о самоорганизации экономических систем появилось в синергетике. Согласно теории, механизм стабилизации не централизован, он распределен по системе. В этом случае самоорганизация осуществляется тогда, когда управляющая подсистема не имеет отношений с управляемой подсистемой. Управляемые объекты имеют собственное функционирование, свои собственные «внутренние» цели и не могут отказаться от их достижения [3].
Исходя, из этой точки зрения следует, что любая созданная людьми управляющая подсистема, формируемая государством, слабее самоуправления объектами, возникающего эволюционно.
Термин «управление малым бизнесом»
Управленческое вторжение в отношения, эволюционно сложившейся общественной системы, приводит к ее деградации. И чем больше люди ощущают государственное принуждение в этих системах, тем это сильнее деформирует их сущность. Тем губительнее воздействие для творчества и инициативы людей в работе. С развитием общества люди способны взять все более широкие функции государственного регулирования на себя, переместить их в область общественной самоорганизации.
Из приведенных выше рассуждений вытекает вывод, что в общественных открытых системах, каким например, является малый бизнес региона, всегда существуют внутренние силы, по своему влиянию превосходящие искусственные организационные структуры. Эти силы принадлежат механизму самоорганизации, и распространение на них отношений управления нежелательно и может иметь неблагоприятные последствия [4].
В процессе теоретического анализа вопроса о соотношении управления и самоорганизации в управлении малым предпринимательством, важно понять, что означает термин «управление малым бизнесом». Теоретические рассуждения позволяют выявить основные характеристики этого понятия.
В-первых, управление малым бизнесом – это функция органов исполнительной власти, обеспечивающая выполнение установленных задач в целях достижения значимых для данной территории целей.
Во-вторых, эта функция обеспечивает взаимодействие объекта и субъекта управления, и связывает систему управления малым бизнесом, как единое целое, то есть как единую систему управления с общими для всех участников целями.
В-третьих, система управления, основными элементами которой является субъект управления и объект управления, взаимодействуют между собой при помощи механизма управления, обеспечивая тем самым самоорганизацию и самоуправление объектов бизнеса.
В-четвертых, управление малым бизнесом сводится к воздействию субъекта на объект, в основе которого лежат управленческие решения. Решения упорядочивают деятельность малых предприятий, обеспечивают их функционирование в соответствии с закономерностями развития мировой экономики и политики российского государства в этой области.
Демократизация управления
Таким образом, исходя из анализа основных свойств понятия, под «управлением малым бизнесом» мы будем понимать, что это вид управленческой работы, это функция управления, определенная последовательность необходимых действий для достижения региональных целей по формированию и устойчивому развитию малого предпринимательства.
Деятельность по развитию малого бизнеса в России осуществляется Департаментом развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России во взаимодействии с другими федеральными министерствами, учреждениями исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления.
В управлении малым бизнесом необходимо обеспечить рациональное сочетание управления и самоорганизации. В этих целях надо осуществить демократизацию управления, исполнительной власти федерального, регионального, местного уровней необходимо:
– во-первых, обеспечить субъекты малого бизнеса необходимой информацией;
Руководители должны получить точную информацию о действующих законах, рынке, конкуренции, бухгалтерских, аудиторских, финансовых и других услугах.
– во-вторых, привлекать руководство малых предприятий к принятию решений по поводу развития малого бизнеса на определенной территории. Это будет способствовать мотивации предпринимателей по развитию бизнеса;
– в-третьих, создавать советы по развитию малых форм предпринимательства при правительстве, что повлияет на атмосферу доверия, уважения, сотрудничества;
– в-четвертых, оказывать помощь в создании общественных объединений предпринимателей. Это позволит предпринимателям отстаивать собственные интересы в органах власти.
Источники:
2. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. – М.: Наука, 1994.
3. Бык Ф.Л., Китушин В.Г Понятийные аспекты новой парадигмы управления Менеджмент в России и за рубежом.− 2007. − №5. − С.3-8.
4. Шабров О.Ф. Управление и самоорганизация как факторы стабильности и развития [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://shabrov.info/Statji/upr_sam.htm.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:49:34