Концептуальная модель оценки туристских рисков
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложена концептуальная модель оценки туристских рисков с позиций системного подхода, обозначены основные ее цели, задачи и этапы.
Ключевые слова: управление рисками, оценка рисков, туристский сектор, туристские риски
В условиях активного развития туристского сектора экономики многие туристские компании сталкиваются с необходимостью совершенствования механизмов управления рисками. Во многих туристских организациях до сих пор вопросы принятия решений по рискам осуществляются несогласованно и децентрализовано. Зарубежный опыт демонстрирует изучение отдельных видов туристских рисков без составления единой концепции.
На протяжении долгого времени такая ситуация была характерна и для российской науки. Впервые единая концепция управления туристскими рисками была предложена А.О. Овчаровым в 2009 году. Он разработал модель системы управления туристскими рисками объектно-процессного типа, заложил некоторые базовые принципы оценки рисков. Однако за основу он взял балльную методику оценивания туристских рисков только с позиции потребителей туристских услуг, то есть не учитывал позиции игроков рынка [3, 4].
Цели и задачи концепции
Ввиду пристального внимания со стороны государства к туристскому сектору в последние годы [1, 2], проблема анализа и оценки рисков приобретает все большее самостоятельное значение в теории и практике организации туристского бизнеса. Потребность в изучении данной области риск-менеджмента является не только актуальной, но и значительно возрастает в период кризисных явлений в экономике России и других стран.
Концептуальная модель оценки туристских рисков должна базироваться на новом подходе, являться логическим расширением общей теории оценки рисков.
Целями концепции являются:
1) предоставление наиболее вероятных результатов ряда событий, ситуаций и их последствий;
2) подготовка необходимой базы для принятия решений в области управления туристскими рисками;
3) обеспечение структурированного подхода в оценке устойчивости территорий, имеющих туристскую ценность.
Задачи концепции:
1) улучшение качества результатов оценки туристских рисков;
2) обеспечение должного взаимодействия между участниками процесса управления туристскими рисками;
3) снижение затрат ресурсов на ошибочную оценку туристских рисков;
4) разработка методов более точной документации оценки туристких рисков;
5) интеграция модели в системный процесс развития страны/региона/компании.
Предлагаемая автором модель оценки туристских рисков является поэтапной, с промежуточным контролем и циклами обратной связи (см. рис. на с. 173).
Рис. Модель оценки туристских рисков
Этап 1: подготовка исходных данных
Согласно общей теории рисков данный этап является наиболее затратным по времени и включает в себя определение и анализ требований к данным, вопросы доступа к данным, необходимость во внешних и внутренних источниках, аналитические характеристики системы. Этап предлагается разбить на несколько подэтапов.
1. Определение границ территории, имеющей туристскую ценность. На данном этапе главным образом определяется масштаб исследования и обозначается уровень (макро-, мезо-, микро-), на котором будет проводиться оценка рисков. Учитывая многогранность и сложность туристской инфраструктуры, иногда имеет смысл разбить территорию на несколько подсистем и провести несколько параллельных оценок туристских рисков.
2. Выявление угроз и определение значимых переменных, характерных для заданной местности. Для эффективной оценки необходимо систематическое наблюдение за состоянием территории заблаговременно и на протяжении всего периода. После того, как потенциальные угрозы определены и исходные параметры заданы, следующим шагом является выбор значимых переменных и методов мониторинга. Для корпоративного уровня рекомендуется использовать комплекс диагностических индексов, сопряженных с коэффициентами распределения финансовых потерь по стоимости и объему туристских услуг; страновую оценку общего уровня развития туристской отрасли и в регионах следует проводить с использованием интегрального показателя, а оценку глобальных рисков – при помощи комплексных показателей, построенных на базе таксонометрических методов.
3. Определение количественных и качественных показателей в соответствии с выбранными методами оценки туристских рисков. Традиционно в общей теории при оценке рисков стараются использовать количественные показатели, так как они обеспечивают точные и надежные данные. Однако сфера применения количественных показателей существенно ограничена, в достаточном объеме при оценке туристских рисков они могут использоваться только для групп экономических, финансовых, технических и природно-экологических рисков. Другие группы рисков, такие как социо-культурные, политические, морально-психологические не могут быть измерены только строго аналитическим способом. В связи с этим необходимо введение качественных показателей, которые будут отражать субъективный характер.
Этап 2: работа с данными
На этой стадии происходит основная обработка, оценка полученной ранее информации, формируются основные выводы и рекомендации по дальнейшим действиям и решениям. Выделяются следующие стадии.
1. Оценка уровня риска на соответствие допустимым стандартам и критериям. Согласно модели предполагается внедрить режим контроля, где будет фиксироваться диапазон значений, записанных для каждой переменной в течение периода проводимой оценки. Среднестатистические результаты должны храниться в специализированных хранилищах данных для будущих и текущих исследований. В силу малоизученности и сложности туристских рисков для отдельно взятых территорий могут быть пока не установлены среднестатистические показатели, либо наоборот существовать различные мнения по допустимым нормам. В первом варианте предлагается дополнительно изучить территорию, историю развития туризма в ней и факторы, влияющие на туристскую устойчивость и вывести среднестатистические данные. Во втором варианте, предлагается вывести среднеарифметические показатели по имеющимся данным
2. Описание предварительных тенденций и составление прогнозов. Постоянный контроль за значениями данных в течение продолжительного времени может быть использован для создания общей картины. Анализ колебаний и тенденций может выявить причины низкой туристской активности и предоставить необходимую информация для дальнейших управленческих решений.
Этап 3: принятие мер и проверка их действенности
Основная цель данного этапа – организация и поддержание устойчивой системы оценки туристских рисков, обеспечивающей доступность информации и выбор соответствующих мер и средств защиты. Этап включает в себя две стадии:
1. Создание устойчивой системы оценки туристских рисков. Данная система должна в себя включать субъекты управления туристскими рисками, специализированные базы данных, содержащие основные показатели туристской деятельности, специализированное под туристскую отрасль программное обеспечение, принципы управления туристскими рисками, меры и средства защиты. Модель оценки туристских рисков признана заранее определять уязвимые места и предоставлять рекомендации относительно средств защиты, которые могут уменьшить конкретный риск.
2. Внедрение мер, необходимых для функционирования устойчивой системы оценки туристских рисков. Повышение устойчивости системы оценки туристских рисков должно достигаться проведением как общегосударственных, так и местных организационных мероприятий. Политика, практика, меры и процедуры должны быть скоординированными и интегрированными с тем, чтобы образовывать логически последовательную и устойчивую систему.
Когда запланированные меры приняты, необходимо проверить их действенность. На любой стадии оценки могут быть выявлены новые, постоянно меняющиеся факторы и уязвимые места. Именно поэтому необходим непрерывный анализ, повторная оценка и внесение изменений во все элементы комплекса мер по обеспечению устойчивости системы оценки туристских рисков.
Заключение
Подводя итоги, стоит обратить внимание, несмотря на то, что туристская отрасль может заимствовать методы оценки рисков из общей теории риск-менеджмента, туристскому бизнесу необходима единая универсальная концепция, учитывающая специфику туристского сектора как сферы социально-экономического комплекса. В модели оценки туристских рисков предлагается выделить три этапа – этап подготовки исходных данных, этап работы с данными, этап принятия мер и проверки их действенности. Каждый из этапов требует непрерывного анализа и проверки для контроля целостности и актуальности. Разработанная модель оценки туристских рисков предназначена для обеспечения устойчивого развития как туристской отрасли в целом, так и отдельных туристских предприятий.
Источники:
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011−2016 годы)» утв. распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 № 1230-р.
3. Овчаров А.О. Управление рисками в сфере туристских услуг // Вестник Санкт-Петербургского университета – 2008. – Серия 8, №2. – С. 138-160.
4. Овчаров, А.О. Менеджмент туристских рисков: теоретико-методологический аспект // Менеджмент в России и за рубежом – 2009. – № 3. – С. 109–117.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:50