Циклическое развитие экономики и поведенческая психология человека

Шаландин В.А., Парцевская Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шаландин В.А., Парцевская Е.В. Циклическое развитие экономики и поведенческая психология человека // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 18-21.

Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые проблемы, лежащие в основе экономических кризисов и колебаний экономической конъюнктуры. Основной акцент сделан на человеческом факторе как одном из главных источников циклических колебаний экономики.

Ключевые слова: человеческий фактор, экономическая активность, средства производства, экономический цикл, мировой экономический кризис, кредитная экспансия, колебания конъюнктуры, перепроизводство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мировой экономический кризис показал, что общество не имеет сегодня эффективного механизма преодоления кризисных явлений в глобальном хозяйстве.

Множество вопросов развития мировой экономики остаются до сих пор без ответа. Нет общего понимания самой природы циклического развития экономики: является ли оно закономерностью или результатом человеческой деятельности?

Поскольку нет полной ясности в вопросе природы экономического цикла, его сущности, невозможно выработать и конкретные меры по предотвращению и преодолению кризисных явлений. Об этом свидетельствует дважды проведенный саммит ведущих держав мира.

Ответы на многочисленные вопросы развития мировой экономики так и не были получены. Анализ состояния мировой экономики оказался неглубоким, а принятые меры во многих аспектах оказались малоэффективными.

Все это указывает на необходимость глубокого теоретического исследования и осмысления многообразных проблем циклического развития экономики.

Причины циклического развития экономики

Экономическое развитие как сложный многогранный процесс формируется под взаимодействием множества разнообразных факторов: природных, социальных, экономических, политических, военных и других. Совокупность этих факторов можно рассматривать, используя разные критерии. Так, можно выделить внешние по отношению к экономике факторы и внутренние, находящиеся в самой экономике.

Нам представляется, что для понимания причины циклического развития экономики целесообразно все факторы разделить на две группы:

1) факторы, которые носят объективный характер – их нельзя изменить, их можно только познать и приспособить к ним свою деятельность;

2) факторы субъективного характера, которые определяются действием или бездействием самого человека.

На ранних этапах развития экономики решающую роль играли природные факторы, в значительной степени обуславливающие цикличность ее развития.

Данная проблема достаточно хорошо изучена наукой. К тому же, рыночный механизм, как показывает практика, хорошо решает эти проблемы и без особых потерь. Поэтому сила воздействия природных факторов на развитие экономики не столь велика, и она постепенно снижается. Тем не менее, полностью сбрасывать со счетов воздействие этих причин на развитие экономики нельзя.

Человеческий фактор, торговля и кризис

Более значительный научный интерес представляет воздействие человеческого фактора на развитие экономики и ее цикличность. Влияние человеческого фактора носит многогранный характер и проявляется, прежде всего, в производственной сфере.

Как известно, фазы экономического цикла включают период подъема, пик, спад и депрессию экономики, за которой снова следует период процветания. В период подъема предприниматели наращивают объемы производства, вкладывают финансовые ресурсы в различные инвестиционные проекты. Таким образом, для предпринимателя важно обладать достаточной информацией, чтобы вовремя предугадать изменения рыночной конъюнктуры.

В последние десятилетия продажа в кредит, ипотека достигли небывалых масштабов. А при продаже в долг гораздо труднее распознать начало затоваривания, а, следовательно, и момент, когда нужно начинать сокращать производство. Реализация в кредит позволяет выявить это со значительным опозданием, когда затоваривание уже достигает значительных объемов.

При обычной торговле люди перестают покупать, когда у них заканчиваются деньги. А при продаже в кредит они продолжают покупать, даже не имея на это достаточно средств, тем самым, создавая предпосылки для роста производства и, в дальнейшем – избытка продукции. Таким образом, кризис перепроизводства становится неизбежен.

Кредитная экспансия, денежная масса и инвестиции

Процесс кредитной экспансии не только обесценивает деньги, находящиеся в обращении, но вводит в заблуждение инвесторов и собственников предприятия относительно того, куда вкладывать свои средства. Предприниматели вступают в инвестиционные проекты, рассчитывая на растущие реальные сбережения общества, чего в действительности не происходит и конечное потребление остается неизменным.

Таким образом, кредитная экспансия искусственно повышает предложение настоящих благ, спрос на которые при более низкой процентной ставке предъявляют владельцы первичных средств производства.

В результате множество инвестиционных проектов заканчивается неудачей, а за искусственной кредитной экспансией следует бум, приводящий к кризису и экономическому спаду. В итоге существенно уменьшается денежная масса, то есть запускается обратный процесс сжатия кредита, поскольку банки становятся все более осторожными, опасаясь очередного непогашения платежей.

Несмотря на это, посредством кредитной экспансии создаются и направляются в систему все новые деньги (депозиты или фидуциарные средства обращения). Для этого производится относительное снижение процентной ставки (как правило, на фоне облегчения контрактных условий и требований к получателям кредитов), с целью убедить экономических агентов взять вновь созданные кредиты.

Кредитная экспансия способствует увеличению в экономике необеспеченной денежной массы. Это ведет к нарушению производственного цикла, чрезмерному необеспеченному потреблению и, как следствие, ошибочным инвестициям, и, наконец, к кризису.

Все возрастающие объемы операций на фондовых рынках приводят к тому, что так называемые горячие деньги наводняют экономику той или иной страны. Это приводит к инфляции, падению реальных доходов населения и, как следствие, снижению потребительского спроса.

С другой стороны, резкое падение биржевых индексов, вызывающее панику и отток капиталов с инвестиционных рынков, еще больше усугубляет экономический кризис, лишая предпринимателей источников средств для восстановления.

Экономическая активность людей: психологический аспект Ряд ученых справедливо считают, что причины возникновения экономических кризисов заложены в поведенческой психологии человека. «Мы никогда не научимся понимать значительные экономические события, если не осознаем, что их причины во многом в наших головах» [2, с. 23].

По мнению видных исследователей, экономическая активность людей непосредственно зависит от их оценки будущей экономической ситуации, которая может быть как оптимистичной, так и пессимистичной. Соответственно, люди склонны сберегать больше, если опасаются кризисов и нестабильности, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций и сворачиванию производства. И, наоборот, люди склонны больше потреблять и инвестировать, когда экономическая ситуация представляется им достаточно стабильной, тем самым содействуя повышению экономической активности.

Кроме того, исследования психологов подтвердили, что люди далеко не всегда ведут себя рационально, оказываясь перед выбором. Человек может поддаться пессимистичному или оптимистичному настрою, на его решения может повлиять и общая ситуация на рынке. Ведь паника зачастую и происходит из-за страха «остаться последним на тонущем корабле».

Предприниматели, принимая решения об инвестициях, далеко не всегда располагают полной и достоверной информацией об объекте капиталовложений и возможностях его развития. Это может привести к ошибочным инвестициям, а в дальнейшем и к банкротству предприятия.

«Знание о различных компонентах денежного предложения и спроса на деньги вообще никогда не наличествует в объективной форме и не поддается регистрации и накапливанию.

Это знание возникает из субъективных желаний агентов, желаний, которые постоянно изменяются и сильнейшей степени зависят от динамики самого денежного предложения» [1, с. 500].

Итак, экономика находится под влиянием большого количества факторов, но ни один из них не может полностью исключить воздействие остальных.


Источники:

1. Хесус Уэрта де Сото. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. – Челябинск: Социум, 2008. – 674 c.
2. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. – М.: Альпина, 2010. – 273 c.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:18