Энергетика Армении: развитие и основные направления модернизации

Шекян А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Окончание. Начало в 4/2002.) Энергетика – объект столкновения серьезных политических интересов. Необходимо определить управленческую стратегию для целевого развития взаимоотношений между энергетической и политической сферами общества. Государство должно являться консолидирующим звеном субъектов отрасли в их отношениях с политическими субъектами и внешними рынками. Для эффективного выполнения этой функции в руках государства концентрируются действенные рычаги и инструменты воздействия на рынок энергетических услуг.

Ключевые слова: энергетика, Республика Армения



Энергетика – объект столкновения серьезных политических интересов. Необходимо определить управленческую стратегию для целевого развития взаимоотношений между энергетической и политической сферами общества. Государство должно являться консолидирующим звеном субъектов отрасли в их отношениях с политическими субъектами и внешними рынками. Для эффективного выполнения этой функции в руках государства концентрируются действенные рычаги и инструменты воздействия на рынок энергетических услуг.

Отдельным направлением энергетической политики должно стать создание системы опережающего развития – интегрирующего компонента этой политики, сущность которого заключается в учете основных факторов развития внутренней среды управления энергетическими ресурсами и использовании передовых технологий.

С помощью этой системы необходимо добиваться:

‑ обеспечения сбалансированности и воспроизводимости отрасли, в том числе посредством формирования эффективного частного сегмента в энергетике;

‑ создания институциональной базы для осуществления всестороннего анализа современных технологий, направлений и темпов развития в приложении к условиям Армении;

‑ развития и роста смежных высокотехнологичных отраслей с упором на создание целостных хозяйственных комплексов;

‑ формирования национальной кадровой политики в энергетике, включая опережающую систему профессиональной подготовки и переподготовки;

‑ создания единой децентрализованной информационной инфраструктуры поддержки управленческих решений (на базе существующей учетно-операционной информационной сети).

Распространенная в мире тенденция сокращения прямого государственного вмешательства в энергетику выражает развитие, предполагающее содержательное изменение характера взаимоотношений между субъектами отрасли. За этим развитием стоит не воля отдельных заинтересованных субъектов, а объективная и вполне определенная целесообразность высвобождения огромных экономических, политических и технологических ресурсов.

Анализ динамики ключевых финансово-экономических показателей энергетики выявляет обострение кризиса ликвидности, острую нехватку оборотного капитала для быстрой модернизации, рискованность и непривлекательность долгосрочных вложений – схожие для большинства стран СНГ проблемы. Примечательно, что риски передаются вглубь по технологической линии: со стадии распределения в передачу, откуда, дополненные рисками передачи, в генерацию. Таким образом, решение задач каждого последующего технологического этапа в определенной степени зависит от выполнения задач всех предыдущих уровней. Главным недостатком в сложных причинно-следственных связях энергетики является низкая эффективность управления распределительной системой.

Неэффективная система распределения является болевой точкой энергетической отрасли Армении, парализующей возможности ее нормального воспроизводства и динамичного развития. Средние ежегодные сверхнормативные потери около 22 млн. долларов США превышают выручку вместе взятых мелких и средних электростанций. Неудовлетворительно низкий уровень функционирования распределительных сетей лишает финансовую систему отрасли возможности сбалансированного функционирования, все чаще угрожает нарушением технологических режимов и повышает аварийность. Убытки, обусловленные неплатежами за поставки со стороны потребителей, вынуждают энергетические компании на ходу корректировать запланированную структуру издержек, исходя из необходимости поддержания оперативной работоспособности. Уже несколько лет расходы на топливо, фонды зарплаты, социального обеспечения, амортизацию формируются за счет сокращения расходов на ремонт.

Сущность наблюдаемой тенденции к повышению сверхнормативных потерь двойственна. С одной стороны она выражает объективные факторы износа капитальных фондов и необходимость стабильных и значительных инвестиций для их восстановления и обновления. С другой – это низкий уровень управления и профессионализма в предприятиях распределения. Политический риск, совмещенный с низкой емкостью внутреннего рынка и неналаженностью внешнего, отталкивает инвесторов. Главным упущением в управлении распределительных сетей, на наш взгляд, является неспособность формировать надлежащую среду для привлечения инвестора и бесхребетная политика по отношению к сформировавшемуся здесь криминально-мафиозному укладу.

Система распределения фактически срослась с властными элитами местного уровня, сама став своеобразной формой и ресурсом власти, коррупции, теневых операций. Украденное электричество обходится обществу и государству намного дороже своей номинальной стоимости, так как это явление определяет отношения гражданин-общество, гражданин-государство, последующая корректировка которых явно не обойдется без привлечения дополнительных средств в течение определенного периода времени. В сущности, мы сталкиваемся с видом внешних издержек, перекладываемых на общество, государство и последующие поколения. На наш взгляд, наиболее подходящая модель оздоровления распределительных сетей – это их передача в доверительное управление, обеспечивающее четкое соответствие полномочий, ответственности и стимулов управления. Учитывая необходимость совершения срочных масштабных инвестиционных вложений, целостная схема оздоровления распределительной системы должна комбинироваться со средствами привлечения частного капитала.

При модернизации системы управления энергетикой вместо спускаемых сверху зачастую поверхностных инструкций следует уделять максимум внимания возможности самоорганизации и саморазвития, ибо чисто административные меры в сегодняшних условиях в значительной степени исчерпаны. Несмотря на нереальность внедрения полноценной конкуренции, сегодня на энергетическом рынке Армении вполне применимы отдельные механизмы управления стимулами, основанные на премировании за эффективность, и их потенциал будет расти в ходе реформ. Инструментарий управления на основе стимулирования, основанный на дифференциации энергокомпаний по критерию эффективности менеджмента, должен разрабатываться с учетом результатов исследования зависимостей между экзогенными для менеджмента факторами и формируемыми под их воздействием поведенческими закономерностями.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:09