Концептуальные аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона

Дворянских А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию возможности управления конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона. Такая необходимость возникла в связи с принятием ряда федеральных нормативных актов в сфере лесного законодательства, а также в связи с разработкой лесных планов и лесохозяйственных регламентов на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: конкуренция, продуктовые инновации, лесопромышленный комплекс, конкурентное преимущество, факторы конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью, социально-производственная инфраструктура, лесохозяйственные работы



Хозяйственная жизнь часто дает примеры, когда конкуренция, с некоторых точек зрения, не имеет смысла, а в ряде случаев даже вредна. Например, при реализации глобальных проектов нет смысла в конкурентном противостоянии государств, а есть смысл в кооперации их усилий. На глобальном уровне вступают в кооперацию крупные корпорации для реализации проектов, например, в создании информационных сетей, в здравоохранении, в решении экологических проблем.

На уровне работы с рядовым потребителем также не редки случаи, когда конкуренция не имеет смысла.

Фактически, конкурентный механизм экономики, в отличие от кооперационного, оборачивается двойными издержками при производстве одного вида продукции, работ, услуг.

Тем не менее, на современном этапе развития мы видим конкурентное противостояние на рынках продукции, работ, услуг производителей подобных товаров. При этом наиболее наглядно конкуренция проявляется в так называемых конкурентных преимуществах товаров и производителей.

Инновации и конкурентоспособность

Ключевым направлением формирования конкурентных преимуществ предприятий промышленности в настоящее время становится инновационная деятельность. Причем, не только в производстве, но и в продвижении продукции на старых и новых рынках.

Инновации, с помощью которых осуществляется достижение конкурентных преимуществ, имеют достаточно обширную классификацию. Среди них выделим следующие:

– существенные инновации в производстве продукции, работ, услуг, представляющие в результате абсолютно новые для рынка продукцию, работы, услуги;

– комплекс новых видов продукции, работ, услуг, дополняющий имеющиеся на рынке;

– новые виды продукции, работ, услуг для данного рынка, получаемые путем их репозиционирования на новые сегменты рынка;

– усовершенствованные виды продукции, работ, услуг, полученные в результате развития продуктовой линии. Это самые распространенные инновации, связанные с изменениями свойств или характеристик существующего производства;

– старые виды продукции, работ, услуг с измененным стилем продажи – наиболее простой тип инноваций, хотя они бывают более заметны.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность лесопромышленного комплекса

Научные сотрудники Института народнохозяйственного прогнозирования РАН В.А. Сальников и Д.И. Галимов считают, что формальные признаки конкурентоспособности отрасли необходимо дополнить содержательным анализом факторов, ее обеспечивающих. Именно на этой основе можно определить устойчивость конкурентоспособности (или – конкурентные преимущества) в перспективе с учетом возможностей и ограничений развития [5].

Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность отрасли, являются:

1) позиционирование на мировом рынке, то есть степень экспортной ориентированности производства (доля экспорта в выпуске и ее динамика);

2) позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с иностранными конкурентами (доля импорта готовой продукции на рынке, ее динамика);

3) достигнутый технологический уровень отрасли, выражающийся в объеме накопленных инвестиций и качественных характеристиках мощностей, а также прогресс в этой области (интенсивность инвестиционной активности);

4) уровень концентрации на рынках (наличие крупных эффективных отечественных компаний), достаточный для конкуренции с мировыми компаниями – лидерами в соответствующих отраслях;

5) обеспеченность сырьевой базой, развитость кооперационных связей (включенность в кластеры конкурентоспособности), историческая привязанность потребителей к производителям;

6) масштабы теневого сектора и уровень правоприменения.

Классификация факторов конкурентоспособности

Среди ограничивающих конкурентные преимущества и конкурентоспособность факторов для отечественной промышленности В. А. Сальников и Д. И. Галимов выделяют [5]:

– замедление экспансии на мировых рынках сырьевых ресурсов;

– снижение доходности экспортных операций;

– ослабление позиций отечественных компаний вследствие повышения уровня открытости рынков, связанное в перспективе с укреплением рубля, вступлением в ВТО, сменой форматов торговли (экспансией иностранных торговых сетей);

– усиление иностранных конкурентов – новых индустриальных центров;

– потерю возможностей роста и снижение общей эффективности производства вследствие недостаточной обеспеченности обрабатывающих производств сырьем, несоответствия существующих мощностей ожидаемому лавинообразному расширению спроса в рамках циклов обновления оборудования и техники;

– ухудшение обеспеченности квалифицированными кадрами и рабочей силой в перспективе 5–10 лет как результат масштабного выбытия по возрасту квалифицированных кадров и длительной паузы в замещении их молодыми специалистами.

О.Ю. Ворожбит в своей работе дает следующую классификацию факторов конкурентоспособности [1].

1. Внутренние факторы:

– административный ресурс;

– инновационная активность организации;

– стратегия развития предприятия;

– система управления конкурентоспособностью продукции;

– материально-техническая база;

– конкурентоспособность продукции;

– ценовая политика;

– квалификация персонала;

– мотивация и стимулирование работников;

– использование информационных ресурсов.

2. Внешние факторы:

– экономические факторы;

– научно-технические факторы;

– факторы природной среды;

– политико-правовые факторы;

– стратегия конкурентов;

– общественные организации;

– уровень развития инфраструктуры рынка;

– конъюнктура рынка;

– потребители продукции;

– спрос на рынке труда.

Укрупненно М. Портер дал следующие группы факторов: людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура [4].

Лесопромышленный комплекс региона

Как отмечается в ряде работ, в лесопромышленном комплексе (ЛПК) регионов России, сложилась неконкурентоспособная ситуация [2, 3, 6].

Как показано в работе О.Н. Морозовой [3], в настоящее время структура управления ЛПК и лесным хозяйством Удмуртской Республики и применяемые методы управления ориентированы на выполнение отраслевых задач. Для дальнейшего развития ЛПК необходима более глубокая координация действий органов государственной власти, местного самоуправления и бизнес-структур по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры.

Среди недостатков существующей структуры управления следует отметить отсутствие эффективных механизмов взаимодействия участников ЛПК и ограниченность инструментов государственной поддержки.

Эффективность управления ЛПК и лесным хозяйством Удмуртской Республики является недостаточно высокой, о чем свидетельствуют следующие факторы и показатели:

– снижение эффективности использования расчетной лесосеки до 42%;

– низкий уровень рентабельности в целом по отрасли, составляющий 3,1%, при уровне рентабельности обрабатывающих производств в республике – 10,7%;

– неготовность лесозаготовителей к проведению лесохозяйственных работ ввиду отсутствия техники, финансовых средств, кадров;

– изношенность основных производственных фондов ЛПК;

– отсутствие лесовозных дорог при освоении новых удаленных лесных массивов;

– низкий уровень доходов занятых в отрасли работников: их среднемесячная заработная плата в 2006 году составила 4495 руб. (54,9% от средней зарплаты по обрабатывающим производствам республики) [6].

Тем не менее, в работах исследователей формулируются теоретические подходы и методические рекомендации по формированию и развитию лесопромышленного комплекса регионов России в современных условиях [3, 6].

Таким образом, актуальным на данном этапе является вопрос совершенствования управления конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса. Решение этой задачи лежит в области формирования на уровне региона механизмов воздействия на факторы конкурентоспособности для обеспечения конкурентных преимуществ ЛПК на мировом и региональных рынках России.


Источники:

1. Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рыбной промышленности: Дисс. … д-ра экон. наук. – Владивосток: ВГУЭС, 2009. – 324 с.
2. Лесозаготовительная и лесопильно-деревообрабатывающая промышленность России: Итоги 2009 г.: Аналитический отчет. / Discovery Research Group. М., 2010. – 239 с.
3. Морозова О.Н. Формирование и развитие лесопромышленного комплекса в регионе: Дисс. … канд. экон. наук. – Ижевск: УдГУ, 2009. – 151 с.
4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.
5. Сальников В.А., Галимов Д.И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. – 2006. – № 2. – С. 55–84.
6. Тугбаев О.Г. Управление стратегией реформирования предприятий лесопромышленного комплекса на примере ОАО «Увадрев-Холдинг»: Дисс. … канд. экон. наук. – Ижевск: ИжГСХА, 2007. – 202 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:42