Экономико-правовой механизм создания особых экономических зон
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Каменщиков П.В. Экономико-правовой механизм создания особых экономических зон // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 18-23.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию особенностей экономико-правового механизма создания особых экономических зон (ОЭЗ). Рассматриваются элементы экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ, связанные с обеспечением их эффективного развития.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, система управления, особая экономическая зона, правовой режим, экономико-правовой механизм, специальные льготы, фискальные методы
Специальный правовой режим ведения бизнеса в особых экономических зонах (ОЭЗ) создается в целях формирования необходимых условий:
– для активизации инвестиционной деятельности в отдельных регионах;
– повышения эффективности работы субъектов хозяйствования;
– содействия развитию приграничного экономического сотрудничества и т.д.
Несмотря на положительные аспекты функционирования особых экономических зон, имеются и негативные моменты в механизме их работы.
Так, лояльный административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах нередко использовался в качестве средства легализации вывоза за границу из России стратегических ресурсов и валюты.
Согласно экспертным оценкам, наибольшая часть из 2 млрд долларов США, ежемесячно нелегально вывозившихся из России в конце 90-х гг. прошлого века, проходила через свободные экономические зоны [3, c. 10].
Организация ОЭЗ
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ. Такой порядок, с одной стороны, в наибольшей степени соответствует действующему законодательству. А с другой, предопределяет целесообразность создания нормативно-правового документа, имеющего статус подзаконного акта и отражающего перечень прав и полномочий в области ОЭЗ, делегированных федеральными органами власти органам государственной власти субъектов федерации.
Таким документом, на наш взгляд, может стать постановление Правительства РФ «О разграничении предметов ведения и правомочий по вопросам ОЭЗ между государственными органами власти Российской Федерации и её субъектов». При этом какие-либо договорные отношения в области разграничения полномочий между органами государственной власти не допустимы.
Рассмотрение вопросов, связанных с организацией ОЭЗ, позволяет сформулировать следующий общий порядок их создания и функционирования:
– определение инициаторов создания ОЭЗ (правительственные органы, зарубежные партнеры) и разработка проекта, утверждаемого правительством страны;
– обоснование, исходя из государственной цели и реальных предпосылок создания ОЭЗ, её функционального назначения;
– выбор для ОЭЗ территории, по возможности обеспеченной элементами инфраструктуры, трудовыми ресурсами, сырьем, и имеющей выход на национальный и международные рынки;
– создание органов управления особой экономической зоной, действующей на основе самоокупаемости и самофинансирования;
– формирование экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ, включающего в себя экономический и организационно-правовой блоки.
Меры по обеспечению целевой функции особых экономических зон
Формирование экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ основано на его специфичном характере. Выбор экономико-правового механизма создаваемой зоны предопределен её целями и типом. Это одно из важных условий обеспечения эффективного функционирования ОЭЗ.
Причем формирование экономико-правового механизма зоны того или иного типа проводится на основе общей схемы и стандартного набора структурообразующих элементов, которые отбираются и варьируются специфическим образом для каждой ОЭЗ.
Важно отметить, что для обеспечения целевой функции экономико-правового механизма ОЭЗ в мировой практике используется универсальный набормер, который можно объединить в три группы: финансовые, фискальные и административные.
Финансовая группа мер стимулирования привлечения инвестиций включает субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, предоставляемые для решения определённых задач, и ускоренную амортизацию основных производственных фондов ОЭЗ. Фискальные меры представляются в виде отмены, отсрочки уплаты или снижения ставок налогов, пошлин, тарифов.
К группе административных мер относятся стимулы организационного характера:
– выделение земельных участков;
– организационно-правовая поддержка субъектов хозяйствования;
– предоставление необходимой информации о состоянии рынка соответствующей продукции;
– подготовка бизнес-плана;
– выбор удобного места расположения строящегося объекта;
– государственные расходы на развитие производственной инфраструктуры и обеспечение права ее льготного использования.
Общие и специальные льготы
Целесообразно подразделить все используемые общие элементы экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ на два блока:
1. Экономический блок.
2. Организационно-правовой блок.
В состав экономического блока включается создание условий, обеспечивающих привлекательный инвестиционный климат; стимулирующий валютно-финансовый режим; благоприятствующая таможенная политика.
В число общих льгот, распространяющихся как на иностранные; так и на отечественные предприятия ОЭЗ, могут быть включены следующие:
– освобождение экспортно-импортных операций, совершаемых предприятиями, от уплаты таможенных пошлин, и сборов, а также от применения нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей;
– снижение таможенных платежей при ввозе товаров, предназначенных для внутреннего рынка зоны;
– снижение ставок налогов и арендных платежей;
– обеспечение финансовыми и материальными ресурсами в рамках государственного заказа;
– гарантированное обеспечение рабочей силой по упрощенной системе найма и увольнения.
К специальным льготам, предоставляемым только иностранным инвесторам, можно отнести:
– меры по дополнительной защите иностранных инвестиций. В частности, право конвертировать часть прибыли, получаемой в национальной валюте в твердую валюту по рыночному обменному курсу через банки зон;
– упрощение процедур оформления въездных и выездных документов;
– предоставление права выхода на внутренний национальный рынок;
– обеспечение наличия государственного заказа.
Созданию привлекательного инвестиционного климата способствуют:
– оформленные в программных документах образования ОЭЗ юридические гарантии стабильности зонального механизма в течение установленного времени;
– права и порядок возмещения инвесторам потерь, связанных с возможными изменениями статуса зоны в сторону уменьшения льгот и ужесточения режима.
Таким образом, институциональная структура системы управления зонами на территории государства может быть представлена:
– функциональной структурой управления ОЭЗ во главе с администрацией с наделением ее в ряде случае серьезными властными полномочиями, которые могут быть делегированы, в том числе различными министерствами и ведомствами;
– наличием в государстве федерального органа власти по контролю развития зон. Данный орган должен иметь надведомственный статус и не входить в структуру какого-либо министерства;
– подчинением администрации ОЭЗ (особенно крупных) федеральному органу государственной власти, который непосредственно решает все вопросы развития особых экономических зон.
Организационно-правовые основы деятельности ОЭЗ
На территории ОЭЗ допускается создание предприятий любых форм собственности (частных, коллективных, акционерных, государственных, основанных на национальном или иностранном капитале) и их сочетание. Говоря об организационно-правовых основах деятельности ОЭЗ, необходимо отметить, что перспективы сотрудничества потребуют их адаптации к уже отработанным юридическим нормам и процедурам в практике международного экономического сотрудничества.
Трудовые отношения на территории ОЭЗ должны строиться на основе национальных и международных норм, действующих в этой области. Все вопросы, касающиеся найма и увольнения работников, режима, условий и оплаты труда, отдыха, предоставления гарантий, компенсаций и льгот на всех предприятиях зоны, включая предприятия с иностранными инвестициями, регулируются коллективным и индивидуальным трудовыми договорами. Они не могут ухудшать положения действующего в стране трудового законодательства. Вопросы социального страхования и обеспечения работников в зоне регулируются нормами действующего законодательства страны постоянного места жительства работников и оговариваются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.
В заключение необходимо отметить, что, как и в других странах, для крупного капитала в России имеется немало возможностей роста, различающихся по своей привлекательности, риску, конкурентоспособности будущего предприятия и его продукции, а также другим параметрам. Не может быть сброшен со счетов и политический фактор. В этой связи анализ динамики тенденций движения капитала развитых стран и способов его преумножения – необходимое предварительное условие разработки проекта ОЭЗ государством, настроенным на освоение данной формы внешнеэкономической деятельности.
Источники:
2. Гомин А.П., Городилов А.А., Каргополов С.Г. XXI век: Свободная зона и особый статус. – Калининград: Янтарный сказ, 2001. – 176 с.
3. Викторов И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. – 2000. – № 11. – C. 9–12.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:37