Применение механизма международного финансового лизинга на российском рисковом инвестиционном рынке
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (27), Март 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Вероятно, в настоящее время наиболее оптимальной формой функционирования лизинговой компании является вовлечение ее в ту или иную форму деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ). Зачастую возможен так называемый кросс-шеринг, когда лизинговая компания принадлежит и банку, и лизингополучателю либо группе, в рамках которой работает лизинговая компания. Такой подход делает сделку более прозрачной и, в конечном счете, позволяет централизовать финансовые ресурсы, имеющиеся в рамках ФПГ.
(Продолжение. Начало в 2/2002)
Ключевые слова: лизинг, международный лизинг
Вероятно, в настоящее время наиболее оптимальной формой функционирования лизинговой компании является вовлечение ее в ту или иную форму деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ). Зачастую возможен так называемый кросс-шеринг, когда лизинговая компания принадлежит и банку, и лизингополучателю либо группе, в рамках которой работает лизинговая компания. Такой подход делает сделку более прозрачной и, в конечном счете, позволяет централизовать финансовые ресурсы, имеющиеся в рамках ФПГ. Данная схема позволяет контролировать объекты инвестирования (промышленные предприятия) как с точки зрения их акционерного капитала (контрольный пакет акций, как правило, принадлежит непосредственно или через холдинговую компанию возглавляющему ФПГ банку или банкам), так и с точки зрения движения финансовых потоков (их прохождение осуществляется через головной банк или банки ФПГ). В этом случае риски, сопряженные с инвестициями, в большей степени поддаются оценке и минимизации, чем при других формах инвестиционной деятельности.
Основная цель ФПГ ‑ формирование благоприятных условий для интеграции банковского и промышленного капитала. При этом предприятия, входящие в группу, получают дополнительный источник финансирования на приемлемых условиях. Кроме того, принадлежность предприятия к ФПГ открывает дополнительные возможности для привлечения финансирования под гарантии финансовых структур группы. В данном случае речь идет не только об общеизвестных финансовых механизмах.
Как для промышленного предприятия, так и для инвестора надежность сделки оценивается через призму мощнейших инфраструктурных ресурсов финансово-промышленных групп, среди которых выделим следующие:
‑ осуществление сбыта, включая экспорт через крупнейшие трейдинговые компании;
‑ возможность использования лизинговых механизмов;
‑ получение целевых иностранных кредитов и гарантий;
‑ страхование рисков через национальные экспортные агентства;
‑ доступ к групповым инфраструктурным ресурсам, а также к информационным базам данных.
Особые возможности открываются для развития лизинговой деятельности и использования преимуществ этого вида инвестиционного бизнеса всеми участниками группы.
Каждая конкретная схема финансирования включает в себя варианты обеспечения возврата кредита, основными из которых являются:
а) гарантия национального экспортного агентства страны-поставщика оборудования;
б) соглашение о переуступке выручки по подписанному специально под конкретную сделку экспортному контракту на поставку высоколиквидных материалов;
в) финансовое поручительство;
г) гарантия предприятия-лизингополучателя или банка;
д) соглашение о залоге оборудования;
е) соглашение о переуступке лизинговых платежей;
ж) соглашение об обратном выкупе оборудования фирмой-производителем;
з) другие вспомогательные соглашения.
Лизинговые компании, работающие в рамках ФПГ, как правило, располагают возможностями привлечения более дешевых ресурсов, что, естественно, повышает конкурентоспособность оказываемых ими услуг. В целом при осуществлении лизинговых проектов в рамках ФПГ обеспечивается высокий уровень координации между всеми участниками сделки.
Основными целями при создании лизинговой компании является защита акционеров за счет концентрации инвестиционных ресурсов в одном потоке, т.к. приобретение оборудования именно лизинговой компанией во многом снижает риск его ареста со стороны государства или кредиторов. В нашем случае лизинговая компания является единым покупателем для всех клиентов группы, что позволяет на несколько процентов снижать закупочные цены. Это становится более выгодным для лизингополучателя.
Вторым преимуществом применения указанных схем является возможность более активного использования лизинговыми компаниями как своих, так и свободных ресурсов лизингополучателя, которые он и так готов был вложить в осуществление данного конкретного проекта. Таким образом, лизинг должен выступать в двоякой роли: во-первых, как эффективный механизм приобретения оборудования, и, во-вторых, он позволяет производить ускоренную амортизацию. При этом быстро и качественно решаются вопросы подготовки и подписания кредитной документации, получения лицензии ЦБ РФ на проведение операций, связанных с движением капитала, таможенного оформления и таможенного контроля, а также другие административные вопросы. Третье, чему способствует лизинг ‑ это поиску новых форм взаимодействия с банками. По мере того, как лизинг будет утверждаться на рынке в качестве наиболее защищенного и прозрачного способа инвестирования средств в основные фонды, банки будут более охотно вкладывать свои средства в такого рода инвестиции.
На практике сложилась достаточно интересная ситуация ‑ отсутствуют инструменты эффективного вложения средств банков как на короткий, так и на длительный срок. В данном случае лизинг хоть и не принесет сверхприбылей банкам, но он может гарантировать более или менее стабильный доход в течение, по крайней мере, двух-трех лет. При этом необходимо использовать альтернативные схемы финансирования, объединяя как прямое кредитование, так и документарные операции в виде гарантий и аккредитивов. И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов привлечение зарубежного финансирования под гарантии государственных экспортных агентств, а также международных финансовых организаций.
Лизинговая компания предоставляет своим клиентам специфическую услугу: она организует достаточно сложную, наполненную юридическими и финансовыми, кредитными, производственными и рыночными рисками лизинговую сделку. От того, насколько глубоко будет просчитан лизинговый проект, насколько грамотно будут составлены договоры, заключаемые сторонами лизинговой сделки, будет зависеть успех её реализации и сопровождения. Итак, что такое лизинговая сделка?
«Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга» (статья 2 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге»). Как правило, в каждой лизинговой сделке участвуют следующие субъекты экономической деятельности:
‑ продавец оборудования ‑ фирма-производитель оборудования (российская или зарубежная),
‑ официальный дилер российского или зарубежного производителя оборудования или, как вариант, зарубежная лизинговая компания.
Лизингополучатель ‑ юридическое или физическое лицо, которому необходимо оборудование для ведения предпринимательской деятельности.
Лизингодатель ‑ как правило, российская лизинговая компания.
Банк (или иной кредитор) ‑ юридическое лицо, предоставляющее лизинговой компании финансовые ресурсы для приобретения оборудования.
Страховщик ‑ страховая компания, которая производит страхование переданного в лизинг оборудования.
Процедура лизинговой сделки выглядит следующим образом: поставщик и лизингодатель заключают договор купли-продажи (договор поставки) оборудования, а при необходимости, договор подряда на проведение строительно-монтажных работ. Лизингополучатель, который, как правило, самостоятельно выбирает и оборудование, и поставщика, также часто является стороной договора купли-продажи и сопутствующих договоров.
Банк (кредитор) и лизингодатель заключают кредитный договор. Лизингодатель и лизингополучатель заключают договор лизинга. Лизингодатель и страховщик заключают договор страхования оборудования. Это может сделать и лизингополучатель, но обязательно в пользу лизингодателя.
Практическая реализация лизинговой сделки намного сложнее, чем её теоретическое описание, только действительно совместная заинтересованность и согласованность действий всех сторон лизингового проекта гарантирует его успех. Итак, на что следует обращать внимание при подготовке лизинговой сделки?
Один из этапов лизинговой сделки ‑ заключение договора купли-продажи с поставщиком оборудования. Лизингополучатель заинтересован в том, чтобы получить в лизинг работоспособное оборудование, отвечающее техническим и качественным характеристикам, которые декларируются поставщиком. Поставщик желает это оборудование продать, возместить затраты на его производство и получить прибыль.
Поскольку лизинговая компания является лишь промежуточным звеном в цепи «продавец-получатель», ей необходимо полностью обезопасить себя от различных рисков, которые могут возникнуть на этапе поставки оборудования. К таким рискам относятся: непоставка оборудования фирмой-поставщиком; невозврат аванса в случае непоставки оборудования; задержка в поставке оборудования; утрата груза во время доставки оборудования на склад лизингополучателя.
Чтобы в дальнейшем избежать лишних проблем, особое внимание необходимо уделить следующим статьям договора поставки: базис поставки оборудования; условия платежа; четкие требования к закупаемому оборудованию (состав, качественные характеристики); определение условий исполнения продавцом своих обязательств, предусмотренных контрактом; штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщика по контракту или иные формы обеспечения.
Наиболее удобный базис поставки по международным контрактам купли-продажи ‑ поставка на условиях D.D.P (DELIVERED DUTY PAID (…named place of destination): поставлено, включая оплату пошлины (в указанном месте назначения), риски поставки оборудования до склада получателя несет продавец, он же осуществляет растаможивание). Однако зарубежные производители оборудования, учитывая высокий уровень риска по контрактам с российскими предприятиями, в лучшем случае, соглашаются на условия D.D.U (DELIVERED DUTY UNPAID (…named place of destination): поставлено, пошлины не оплачены (в указанном месте назначения), риски поставки оборудования до склада получателя несет продавец). Так что заботы по таможенной очистке ввозимого оборудования, как правило, ложатся на плечи лизингодателя.
Лизингополучателю необходимо позаботиться о том, чтобы в контракте были грамотно прописаны спецификация на оборудование и техническая документация, качественные и количественные характеристики поставляемого оборудования, а также условия упаковки, транспортировки, монтажа и пуско-наладки оборудования. Именно поэтому он, как правило, принимает самое активное участие в процессе подготовки текста договора купли-продажи и в подавляющем большинстве случаев является одной из сторон данного договора. Что касается штрафных санкций, то лизингодатель и лизингополучатель должны предвидеть все возможные расходы, которые могут возникнуть при нарушении условий поставки оборудования, и установить в контракте соответствующие им размеры пени и штрафов, а также сроки их уплаты.
Много вопросов возникает с авансовыми платежами по зарубежным контрактам. Раньше, как уже говорилось выше, максимальный срок между оплатой аванса и поставкой оборудования составлял 180 дней, и банки без особых проблем предоставляли гарантии на возврат аванса. Сегодня ситуация осложнилась. Серьезные проблемы возникли в связи с последними изменениями в валютном законодательстве. Наибольшее недовольство лизинговых компаний вызывают следующие требования в области валютного контроля: необходимость 100%-го резервирования при перечислении денежных средств за рубеж или обязательное получение гарантии банка-нерезидента на возврат платежа, а также сокращение до 90 дней срока операций, попадающих в разряд валютных операций, связанных с движением капитала. Эти требования сильно ограничивают деятельность лизинговых компаний по следующим причинам.
Зарубежные поставщики, адекватно оценивая риски, связанные с Россией, непременным условием контракта называют авансовый платеж в размере 30-60% от контрактной стоимости. Если речь идет о сложном дорогостоящем технологическом оборудовании, то его начинают производить только после получения авансового платежа. Таким образом, лизинговой компании и лизингополучателю приходится искать дополнительные финансовые ресурсы, что, естественно, удорожает сделку. Данную проблему можно частично решить, используя вексельные схемы, однако усложнение структуры взаимоотношений с учетом длительного характера лизинговой сделки увеличивает операционный риск проекта. Оформление гарантии банка-нерезидента также требует затрат времени и средств. Да и сам процесс изготовления сложного технологического оборудования порой затягивается иногда на год и более, и при этом не всегда возможен его ввоз частями. Получение же лицензии Центробанка РФ занимает много времени, увеличивая затраты лизинговой компании и, соответственно, лизингополучателя .
Вследствие указанных обстоятельств лизинговая компания вынуждена отклонять большую часть коммерческих предложений иностранных поставщиков. Конечно, можно решить эти проблемы при помощи заинтересованных в сделке кредитных учреждений, имеющих корреспондентские отношения с оффшорными банками. Однако, учитывая долгосрочный характер лизинговых сделок и сложный состав участников, такой ход представляется достаточно рискованным.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:03:15