Элиминирование теневых экономических отношений: легализация или противодействие
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
С одной стороны, теневые экономические отношения принято считать серьезнейшей угрозой экономической безопасности государства. С другой, они очень часто способствуют развитию официальной экономики, являясь носителем инновационных решений социально-экономических проблем. Какую же стратегию следует избрать государству: исключение теневых отношений из экономической жизни или активное их подключение к легальной хозяйственной деятельности?
Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика
Теневые экономические отношения (ТЭО) представляют собой специфическую форму проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных структур, гражданами в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Они не подконтрольны государству и часто противоречат общепризнанным морально-этическим нормам и действующему законодательству отношений.
По своему содержанию теневые экономические отношения направлены на минимизацию издержек экономической деятельности и максимизацию дохода. ТЭО проявляются в форме противоправных действий их субъектов, поскольку основаны на полном или частичном игнорировании формальных норм хозяйствования.
Трансформация и противоречия
С одной стороны, теневые экономические отношения принято считать одной из серьезнейших угроз экономической безопасности государства. С другой стороны, они очень часто способствуют развитию официальной экономики.
В процессе своего развития теневые экономические отношения постоянно изменяются и трансформируются. Исходным социально-экономическим противоречием, лежащим в основе трансформации ТЭО, является противоречие между характером регулирующего воздействия государства на условия ведения бизнеса и интересами предпринимателей.
Если система государственного регулирования экономических отношений соответствует характеру интересов предпринимательства и сложившимся морально-этическим нормам, то она создает необходимые предпосылки для поступательного развития бизнеса и экономики в целом и содействует сокращению масштабов теневой экономики. Когда же система регулирующего воздействия государства осуществляет прессинг и воздвигает все новые барьеры для эффективного развития бизнеса, это создает объективные предпосылки для его перехода в тень.
Исследования показали, что в стране за последние 40 лет существенно возросли масштабы теневой экономики, результатом чего явилось появление новых и обострение старых социально-экономических проблем (см. табл. 1).
Таблица 1
Этапы трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации
Этапы
развития теневой экономики
|
I этап.
Теневая экономика административно-распределительной системы хозяйствования (1970–1991 гг.) |
II этап.
Теневая экономика переходного периода (1992–2001 гг.) |
III
этап.
Теневая экономика постпереходного периода (2002 г. – настоящее время) |
Масштабы
теневой экономики, % от ВВП (экспертные оценки)
|
От
3 до 5%
|
От
10 до 45%
|
от
24 до 75% и более
|
Особенности
содержания теневой экономики
|
–
распространение в сферах производства и распределения хронически дефицитных товаров
и услуг;
– подпольная экономическая деятельность так называемых «цеховиков»; – специализация на производстве продукции легкой промышленности; – производство подпольной продукции, осуществляемое в основном на государственных предприятиях; – реализация и продажа товаров через так называемые «черные» рынки; – преувеличение результатов хозяйственной деятельности, то есть фиктивная декларация о выполнении планов в целях получения легальных доходов (приписки) |
–
масштабное распространение теневых экономических
отношений в отношениях собственности, практически во всех отраслях народного
хозяйства;
– перемещение акцентов с фиктивных операций по преувеличению достижений хозяйственной деятельности на сокрытие деятельности с целью ухода от налогов и извлечения нелегальных доходов; – институционализация теневой экономики, когда наряду с официальной существенные позиции заняла неформальная, повторяющая институты легальной экономики (теневое налогообложение, инвестирование, защита бизнеса и др.) |
–
проникновение теневых экономических отношений во все неэкономические сферы общества
(политика, право, наука, образование, армия, спорт и др.);
– формирование рыночного механизма решения ряда политических, экономических, социальных, правовых, кадровых и др. вопросов; – дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых форм к постоянно действующим сетевым формам теневых экономических отношений; – формирование устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей органов государственной власти; – криминализация не только теневых, но и всей системы общественных отношений |
Опасные тенденции
Анализ тенденций трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации свидетельствует о том, что за последние четыре десятилетия они имели тенденцию к расширенному самовоспроизводству на основе интеграции и взаимодействия коррупции и теневой экономики.
К наиболее важным и общественно опасным тенденциям трансформации ТЭО следует отнести:
– резкое возрастание масштабов теневой экономики;
– усиление антисоциальной и криминальной направленности теневых экономических отношений;
– развитие теневых экономических отношений, заключающее в себе две диаметрально противоположные тенденции прогресса (позитивные эффекты стабилизирующего воздействия) и регресса (негативные эффекты дестабилизирующего воздействия), в основном стало проявляться в деструктивных результатах. Причем регресс явно стал выступать как преобладающая тенденция;
– в процессе трансформации теневых экономических отношений предпринимательство и представители государственной власти изменили собственную систему ценностей, взаимоотношений, а также механизмы их реализации. Это привело к значительному преобладанию криминально-экономических отношений над неформальными социально ориентированными;
– усложнение теневых экономических отношений привело к формированию так называемых социальных рынков, где объектами купли-продажи стали политические, экономические, социальные, кадровые решения, лоббирование финансовых, экономических и иных интересов, получение различного рода привилегий, льготных условий и т.д.;
– дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых сделок к постоянно действующим сетевым формам ТЭО приводит к формированию устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей определенных органов государственной власти. Это наносит существенный ущерб социально-экономическому развитию общества.
Элиминирование
Сложность, неоднородность и противоречивость сложившейся системы теневой экономики в стране требуют выработки нетрадиционных подходов к ее решению. Таким подходом может служить элиминирование [1] теневых экономических отношений как процесс, направленный на их максимально возможное устранение и исключение из хозяйственной практики.
В современной отечественной практике в наибольшей степени используются инструменты противодействия теневым экономическим отношениям, которые, как показывает опыт, далеко не всегда позволяют решить проблему. Особенность же элиминирования как раз и состоит в том, что данная проблема решается на основе комплексного подхода в результате сбалансированного использования методов как легализации, так и противодействия теневым экономическим отношениям.
Сбалансированное использование методов легализации и противодействия предполагает, прежде всего, выработку критериальных признаков по определению места и роли (позитивной или негативной) тех или иных видов теневых экономических отношений в социально-экономическом развитии. Такими признаками должны являться, прежде всего:
– причины формирования ТЭО;
– социально-экономические интересы субъектов ТЭО;
– цели субъектов ТЭО;
– характер социальных связей, используемых для развития бизнеса;
– форма задействованного капитала (легальная или криминальная);
– используемый субъектами ТЭО способ присвоения (см. табл. 2).
Таблица 2
Признаки криминальных и неформальных теневых экономических отношений
№ п/п
|
|
Теневые экономические отношения
| |
Криминальные экономические отношения
|
Неформальные экономические отношения
| ||
1
|
Причины формирования теневых
экономических отношений
|
Определяемые представителями теневого
бизнеса сферы незаконной предпринимательской деятельности по производству
товаров и услуг, наносящих вред и ущерб здоровью людей и обществу и
противоречащих морально-этическим нормам
|
Возводимые государством административные
барьеры на пути эффективного развития легального бизнеса, не наносящего вред
и ущерб здоровью людей и обществу и не противоречащего морально-этическим нормам
|
2
|
Интересы субъектов теневых экономических
отношений
|
Дальнейшее пребывание в тени и развитие
криминально-экономической деятельности
|
Легализация доходов и осуществление
своей деятельности законными способами
|
3
|
Цели субъектов теневых экономических отношений
|
Функционирование криминалитета
существующих условий и его дальнейшее развитие
|
Выход на открытый рынок, легализация и
эффективное развитие бизнеса
|
4
|
Социальные связи, используемые для
развития бизнеса
|
Мафиозно-клановые связи,
характеризующиеся полной закрытостью и непрозрачностью
|
Деловые организационные, экономические,
социальные, финансовые и другие связи, характеризующиеся открытостью и
прозрачностью
|
5
|
Форма капитала
|
Теневой (криминальный) капитал, сделка
по смене собственника которого возможна лишь с субъектом криминального
бизнеса
|
Легальный капитал, сделка по смене
собственника которого возможна с любым субъектом легального бизнеса
|
6
|
Способ присвоения
|
Криминальные, внеэкономические способы,
связанные с насилием
|
Общественно признанные легальные
экономические способы ненасильственного характера
|
Легализация и противодействие
С учетом дифференциации теневых экономических отношений на неформальные и криминальные должна разрабатываться соответствующая стратегия государственной политики. Причем такая стратегия должна включать в себя два основных направления.
Первое направление – радикально-либеральное – предполагает легализацию теневых экономических отношений. Легализация должна включать в себя систему мер, обеспечивающих все необходимые предпосылки и факторы для выхода теневого бизнеса из тени и активного его подключения к легальной хозяйственной деятельности.
Второе направление – репрессивное, предполагающее расширение и усиление взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в борьбе против теневой экономики. Данные мероприятия должны быть направлены, прежде всего, на противодействие и ликвидацию теневых экономических отношений в сферах производства, распределения, обмена и потребления продуктов и услуг, неприемлемых для общества в силу сложившихся морально-этических норм и наносящих ущерб жизни и здоровью людей.
Применение данного методологического подхода к разработке и реализации стратегии государственной политики в решении проблемы теневых экономических отношений позволит обеспечить максимизацию решения стоящих перед обществом задач.
[1] Элиминирование (от лат. elimino — выношу за порог, изгоняю) — исключение из рассмотрения в процессе анализа, расчета, контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных с изучаемым, процессом — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:21:02