Проблемы финансового обеспечения социальной инфраструктуры нефтегазодобывающих монопоселений

Данилова С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Стабильность территорий, экономическое развитие компаний во многом зависят от продуманной и эффективной социальной политики. Результативность социальных программ зависит от их финансового обеспечения, привлекаемого как из уже существующих источников, так и новых.

Ключевые слова: социальные программы, нефтяные компании, социальная политика, социальная инфраструктура, монопоселение, монотерритория



Степень развития социальных объектов необходимо рассматривать как важнейший показатель уровня экономического прогресса в нефтегазодобывающих округах, оказывающий существенное влияние на территориальную организацию производства, перераспределение трудовых ресурсов и их использование.

Нефтяные предприятия, создавая дополнительные социальные блага на первых этапах своего функционирования участвовали в формировании социальной сферы монотерриторий. В настоящее время компании реализуют социальные программы, в большинстве случаев направленные только на удовлетворение социальных потребностей своего персонала и членов их семей.

Социальные программы нефтегазодобывающих компаний

За время существования нефтегазодобывающего производства проведена значительная работа по созданию приемлемых условий для работающих и проживающих в регионах освоения. Решение проблем в социальной инфраструктуре, несомненно, сказывается на повышении эффективности производства, прежде всего, на территориях хозяйствования нефтегазового комплекса. Это происходит благодаря созданию возможности рационального использования трудовых ресурсов, сокращению производственных потерь, связанных с набором кадров и их обучением. [1, с. 34].

Применение на практике социальной ответственности обязывает хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, к формированию масштабной социальной политики.

Эффективные социальные программы градообразующих нефтегазодобывающих компаний способствуют росту экономической стабильности монопоселений и увеличению их инвестиционной привлекательности. На реализацию социальных мероприятий нефтегазодобывающие холдинги направляют внушительные объемы финансовых ресурсов.

Условия и режим функционирования нефтяных предприятий требует формирования и исполнения разноплановых социальных программ, результатами которых будет достижение удовлетворения максимального набора социальных нужд трудового коллектива. Именно разнообразие социальных расходов является одним из факторов повышения эффективности реализуемой социальной политики.

Направления воздействия социальных мероприятий нефтяных компаний достаточно широки (негосударственное пенсионное обеспечение, медицинское страхование, подготовка и переобучение работников, санаторно-курортное лечение, материальная помощь, культурно-массовые и спортивные мероприятия, жилищная программа, благотворительные цели, шефская помощь и др.). Это дает возможность утверждать о высокой социальной ответственности нефтегазодобывающих предприятий, функционирующих в северных провинциях Западной Сибири.

Существует и целый комплекс социальных функций, наличие которых обязательно для работающего предприятия. К обязательным относятся затраты, обусловленные:

– особенностями производственного процесса;

– законодательными или иными нормативными актами;

– региональными, отраслевыми или другими видами коллективных договоров;

– уровнем конкуренции на рынке труда;

– устоявшимися национальными и культурными традициями.

Обязательные виды социальных услуг, предоставляемых работникам от имени компании, имеют определенные стандарты по форме, качеству и количеству [6, с. 13].

Источники финансирования социальных программ

В финансировании социальных программ нефтегазодобывающими предприятиями активно используется чистая прибыль для обеспечения большинства социальных расходов непроизводственного направления. Но при реализации социальных затрат, обеспеченных законодательством, возможно включение их в себестоимость производимой продукции, что соответственно уменьшает налогооблагаемую базу.

Однако нефтегазодобывающим компаниям для оптимизации финансовых потоков, направленных в собственную и региональную социальную инфраструктуру, необходимо изыскать новые схемы финансирования. Не популярен такой способ финансирования, как долевой (совместный). Участниками финансирования, с одной стороны станет предприятие, а с другой – сотрудничающие хозяйственные субъекты, органы власти муниципальных образований, работники компании.

Совместное финансовое обеспечение повысит эффективность от реализации программ, так как в конечных результатах заинтересованы не только само предприятие, но и другие участники.

Предоставив право на частичное финансирование отдельных социальных программ работнику за счет собственных средств, работодатель создаёт условия для повышения эффективности социальных мероприятий. Увеличение эффективности обусловлено тем, что работник изначально будет финансировать только те проекты, потребность в которых для него является насущной, то есть средства компании и работника в такой ситуации должны использоваться целесообразно и эффективно.

Кроме того, не развита в современной российской практике нефтегазодобывающих предприятий и такая схема финансирования, как займы, кредиты. Кредитные ресурсы рационально изыскать при осуществлении долгосрочных проектов, оказывающих влияние на производственный процесс, например, строительство жилых объектов, общежитий, спортивных залов, здравпунктов, столовых.

Для оптимизации финансирования, расширения спектра реализуемых социальных программ и повышения их эффективности нефтяные компании могут создавать специальные фонды организации. Образование фондов, в большинстве случаев, требуется для решения общественно значимых социальных и экологических задач.

Нефтедобыча, экология и коренные северные народы

Добыча нефти и газа сопровождается разливами нефти, выбросами в атмосферу вредных веществ, а также строительством скважин, трубопроводов. Все это ведет к экологическим проблемам, разрушению регионов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси), и приводит к уничтожению культурного наследия коренных народов, их быта, исчезновению отдельных элементов флоры и фауны.

Хозяйственная деятельность предприятий нефтедобычи вмешивается в природные процессы территорий, отрицательно воздействуют на экологию. Основными проблемами охраны природных ресурсов нефтяных регионов являются загрязнение атмосферы, воды, ухудшение качества земельных ресурсов, уничтожение лесов, радиация [5, с. 370].

Градообразующие нефтегазодобывающие предприятия обязаны для сохранения экологии, поддержания уровня жизни коренных народов и здоровья всех проживающих в моногородах объединить свои финансовые ресурсы и создать новый совместный социальный фонд. Это значительно повысит успешность реализации программы, главной целью которой будет устранение разрушающих последствий воздействия на природу результатов деятельности субъектов хозяйствования и сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.

Практика платежей, направляемых на восстановление окружающей среды за счет выплат нефтяных предприятий, сложилась давно. В США в 1990 году учрежден фонд по борьбе с последствиями разливов нефти. Фонд сформирован в связи с принятием закона о нефтяных выбросах в окружающую среду. Кроме того, в США функционирует фонд для охраны земельных и водных ресурсов, средства которого используются для создания парков, заповедников и других зон там, где существует угроза природе. Также в США достаточно давно практикуется система выплат коренным народам (индейским племенам), чьи территории осваивают нефтедобывающие компании [8; 9].

Финансирование социального фонда российским нефтяным компаниям следует организовать за счет отчислений от доходов, соразмерного объемам добываемых природных ресурсов каждым предприятием – создателем фонда. Финансирование мероприятий по предотвращению экологических катастроф и защите окружающей среды, оказанию помощи ханты и манси, созданию условий для развития их национальных промыслов изменит социальное положение, а также увеличит экономическую привлекательность монотерриторий в целом.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:22:07