Поддержка сельскохозяйственных организаций в Приволжском федеральном округе бюджетными средствами
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рассматриваются вопросы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в Приволжском федеральном округе, которая должна ориентироваться на приоритетные направления и оказываться с учетом существующих реалий. Неэквивалентные межотраслевые взаимоотношения в сельском хозяйстве, несовершенство организационно-экономического механизма, отсутствие надлежащего контроля в финансовой сфере — все это проблемы, которые предстоит решать.
Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, региональная политика, продовольственный рынок, бюджетное финансирование, бюджетные субсидии, сельскохозяйственная организация
Агропромышленный комплекс и, прежде всего, сельское хозяйство в рыночных условиях занимают особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство зависит от природно-климатических факторов и имеет ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства.
По нашему мнению, экономическое регулирование сельскохозяйственных организаций следует рассматривать как органичное сочетание государственной поддержки агропромышленного производства, продовольственного рынка, социальной сферы села совместно с механизмами рыночного саморегулирования.
Разберем проблемы бюджетной поддержки сельского хозяйства в Приволжском федеральном округе (ПФО). В данном округе проживает 23,4% всего сельского населения Российской Федерации. Регионы ПФО отличаются между собой по климатическим условиям, а, следовательно, и риск ведения сельского хозяйства разный, что особенно важно при оказании государственной поддержки.
Бюджетная поддержка сельхозпредприятий
По данным Министерства сельского хозяйства бюджетная поддержка в ПФО с 2004 г. возросла в 2,8 раза и в 2007 г. составила 16,5 млрд руб. Наибольшие суммы выделяются в Татарстане, Оренбургской и Нижегородской областях, а также в Башкортостане.
Для сравнения уровня бюджетной поддержки между регионами необходимо оценить уровень финансирования с учетом количества сельхозпредприятий и численности сельскохозяйственного населения (табл. 1, 2).
В период с 2004 по 2007 гг. произошел значительный рост размера бюджетной поддержки в расчете на 1 га общей площади сельхозугодий. В ПФО, так же как и в целом по России, он составил около 300%. Однако уровень данного показателя в округе значительно выше, чем в среднем по стране – 366,46 руб. на 1 га в 2007 г. Наиболее значительная бюджетная помощь оказывается Татарстану – 2181,74 руб./га.
Таблица 1
Размер бюджетных субсидий на одну сельскохозяйственную организацию, тыс. руб. [2]
Регион
|
Годы
|
Абсолютное отклонение
| |||||
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2005 – 2004 гг.
|
2006 – 2005 гг.
|
2007 – 2006 гг.
| |
Российская Федерация
|
746,58
|
960,25
|
1455,51
|
2338,11
|
213,67
|
495,26
|
882,60
|
Приволжский федеральный округ
|
692,42
|
795,42
|
1351,55
|
2316,15
|
103,00
|
556,13
|
964,59
|
Республика Башкортостан
|
457,26
|
447,03
|
875,90
|
1094,63
|
-10,23
|
428,88
|
218,72
|
Республика Марий Эл
|
418,49
|
642,79
|
863,45
|
1231,55
|
224,31
|
220,66
|
368,10
|
Республика Мордовия
|
389,36
|
419,17
|
1785,38
|
2382,74
|
29,81
|
1366,21
|
597,35
|
Республика Татарстан
|
1984,36
|
1866,22
|
3577,43
|
7791,21
|
-118,14
|
1711,21
|
4213,78
|
Удмуртская Республика
|
593,61
|
912,64
|
1355,68
|
2395,20
|
319,03
|
443,04
|
1039,52
|
Чувашская Республика
|
288,03
|
374,42
|
584,53
|
870,27
|
86,39
|
210,11
|
285,74
|
Пермский край
|
428,73
|
624,35
|
676,51
|
1382,69
|
195,62
|
52,16
|
706,18
|
Кировская область
|
608,77
|
936,57
|
1246,66
|
1719,81
|
327,80
|
310,09
|
473,15
|
Нижегородская область
|
549,36
|
667,86
|
1198,06
|
2640,10
|
118,50
|
530,21
|
1442,04
|
Оренбургская область
|
225,15
|
490,07
|
1059,66
|
2281,97
|
264,92
|
569,59
|
1222,31
|
Пензенская область
|
1172,16
|
1332,53
|
1613,65
|
2350,25
|
160,37
|
281,12
|
736,60
|
Самарская область
|
426,07
|
487,06
|
1195,79
|
1956,07
|
60,99
|
708,73
|
760,28
|
Саратовская область
|
365,68
|
413,65
|
665,21
|
1167,15
|
47,97
|
251,56
|
501,94
|
Ульяновская область
|
152,11
|
259,82
|
613,06
|
1108,38
|
107,71
|
353,24
|
495,32
|
По размеру бюджетных субсидий на одну сельскохозяйственную организацию ПФО несколько отстает от среднероссийского уровня (2338,11 тыс. руб.). Однако темпы роста более высокие, чем в целом по стране. Регион-лидер по данному показателю – Татарстан 7791,21 тыс. руб.
Следует отметить, что в республиках Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, в Саратовской и Ульяновской областях данный показатель ниже российского уровня в 2 раза. Получая в среднем 2316,15 тыс. руб. бюджетных средств в год, среднее сельхозпредприятие ПФО вряд ли в состоянии эффективно использовать 6,32 тыс. гектаров угодий, приходящихся на нее.
Снижение численности сельского населения
Приволжский федеральный округ с 2004 года увеличился в два и более раза. Лидером по ПФО за весь период является Республика Татарстан (в 2007 году 6147,51 руб./чел.). Минимальные значения данного показателя в Чувашской Республике, республиках Башкортостан, Марий Эл, Саратовской и Ульяновской областях. Следует учитывать также, что данный показатель рассчитан за год и при пересчете его в среднемесячные значения получаются совершенно небольшие суммы. То есть даже если все суммы бюджетной поддержки отдавать одному жителю села, то он вряд ли сможет существовать на эти средства.
Таблица 2
Размер бюджетных субсидий на одного сельского жителя, руб. [2]
Регион
|
Годы
|
Абсолютное отклонение
| |||||
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2005 – 2004 гг.
|
2006 – 2005 гг.
|
2007 – 2006 гг.
| |
Российская Федерация
|
525,25
|
660,37
|
956,88
|
1465,70
|
135,12
|
296,51
|
508,82
|
Приволжский федеральный округ
|
652,63
|
741,33
|
1167,14
|
1845,05
|
88,70
|
425,81
|
677,91
|
Республика Башкортостан
|
327,37
|
325,59
|
651,04
|
787,20
|
-1,78
|
325,45
|
136,16
|
Республика Марий Эл
|
376,13
|
543,83
|
654,23
|
892,64
|
167,69
|
110,40
|
238,40
|
Республика Мордовия
|
411,01
|
462,29
|
1563,12
|
2165,48
|
51,28
|
1100,83
|
602,36
|
Республика Татарстан
|
2480,19
|
2336,68
|
3703,76
|
6147,51
|
-143,52
|
1367,09
|
2443,75
|
Удмуртская Республика
|
605,34
|
1033,68
|
1261,10
|
2009,11
|
428,34
|
227,42
|
748,01
|
Чувашская Республика
|
255,66
|
351,88
|
488,17
|
778,40
|
96,22
|
136,30
|
290,23
|
Пермский край
|
655,82
|
938,74
|
943,96
|
1836,82
|
282,91
|
5,23
|
892,85
|
Кировская область
|
695,11
|
1076,44
|
1368,30
|
1776,95
|
381,33
|
291,86
|
408,65
|
Нижегородская область
|
472,30
|
534,46
|
888,58
|
1728,48
|
62,17
|
354,12
|
839,90
|
Оренбургская область
|
226,85
|
420,70
|
788,58
|
1433,85
|
193,85
|
367,88
|
645,27
|
Пензенская область
|
734,41
|
801,80
|
950,31
|
1368,48
|
67,39
|
148,52
|
418,16
|
Самарская область
|
300,52
|
330,09
|
958,86
|
1559,81
|
29,57
|
628,77
|
600,94
|
Саратовская область
|
373,92
|
407,19
|
610,63
|
966,39
|
33,27
|
203,44
|
355,76
|
Ульяновская область
|
147,14
|
244,89
|
550,91
|
875,62
|
97,75
|
306,03
|
324,71
|
Несмотря на значительное увеличение объемов бюджетной поддержки общая площадь угодий, количество аграрных предприятий и численность сельского населения сокращаются. Общая площадь сельхозугодий в Российской Федерации с 2004 по 2007 гг. сократилась на 13425,5 тыс. га, в ПФО – на 4026,6 тыс. га. Количество сельхозпредприятий за этот же период в России уменьшилось на 3297 ед., в ПФО на 1486 ед. Только в Самарской области произошло увеличение на 49 предприятий.
Особую озабоченность вызывает снижение численности сельского населения. По данным Росстата, с 2005 г. общая численность сельского населения в ПФО снизилась на 191,2 тыс. чел. При этом снижение на 113,4 тыс. чел. произошло за 2007 г. Общее снижение численности сельского населения по России за данный период составило 206,7 тыс. чел. Безусловно, одной из причин этого является уменьшение количества сельскохозяйственных организаций.
Приоритеты
Рассматривая современное состояние агарного сектора в ПФО, приходится признать, что проведенная реформа решила лишь формально юридические задачи и позволила создать только базисные условия для углубления рыночных отношений. Необоснованно завышенная оценка роли рынка при ослаблении роли государства в регулировании экономических процессов привела к распаду сложившихся хозяйственных связей, деградации материально-технической базы в агропромышленном производстве, спровоцировала спад производства продукции.
Следует отметить, что сложившаяся совокупность мер бюджетной поддержки агарного сектора в ПФО формировалась периодически и не носила системного характера. Эта проблема часто становилась причиной дискуссий не только в вопросах объемов финансирования, но и необходимости осуществления многих из них.
При этом неэффективны не столько формы поддержки, сколько способы их применения в условиях многих нерешенных проблем. Это в том числе касается неэквивалентных межотраслевых взаимоотношений, несовершенства организационно-экономического механизма в сельском хозяйстве, отсутствия надлежащего контроля в финансовой сфере.
Для стабилизации и развития сельскохозяйственных предприятий страны необходимо значительно увеличить объемы бюджетного финансирования аграрного сектора. Однако при этом следует ориентироваться прежде всего на финансовое обеспечение государственной поддержки приоритетных направлений развития сельского хозяйства.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:23:00