About the health reform in Russia to overcome the crisis
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-2 / May, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Health-care industry as a multi-faceted social and economic mechanism to ensure the availability of high-tech medical aid for
the country»s total population. In crisis conditions various diseases began to spread. The country»s population should have the availability of modern effective and safe medicine and medical products. A prerequisite condition must become the availability of skilled medical care. The authors propose mechanisms and tools that can help to complete qualitatively and quickly the reform of health care industry.
Keywords: innovation, high technology, health, new methods of diagnosis and treatment
Глобализация в экономике и технический прогресс в XXI веке привел к принципиальному изменению возможностей медицины. Повышение эффективности системы здравоохранения в России возможно посредством построения государственных информационных систем, где информационные данные, опыт, знания, высокие технологии накапливаются и передаются от разработчиков до уровня лечебно-профилактических учреждений и доступны при наличии соответствующих прав на любом последующем уровне. Европейская стратегия достижения здоровья для всех выделяет основные области деятельности: образ жизни и здоровье, факторы риска, влияющие на здоровье населения и окружающую среду, переориентация и реформирование самой системы здравоохранения при социальных и экологических изменениях, кроме того, политическая, управленческая, технологическая, кадровая, научно-исследовательская поддержка для реформы здравоохранения [2]. Существующие темпы развития отечественной медицинской промышленности не могут обеспечить потребность российского здравоохранения и независимость страны от импорта лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечение доступности современных высокоэффективных лекарственных средств и технологий диагностики. Положенные в основу законодательства о здравоохранении принципы защиты прав человека в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий выполняются крайне неудовлетворительно [5]. Причины неудовлетворительного выполнения этих принципов — отсутствие должного соответствия между Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [1], на основе которых создается Кодекс законов об охране здоровья населения с учетом климатических, национальных, экономических, экологических, социально-бытовых и других особенностей разных регионов России. Следовательно, необходимо принять соответствующие меры по ликвидации этого несоответствия.
Стратегия выхода из кризиса
Для выхода из кризиса необходимо осуществление следующих действий:
1) введение в России регулируемой общественной системы страхования здоровья как в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, так как она является альтернативой как преимущественно частной системе страхования, так и бюджетной системе здравоохранения и больше всего подходит России для проведения реформы здравоохранения с целью выхода из кризиса;
2) пересмотр структуры обязательного медицинского страхования (ОМС), введение страхование здоровья и страхование профессиональной ответственности медицинских работников;
3) создание и организация деятельности центров инновационной медицины, основой которых является предупредительная медицина (профилактика + восстановительная медицина).
4) создание технопарка в соответствии с Положением о технопарке на базе Российской Академии медико-технических наук;
5) создание и организация деятельности головного медицинского инновационного центра в г. Москве и филиалов в регионах Российской Федерации, издание положения об их деятельности, взаимоотношениях с технопарком и между собой.
6) создание совместных инновационных центров в странах ближнего и дальнего зарубежья при использовании научно-практического сотрудничества с головными специализированными медицинскими институтами, академиями.
7) предоставление руководителям лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) хозяйственной самостоятельности наряду с правом оперативного управления собственностью ЛПУ;
8) развитие, укрепление и совершенствование законодательной базы здравоохранения;
9) признание факта, что кризис здравоохранения в Российской Федерации наступил и перезрел, в связи с чем требуется реформа здравоохранения;
10) Осознание реформы здравоохранения не как его реорганизации, а как дальнейшее совершенствование, второй этап развития здравоохранения после перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине (1-й этап), в этой связи зарплату медицинским работникам платить из бюджета, а за счет ОМС – дотацию к заработной плате;
11) создание новой модели организации здравоохранения, которая будет способствовать его дальнейшему совершенствованию и станет основой предупредительной медицины.
12) при проведении реформы применение принципа ВОЗ [2], согласно которому здоровье должно определяться как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни и инвалидности.
Проблемы и задачи, которые предстоит решать
Ко второму этапу, связанному с совершенствованием здравоохранения, переходить быстрее с учетом основных ошибок, допущенных на первом этапе, и решением соответствующих задач. В их числе:
— отсутствие единой информационной службы, возможности обмена информацией;
— отсутствие страхования здоровья, страхования профессиональной ответственности медицинских работников;
— отсутствие приватизации ЛПУ;
— необходимость создания плюс к государственным страховым компаниям и фондам ОМС независимых страховых организаций и независимых фондов ОМС;
— охват бюджетным здравоохранением – 25% населения, государственной страховой медициной с фондом ОМС – 25%, независимой частной медициной с соответствующим фондом – 20%, коммерческой медициной – 20%;
— создание некоммерческих государственных ЛПУ – 10%;
— предоставление полной хозяйственной самостоятельности руководителям ЛПУ, но работать на договорной основе по законам и приказам сверху вниз по вертикали;
—устранение важного недостатка современной отечественной модели ОМС, для которой характерно отсутствие профилактики и реабилитации, что в корне противоречит основам отечественного здравоохранения – профилактике заболеваний;
— возрождение профилактики заболеваний как основы отечественного здравоохранения на основе широкого использования современных возможностей диагностики заболеваний стадии «группы риска» или на ранних стадиях и современных методов лечения с наименьшим использованием медикаментов и наибольшим использованием немедикаментозных, натуропатических средств, аппаратных методов [3];
— приближение науки и новейших достижений к амбулаторно-поликлинической службе с целью ранней диагностики и этиопатогенетической (причинно-следственной) терапии;
— улучшение основных показателей на поликлиническом уровне, которое должно способствовать укреплению материально-технической базы ЛПУ, повышению заработной платы медицинских работников за счет значительной экономии средств;
— увеличение охвата восстановительным лечением до 20% нуждающихся по образцу передовых западных стран (в настоящее время оно практически отсутствует).
Инновационная, предупредительная и восстановительная медицина
Правильная, научно обоснованная организация медицинской профилактики и реабилитации на уровне городской поликлиники в условиях бюджетно-страховой медицины является основным направлением реформирования системы управления здравоохранением, улучшения финансирования отрасли, повышения эффективности использования ресурсов и научного потенциала.
Основу реформирования здравоохранения и создания предупредительной медицины должна составить инновационная медицина, что невозможно без современных технологий и восстановительной медицины. В этой связи необходимо шире внедрять в медицину безлекарственные методы лечения, натуропатические и аппаратные методы, современную диагностическую аппаратуру с целью диагностики заболеваний в стадии предрасположенности, «группы риска», пограничных или ранних стадий с учетом роста % вторичных иммуно-дефицитных состояний.
[1] Документ утвержден ВС РФ от 22.07.93 № 5487-1, применяется в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ — прим. ред.
[2] ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения — прим. ред.
Страница обновлена: 01.04.2025 в 17:13:14