О реформе здравоохранения в России с целью выхода из кризиса

Тогоев А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Здравоохранение как многогранный социальный и экономический механизм должно обеспечить доступность высокотехнологичной медицинской помощи для всего населения страны. В условиях кризиса обострились различные заболевания. Населению страны должны быть доступны современные эффективные и безопасные лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Необходимым условием должна стать доступность квалифицированной медицинской помощи. В статье предложены механизмы и инструменты, с помощью которых можно качественно и быстро завершить реформу здравоохранения.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, высокие технологии, новые методы диагностики и лечения, здравоохранение



Глобализация в экономике и технический прогресс в XXI веке привел к принципиальному изменению возможностей медицины. Повышение эффективности системы здравоохранения в России возможно посредством построения государственных информационных систем, где информационные данные, опыт, знания, высокие технологии накапливаются и передаются от разработчиков до уровня лечебно-профилактических учреждений и доступны при наличии соответствующих прав на любом последующем уровне. Европейская стратегия достижения здоровья для всех выделяет основные области деятельности: образ жизни и здоровье, факторы риска, влияющие на здоровье населения и окружающую среду, переориентация и реформирование самой системы здравоохранения при социальных и экологических изменениях, кроме того, политическая, управленческая, технологическая, кадровая, научно-исследовательская поддержка для реформы здравоохранения [2]. Существующие темпы развития отечественной медицинской промышленности не могут обеспечить потребность российского здравоохранения и независимость страны от импорта лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечение доступности современных высокоэффективных лекарственных средств и технологий диагностики. Положенные в основу законодательства о здравоохранении принципы защиты прав человека в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий выполняются крайне неудовлетворительно [5]. Причины неудовлетворительного выполнения этих принципов — отсутствие должного соответствия между Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [1], на основе которых создается Кодекс законов об охране здоровья населения с учетом климатических, национальных, экономических, экологических, социально-бытовых и других особенностей разных регионов России. Следовательно, необходимо принять соответствующие меры по ликвидации этого несоответствия.

Стратегия выхода из кризиса

Для выхода из кризиса необходимо осуществление следующих действий:

1) введение в России регулируемой общественной системы страхования здоровья как в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, так как она является альтернативой как преимущественно частной системе страхования, так и бюджетной системе здравоохранения и больше всего подходит России для проведения реформы здравоохранения с целью выхода из кризиса;

2) пересмотр структуры обязательного медицинского страхования (ОМС), введение страхование здоровья и страхование профессиональной ответственности медицинских работников;

3) создание и организация деятельности центров инновационной медицины, основой которых является предупредительная медицина (профилактика + восстановительная медицина).

4) создание технопарка в соответствии с Положением о технопарке на базе Российской Академии медико-технических наук;

5) создание и организация деятельности головного медицинского инновационного центра в г. Москве и филиалов в регионах Российской Федерации, издание положения об их деятельности, взаимоотношениях с технопарком и между собой.

6) создание совместных инновационных центров в странах ближнего и дальнего зарубежья при использовании научно-практического сотрудничества с головными специализированными медицинскими институтами, академиями.

7) предоставление руководителям лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) хозяйственной самостоятельности наряду с правом оперативного управления собственностью ЛПУ;

8) развитие, укрепление и совершенствование законодательной базы здравоохранения;

9) признание факта, что кризис здравоохранения в Российской Федерации наступил и перезрел, в связи с чем требуется реформа здравоохранения;

10) Осознание реформы здравоохранения не как его реорганизации, а как дальнейшее совершенствование, второй этап развития здравоохранения после перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине (1-й этап), в этой связи зарплату медицинским работникам платить из бюджета, а за счет ОМС – дотацию к заработной плате;

11) создание новой модели организации здравоохранения, которая будет способствовать его дальнейшему совершенствованию и станет основой предупредительной медицины.

12) при проведении реформы применение принципа ВОЗ [2], согласно которому здоровье должно определяться как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни и инвалидности.

Проблемы и задачи, которые предстоит решать

Ко второму этапу, связанному с совершенствованием здравоохранения, переходить быстрее с учетом основных ошибок, допущенных на первом этапе, и решением соответствующих задач. В их числе:

— отсутствие единой информационной службы, возможности обмена информацией;

— отсутствие страхования здоровья, страхования профессиональной ответственности медицинских работников;

— отсутствие приватизации ЛПУ;

— необходимость создания плюс к государственным страховым компаниям и фондам ОМС независимых страховых организаций и независимых фондов ОМС;

— охват бюджетным здравоохранением – 25% населения, государственной страховой медициной с фондом ОМС – 25%, независимой частной медициной с соответствующим фондом – 20%, коммерческой медициной – 20%;

— создание некоммерческих государственных ЛПУ – 10%;

— предоставление полной хозяйственной самостоятельности руководителям ЛПУ, но работать на договорной основе по законам и приказам сверху вниз по вертикали;

—устранение важного недостатка современной отечественной модели ОМС, для которой характерно отсутствие профилактики и реабилитации, что в корне противоречит основам отечественного здравоохранения – профилактике заболеваний;

— возрождение профилактики заболеваний как основы отечественного здравоохранения на основе широкого использования современных возможностей диагностики заболеваний стадии «группы риска» или на ранних стадиях и современных методов лечения с наименьшим использованием медикаментов и наибольшим использованием немедикаментозных, натуропатических средств, аппаратных методов [3];

— приближение науки и новейших достижений к амбулаторно-поликлинической службе с целью ранней диагностики и этиопатогенетической (причинно-следственной) терапии;

— улучшение основных показателей на поликлиническом уровне, которое должно способствовать укреплению материально-технической базы ЛПУ, повышению заработной платы медицинских работников за счет значительной экономии средств;

— увеличение охвата восстановительным лечением до 20% нуждающихся по образцу передовых западных стран (в настоящее время оно практически отсутствует).

Инновационная, предупредительная и восстановительная медицина

Правильная, научно обоснованная организация медицинской профилактики и реабилитации на уровне городской поликлиники в условиях бюджетно-страховой медицины является основным направлением реформирования системы управления здравоохранением, улучшения финансирования отрасли, повышения эффективности использования ресурсов и научного потенциала.

Основу реформирования здравоохранения и создания предупредительной медицины должна составить инновационная медицина, что невозможно без современных технологий и восстановительной медицины. В этой связи необходимо шире внедрять в медицину безлекарственные методы лечения, натуропатические и аппаратные методы, современную диагностическую аппаратуру с целью диагностики заболеваний в стадии предрасположенности, «группы риска», пограничных или ранних стадий с учетом роста % вторичных иммуно-дефицитных состояний.

[1] Документ утвержден ВС РФ от 22.07.93 № 5487-1, применяется в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ — прим. ред.

[2] ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:00