Институционализация дистрибьюторского предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются институциональные аспекты функционирования дистрибьюторского бизнеса. Анализируется влияние институциональной экономики на развитие дистрибьюторского предпринимательства.
Ключевые слова: промышленное предприятие, институциональное развитие, дистрибьюторское предпринимательство, цепочка создания стоимости, трансакционные отношения, сетевая форма организации, адаптационные процессы
Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда появляются новые возможности совершенствования хозяйствования и создания прибыли, которая не может быть получена в уже существующей институциональной среде. Крупные институциональные изменения в устоявшихся обществах происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих в том числе и индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям.
Для переходных экономик особое значение приобретают не только трансакционные издержки, но в первую очередь трансакционные отношения (включающие отношения деловых партнеров по бизнесу). Их институциональная природа уходит корнями в морально-этические и духовные основы жизнедеятельности, кодексы общественного поведения, не всегда прописанные в формальных институтах. В России теневая, криминальная и другие формы нелегитимной экономики в значительной мере являются результатом не в полной мере освоенных трансакционных отношений между обществом, государственной службой и особенно предпринимателями.
Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики
Российский малый и средний бизнес располагает огромным, но еще слабо используемым потенциалом в деле модернизации экономики. Реализовать его возможно лишь при государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях. Сотни и тысячи талантливых и одержимых энтузиастов малого бизнеса не могут приступить к реализации своих идей и разработок, не имея для этого необходимых условий.
Исторические обстоятельства поспособствовали формированию в России двух ведущих агентов модернизации: государства, инициировавшего экономическую реформу, и предпринимательства, превращающегося в созидательную силу в результате современных социально-экономических преобразований в стране.
Руководство России все ещё остаётся без государственной промышленной политики, но уже предметно сформулировало основные цели развития. В этой обстановке, когда малое и среднее предпринимательство не получило пока активного развития, особый интерес вызывают формы и методы его стимулирования. Ведь во всех развитых странах малый и средний бизнес является весьма перспективным и выступает инициатором инновационного развития общества.
Сетевая форма дистрибьюторского предпринимательства
Поиск новых способов организации взаимодействия предпринимателей с потребителями их товаров – это непрерывный процесс. Одним из инновационных подходов в решении данной проблемы является сетевая форма организации дистрибьюторского предпринимательства в деревоперерабатывающей промышленности в интеграции с производителями мебели и ее потребителями [2, с. 23].
Это построение новой модели в терминах членства (аналогичного членству в клубе, где отсутствует принуждение и есть чувство причастности, приверженности и сотворчества). Тогда для предпринимателя управление – это функция взаимодействия с другими предпринимателями, каждый из которых обладает своими специфическими правами.
Значительной особенностью новой структуры управления является ориентация предпринимателей на расширение горизонтальных связей. Это способствуют преодолению барьеров и выступает необходимым условием для наилучшего приспособления к изменениям внешней среды.
За последние два десятилетия наиболее активно проявила себя сетевая форма организации бизнеса [3–7]. Как считают одни из ведущих специалистов в области стратегии развития сетевых форм организации Р. Майлс и Ч. Сноу, настоящая сетевая организационная форма заключает в себе три ключевых элемента [7]:
1) она представляет собой самостоятельную сетевую фирму, отождествляющую себя с определенным набором фирм на разных этапах цепочки создания стоимости и в основном действующую в пределах сети;
2) относится к активированной сети, временно собранной группе фирм, чьи ресурсы связаны восходящими и нисходящими процессами в цепочке создания стоимости для производства определенных товаров или услуг;
3) сетевая организация включает в себя большое количество фирм, являющихся потенциальными партнерами или бывших таковыми в прошлом.
Накопление ноу-хау внутри организаций и при их взаимодействии
Проведенный анализ мирового опыта указывает на то, что даже когда сетевые фирмы сосредоточиваются только на промышленном сегменте цепочки создания стоимости, они добиваются большей интенсивности в своих операционных процессах и больших навыков для адаптации этих процессов к потребностям своих партнеров. Тем самым увеличивается вероятность полного использования ресурсов.
В аспекте капиталовложений сетевая форма организации извлекает выгоду не только из своего накапливающегося аналитического опыта, но также из информации, которую она свободно получает от сетевых партнеров, расположенных сверху и снизу в цепочке создания стоимости.
Общий набор входящих в цепочку создания стоимости организаций (транспортная, дистрибьюторская, консалтинговая и др.) из которого набираются партнеры для объединения в сети, обладает определенными организационными качествами.
Сетевая форма предназначена для того, чтобы позволить партнерам, ближе всего находящимся к конечному рынку, производить быстрые изменения в товарах и услугах для соответствия меняющимся требованиям. В свою очередь, организации, находящиеся внизу цепочки начисления стоимости, запрашивают у вышестоящих партнеров продукцию, изготовленную на заказ, и ожидают немедленного реагирования.
Таким образом, сети с многочисленными партнерами, расположенными вдоль цепочки начисления стоимости, могут быть постоянно заняты нововведениями в бесчисленном множестве товаров и услуг. Это дает непрерывные возможности обучения всей сети и способствует развитию адаптационных процессов внутри данной формы организации.
Таким образом, сетевая форма обладает высоким потенциалом добавления ценности через накопление ноу-хау как внутри организаций, так и между ними. Каждое ноу-хау делает акцент на определенной комбинации операционных, инвестиционных и адаптационных процессов. Однако если данная информация не распределяется внутри сети, общая эффективность ее работы не достигается. Следовательно, в отношении сетевой формы организации можно сказать, что реализация полного потенциала создания ценности возможна только тогда, когда участники сети управляются и взаимодействуют так, что в отдельности, совместно и коллективно используют свои активы и ресурсы.
Низкие трансакционные издержки
Ввиду благоприятных трансакционных отношений в сетевой форме организации низкие трансакционные издержки способствуют росту прибыли для всех партнеров. Поэтому ее участники активно заинтересованы демонстрировать надежность и доверие партнерам.
В передовых мировых сетях внутренние и внешние адаптационные процессы возрастают по мере того, как большинство участников начинают интенсивно использовать самоуправляемые команды как при работе с ресурсами, так и в качестве механизма взаимодействия с партнерами. Чем легче для сетевых организаций становится создание процессов развития и использования команд, тем большим числом связей организация может управлять одновременно, а значит, тем полнее могут быть использованы ее ресурсы.
В заключение отметим следующее.
1. Институциональная экономика, активно применяемая в России, обогащает и теорию, и экономическую практику пониманием целого ряда новых явлений. Это позволяет лучше вырабатывать практические меры по совершенствованию дистрибьюторского предпринимательства.
2. Трансакционные отношения, составляющие основу успешного функционирования предпринимательских сетей, выступают не только залогом приверженности своему бизнесу, но и позволяют активно развивать сотворческие, взаимовыгодные отношения и в производстве товаров и услуг [1, с. 12].
3. Посредничество в воспроизводственном экономическом цикле становится востребованным в силу разных причин. Технологическая сложность производственных процессов, необходимость их совершения в строго регламентированных условиях по факторам времени, экологии, эффективности и т.д. вызывает нормальную потребность в разделении производственных отношений и связей с поставщиками и потребителями товаров и услуг. Это и позволяет рассчитывать на бурное развитие сетевых отношений в экономике.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:43