Analysis of the current state and trends of the baking industry in the Krasnodar Region

Viktoriya Nalivkina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10-2 / October, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article considers the current state of the baking industry in the Krasnodar Region and presents the main indicators of bread and bakery products manufacturing in the region. The author examines the structure of the baking industry in 2007 from the position of organizational and legal forms of management. The author assesses the industry’s efficiency taking into consideration the correlation between the indicators of product sales proceeds and profitability of sales.

Keywords: profitability, cost management, baking industry, bakery products manufacturing, baking enterprises, efficiency of production and economicactivity, krasnodar region



Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой отрасли, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения.

Производство хлеба является важнейшей составляющей в общем объеме выпуска продукции пищевой промышленности Краснодарского края. На долю хлебопекарной подотрасли в структуре пищевой промышленности края в 2007 г. приходилось 28% от объема выпуска продукции [1].

А хлеба все меньше

Целью данной статьи являлся анализ основных тенденций и проблем функционирования хлебопекарной промышленности Краснодарского края в современных условиях. Основное внимание при этом уделяется:

– выявлению сложившихся закономерностей в развитии регионального производства хлеба;

– анализу тенденций в развитии хлебопекарной промышленности;

– оценке финансового состояния хлебопекарных предприятий Краснодарского края с позиции эффективности их деятельности;

– выявлению основных факторов, влияющих на эффективность функционирования хлебопекарной промышленности и стабилизацию ситуации на рынке хлеба.

На основе статистической отчетности, касающейся производства хлеба и хлебобулочной продукции можно сделать вывод, что объемы производства год от года имеют тенденцию к снижению. Так, в 2007 году объемы выпуска хлеба и хлебобулочной продукции сократились на 1278 тыс. т или на 14,2%. В том числе по Центральному федеральному округу (ЦФО) сокращение произошло на 402,6 тыс. т, или на 15%, а по Южному (ЮФО) на 257,1 тыс. т, или на 17%. В Краснодарском крае – на 135 тыс. т, или на 25,9%. (см. табл. 1) [1].

Таблица 1

Показатели производства хлеба и хлебобулочной продукции за 2001–2007 гг. (тыс. т)

Регион
Годы
Отклонение (2007 г. к 2001 г.)
2007 г. в % к 2001 г.
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Всего в РФ
9005
8575,1
8387,6
8395,2
8219,5
7966,6
7727,6
– 1278
85,81
ЦФО
2691,2
2589,0
2517
2495,5
2448
2367,9
2288,6
– 402,6
85,04
ЮФО
1503,9
1405,9
1360,5
1327
1310,5
1278,5
1246,8
– 257,1
82,90
Краснодарский край
520,6
484,9
448,7
420,6
426,0
405,1
385,1
– 135,5
74,04

Хлеб и формы

Трансформация российской экономики привела к значительным изменениям в объемах производства хлебопекарной промышленности как в стране в целом, так и в Краснодарском крае. В середине 90-х гг. в хлебопекарной промышленности региона по данным Госкомстата России, наблюдалось резкое падение объемов производства хлеба.

В структуре производства хлеба и хлебобулочных изделий в регионе наибольший объем производства хлеба (около 60%), по данным Краснодарстата, приходится на г. Краснодар. Для Краснодарского края характерен широкий ассортимент хлебопекарной продукции. Производство хлеба по видам в крае имеет следующую структуру: на ржаной хлеб приходится 21%, на хлеб первого сорта – 35%, второго сорта – 11%. Другая продукция занимает около 33% от совокупного выпуска на предприятиях хлебопекарной промышленности [1].

С переходом на рыночные отношения в хлебопекарной отрасли произошли радикальные перемены, связанные с изменением форм собственности в результате приватизации. Предприятия в большинстве своем сменили государственную форму собственности на частную. В Краснодарском крае в хлебопекарной промышленности преобладающими формами собственности являются частная и собственность потребительской кооперации. Среди организационно-правовых форм преобладают открытые акционерные общества (см. табл. 2).

Таблица 2Организационно-правовые формы в хлебопекарной промышленности Краснодарского края в 2007 г.

Организационно-правовые формы
Удельный вес предприятий отрасли в разрезе организационно-правовых форм, %
Открытые акционерные общества
53
Предприятия потребкооперации
13
Потребительские кооперативы
20
Открытые акционерные общества
7
Закрытые акционерные общества
7

Предприятия городов и районов края

Базовыми предприятиями хлебопекарной промышленности, определяющими общие тенденции развития производства хлеба и хлебобулочных изделий в Краснодарском крае, являются крупные и средние хлебопекарные предприятия. На долю их производства приходится более 80% общего объема выпуска продукции в крае. Вместе с тем малые предприятия хлебопекарной отрасли заняли на рынке свою определенную нишу в обеспечении населения отдаленных районов в сельской местности и микрорайонов в крупных городах свежей продукцией разнообразного ассортимента. На сегодняшний день, по данным Краснодарстата, объем выпуска мини-пекарен составляет около 20% от общего выпуска хлеба в крае.

Характерной особенностью Краснодарского края является наличие крупного краевого центра (г. Краснодара) и относительной отсталости остальных городов и районов региона. При этом необходимо рассматривать агломерацию г. Краснодара и прилегающие к нему небольшие населенные пункты. На долю основных фондов хлебокомбинатов города приходится 70% от общей стоимости основных фондов хлебопекарной промышленности края.

Рентабельность (убыточность) активов определяется отношением прибыли (убытка) до налогообложения к средней величине активов за период. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что предприятия хлебопекарной промышленности Краснодарского края в основном имеют низкий уровень рентабельности активов, а у части компаний отмечено отрицательное значение данного показателя. В целом по отрасли за период 2001–2007 гг. максимальная величина рентабельности активов уменьшилась с 0,6% до 0,2%.

Для оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий отрасли рассмотрим взаимосвязь показателей выручки от реализации продукции и рентабельности (убыточности) продаж. Результаты расчетов представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели рентабельности и выручки от продаж предприятий хлебопекарной промышленности Краснодарского края [1]

Показатель
Удельный вес предприятий, %
Рентабельность (убыточность) продаж

от 15% до 20% (высокорентабельные)
13
0
7
от 10% до 14% (средняя степень рентабельности)
7
7
0
от 5% до 9% (низкая степень рентабельности)
26
26
20
от 0,1% до 4% (очень низкая рентабельность)
7
20
40
убыточные предприятия
47
47
33
Выручка от продажи, тыс. руб.
2000–10000 (самый низкий объем)
27
27
27
10001–35000 (низкий)
33
20
33
35001–50000(средний)
13
20
7
50001–100000 (выше среднего)
7
13
13
100001–150000 (значительный объем)
20
0
13
150001–250000 (высокий объем)
0
20
7

Управление затратами

Анализ показал, что рост объемных показателей: выручки от продаж, величины активов и т.д. не сопровождался, как оказалось, ростом показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности. За анализируемый период увеличилось количество предприятий, имеющих очень низкую рентабельность, несмотря на то, что увеличилась доля организаций с выручкой выше среднего значения.

К числу основных выводов по развитию хлебопекарной промышленности Краснодарского края следует отнести наличие тенденции снижения показателей эффективности в отрасли. При этом в регионе есть предприятия, имеющие нулевую рентабельность или даже убыточность производства.

Процессы снижения эффективности в отрасли связаны с действием таких двух разнонаправленных факторов, как административные ограничения на цену хлеба и объективные условия, связанные с ростом затратной составляющей цены.

Ухудшение показателей эффективности деятельности предприятий хлебопекарной промышленности в большой степени связано с неустойчивостью конъюнктуры цен на зерно. Необходимо отметить, что в структуре материальных затрат стоимость муки при производстве хлеба составляет около 70%.

Таким образом, сырьевой фактор в хлебопекарной промышленности имеет особое значение. Он определяющим образом влияет на величину себестоимости, а, следовательно, и уровень рентабельности хлебопекарной продукции (в условиях сдерживания отпускных цен на хлеб). В этой связи необходимо решить задачу поиска механизма для управления затратами как способа повышения эффективности деятельности предприятий отрасли.


Страница обновлена: 29.04.2025 в 02:13:21