Инвестиционная поддержка инновационной деятельности в России
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Литвинов А.С. Инвестиционная поддержка инновационной деятельности в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 10-15.
Аннотация:
Российские предприятия нуждаются в инвестициях со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Для их привлечения в России должны быть созданы более благоприятные условия, чем в других странах. Посредством инвестиционной политики, поддерживающей инновационные проекты, государство может оказать благоприятное воздействие на ускорение научно-технического прогресса ради увеличения объема производства и решения многих социальных проблем.
Ключевые слова: инновации, иностранные инвестиции, инновационный проект, промышленная политика, инвестиционная поддержка, банк развития, научно-образовательное учреждение
Несмотря на положительную динамику макроэкономических показателей развития отечественной экономики в последние годы, в настоящий момент предприятия остро нуждаются в инвестициях. Для их привлечения в России должны быть созданы благоприятные условия.
Наше государство обладает богатейшими природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, чрезвычайно емким внутренним потребительским рынком. Задача лишь в том, чтобы преодолеть все еще сохраняющуюся экономическую нестабильность в стране, создать устойчивое, неизменчивое законодательство.
Инвестиционное законодательство призвано закрепить как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые льготы и преимущества. И решению поставленных задач должна служить инвестиционная политика, проводимая государством.
Иностранные инвесторы
Согласно данным Росстата за 2008 год в российскую экономику поступило 103,8 млрд долларов иностранных инвестиций (на 14,2% меньше, чем в 2007 году). В первом квартале 2008 г. поступило 17,3 млрд долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года). Во втором квартале – 29,3 млрд долл. (меньше на 18%), в третьем квартале – 29,2 млрд долл. (больше на 6,1%), в четвертом – 28 млрд долларов США (меньше на 15,2%). Поступление иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам представлено на рис
Рис. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам
По итогам 2008 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов (более 10 млрд долларов США) были следующие направления:
– добыча полезных ископаемых (12,396 млрд долларов США);
– обрабатывающие производства (33,914 млрд долларов);
– операции с недвижимым имуществом (15,378 млрд долл.);
– металлургическое производство (14,499 млрд долл.);
– ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; розничная и оптовая торговля (23,905 млрд долл.).
Инвестиционная политика
Из-за неуверенности иностранных инвесторов в конкретных прямых или портфельных инвестициях и высокого ссудного процента складывается ситуация, когда иностранный инвестор не рискует вкладывать средства в инновационные проекты. Как следствие, приоритетными направлениями для иностранных инвесторов остаются добыча полезных ископаемых, связь, транспорт и операции с недвижимым имуществом.
Кроме того, сложившееся разделение интересов чиновничества, бизнеса и населения ведет к утрате государством рычагов воздействия на экономику. С одной стороны, влияние на экономику через постоянно уменьшающийся государственный сектор становится все меньше. С другой – эффективно влиять на частный сектор, который не желает прислушиваться к советам правительственных структур, также не удается.
Необходимо быстрое совершенствование всего спектра рычагов промышленной политики, что предполагает, прежде всего, выбор типа этой политики: защитительного, адаптивного или инициативного. Наиболее перспективной является, конечно, инициативная инновационная промышленная политика, направленная на формирование желаемого образа будущей экономики страны и методов практической ее реализации.
Инвестиционную политику, направленную на развитие инновационной деятельности, должны составлять:
– методы и формы мобилизации внутренних источников инвестиций;
– методы и формы привлечения иностранных инвестиций;
– методы, принципы, каналы распределения привлеченных капиталов;
– взаимосвязь структурной и инвестиционной политики;
– взаимосвязь государственной инвестиционной политики с формированием и становлением рыночной инфраструктуры;
– взаимосвязь финансовой политики Центрального банка и инвестиционной политики;
– взаимосвязь долгосрочных инвестиций и краткосрочных вложений;
– взаимосвязь инвестиционной политики и платежно-расчетного механизма в экономике.
Банк развития
Одной из причин существенных различий между уровнем жизни и развитием экономики в России и за рубежом является не политика 2000-х или даже 1990-х годов, а сложившаяся в советское время хозяйственная модель. По мнению председателя правительства В.В. Путина, государство поддерживало инновационные проекты в 1930–1940-х годах и еще немного где-то в 1950-х. После чего крупными инновационными проектами были только ядерный и космический, когда все государственные ресурсы были направлены на создание ядерного и ракетного комплекса [3].
В результате развала отечественного государственного сектора было утрачено более 300 технологий в таких наукоемких отраслях, как аэрокосмическая промышленность, производство высокочистых металлов, станков с числовым программным управлением, промышленных роботов и др. [1].
На данный момент доля инновационной продукции в экономике чуть выше 5%, а высокотехнологические предприятия составляют менее 10%. Как заявил председатель Правительства РФ В.В. Путин, инновационные программы, которые претворяются в жизнь за счет бюджетных денег, сворачивать не будут.
Так, в скорректированном бюджете 2009 года сохранены расходы на авиа- и судостроение, космос, атомную и радиоэлектронную промышленность. Депутаты уже рассматривают закон, который позволит бюджетным научно-образовательным учреждениям создавать малые инновационные предприятия. Причем они смогут вкладывать в уставный капитал этих компаний права на результаты своих научных разработок.
Создание в России крупного системообразующего специализированного института развития поможет привести к аккумулированию финансовых ресурсов для реализации государственной инвестиционной политики. Банк развития должен быть направлен на поддержку и финансирование капиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, содействовать созданию крупных импортозамещающих производств, а в сфере производственного инвестирования обеспечить качественный прорыв. Важнейшими условиями для достижения этих целей являются наличие необходимого размера капитала, твердых государственных гарантий, четкой организации инвестирования и контроль за целевым использованием средств [2].
Требуется эффективно работающий банк развития. И уже существуют предпосылки для функционирования такого института в России: есть солидные финансовые ресурсы и намечены главные цели российской экономики на ближайшую перспективу. Но полагаем, что пока не хватает эффективного инструмента их целевого использования и контроля [4].
Направления
В итоге мы можем выделить следующие приоритетные направления инвестирования:
– инфраструктура рынка сельскохозяйственных товаров (обеспечение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией);
– производство оборудования, машин, химикатов и стройматериалов;
– товары широкого потребления;
– наукоемкие отрасли, создающие средства производства;
– добывающие отрасли (обновление оборудования и технологии).
Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами и созданием условий для предпринимательства, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития – наиболее эффективный способ управления государственным сектором. Это должно стать флагманом проведения государственной экономической политики, направленной на поддержку инновационной деятельности.
Целесообразно в ближайшее время разработать концепцию промышленной политики инновационного типа, а затем и сам документ о государственной промышленной политике, утвердив его на самом высоком уровне.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:16:52