Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Радченко А.В. Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 89-93.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию формирования организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии. Рассматриваются рычаги управления в условиях изменяющейся бизнес-среды предприятия.
Ключевые слова: менеджмент, предприятие, организационно-экономический механизм, бизнес-процессы, механизм управления, рычаги управления
В многочисленных определениях под организационно-экономическим механизмом понимается следующее:
— совокупность структурных, организационно-управленческих, организационно-технических и информационных механизмов, а также механизмов корпоративного планирования [1];
— совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями организации [2];
— способ использования экономических законов для достижения конечных хозяйственных результатов [3];
— организационно-экономическая и социальная система [4];
— целеполагание, организация и стимулирование [5];
— институциональная основа, система планирования, организационная структура, (организационный механизм) система стимулов или экономический механизм [6];
— организационное и экономическое принуждение участников кризисного процесса к определенной антикризисной деятельности. Воздействуя на экономические интересы, оно обеспечивает соответствие инновационной стратегии кризисного поведения уровню развития экономики предприятия [7].
Механизм управления
Мы разделяем взгляды ученых, характеризующие организационно-экономический механизм как «систему», «совокупность связей и отношений», «процесс стимулирования» и т.д. Однако изложенные выше трактовки экономической категории «механизм управления» содержат два недостатка, которые, по нашему мнению, недостаточно полно характеризуют обозначенный термин.
Во-первых, механизм управления организацией нельзя охарактеризовать только как взаимосвязь между подразделениями предприятия. В механизме должна обязательно присутствовать сила, то, что приводит объект в движение, то, что заставляет его работать так, как того требуют внешние условия (в данном случае условия развития бизнес-процессов).
Во-вторых, значимость воздействия этой силы определяется не только совершенствованием планирования, экономических стимулов, организационно-экономических форм управления, но и их нацеленностью на получение четко обозначенных результатов (поскольку мы говорим о бизнес-процессах, то на получение максимальной прибыли).
Процесс управления на предприятии в настоящее время тесно связан с бизнесом, предпринимательской деятельностью, протекающей в условиях жесткой конкуренции. Поэтому для достижения успеха необходимо постоянно совершенствовать систему управления бизнес-процессами, обеспечивая быстрое реагирование на изменения бизнес-среды, нахождение неординарных решений в меняющейся ситуации и координации деятельности всех бизнес-процессов предприятия.
Рычаги управления предприятием
Эффективное развитие бизнеса, результатом которого должно быть получение прибыли, невозможно без скоординированной взаимосвязанной работы всех бизнес-процессов.
Функционирование предприятия в условиях развития бизнеса предполагает организацию управления на основе единого механизма управления бизнес-процессами. Основным его предназначением является создание эффективно работающего предприятия в условиях неопределенности бизнес-среды. Бизнес-среда оказывает существенное воздействие на предприятие, поэтому ему необходимо определить четкие ориентиры своей деятельности, то есть определить цель своего функционирования.
В зависимости от выбранной цели деятельности в процессе ее осуществления на объект управления оказывают влияние те или иные условия бизнес-среды. Следовательно, от того, как быстро предприятие сможет оценить эти условия и учесть их влияние на свою деятельность, во многом зависит эффективность функционирования объекта управления.
В этом случае в силу вступают рычаги механизма управления. Рычаги управления предприятием – средства, которые приводят систему в состояние, соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса.
В составе механизма предлагается выделить следующие основные рычаги управления: экономические, технические, технологические, социальные, психологические, сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные.
Экономические, технические, технологические, социальные и психологические рычаги
Экономические рычаги в рамках механизма управления представлены следующими составляющими:
– финансовая стабилизация предприятия;
– наличие материальной заинтересованности работников в объеме выпуска продукции;
– повышение уровня производительности труда;
– наличие резервных средств на освоение новых изделий;
– прогрессивность экономических норм и нормативов;
– оптимизация затрат на производство продукции;
– снижение срока окупаемости инвестиций.
Социальные рычаги управления включают в себя следующие аспекты деятельности:
– повышение квалификации работников предприятия;
– профессиональная укомплектованность кадрами подразделений;
– организация бытового обслуживания и общественного питания, общественная активность трудящихся, мотивация персонала, коллективное принятие решений, возрастная и половая структура производственных коллективов.
Технические рычаги управления можно охарактеризовать повышением уровня прогрессивности применяемого оборудования, механизацией и автоматизацией производства, повышением уровня оснащенности производства инструментами и приспособлениями.
Технологические рычаги управления включают:
– повышение уровня прогрессивности технологии;
– обеспечение высокой технологической оснащенности службы контроля качества продукции;
– совершенствование технологии производства;
– повышение степени отработанности технологии;
– обеспечение соответствующих санитарно-технических норм производства.
Психологические рычаги управления воздействуют на формирование личности, обладающей высокой ответственностью и коллективистской психологией, высокой квалификацией. Данные рычаги должны быть направлены на целевое изменение мотивации работников для достижения в конечном итоге высоких конечных результатов деятельности предприятий.
Сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные рычаги
Сбытовые рычаги управления характеризуются рациональной организацией ценовой политики предприятия, налаживанием контактов с покупателями продукции, обеспечением сервиса. В условиях рыночной экономики у любого предприятия возрастает необходимость систематического поиска и освоения новых рынков. В этой связи необходимо налаживание всех сфер сбытовой деятельности предприятия в целях максимизации объема продаж и роста прибыли предприятия.
Маркетинговыми рычагами управления следует считать:
– исследование спроса на производимую продукцию;
– организацию поиска новых рынков сбыта;
– продвижение товара на выбранном сегменте рынка;
– грамотную рекламную политику предприятия.
Экологические рычаги управления должны обязательно присутствовать в механизме управления. Они включают в себя: оздоровление окружающей среды, соблюдение производственной санитарии, охрану труда, снижение производственного шума, оснащение производственных подразделений гигиеническими средствами.
Правовые рычаги управления представлены следующими составляющими:
– соблюдение прав потребителей продукции;
– регламентация взаимоотношений продавцов (производителей) и потребителей, установление их прав, обязанностей, ответственности;
– документальное обеспечение соответствия продукции установленным стандартам;
– правовое регулирование деятельности организации.
Грамотная правовая деятельность в сфере предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим хозяйствующим субъектам экономическую свободу.
Организационные рычаги управления включают в себя следующие направления деятельности:
– повышение уровня организации рабочего процесса;
– развитие гибкости производства;
– развитие резервных мощностей;
– повышение уровня организации ремонтных подразделений;
– совершенствование организации рабочих мест и условий труда;
– повышение обеспеченности всеми видами ресурсов.
Таким образом, предприятие может быть представлено совокупностью бизнес-процессов (финансовых, инновационных, производственных, обслуживающих, планово-учетных, маркетинговых, сбытовых), функционирующих в единой системе.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:30