Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии

Радченко А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию формирования организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии. Рассматриваются рычаги управления в условиях изменяющейся бизнес-среды предприятия.

Ключевые слова: менеджмент, предприятие, организационно-экономический механизм, бизнес-процессы, механизм управления, рычаги управления



В многочисленных определениях под организационно-экономическим механизмом понимается следующее:

— совокупность структурных, организационно-управленческих, организационно-технических и информационных механизмов, а также механизмов корпоративного планирования [1];

— совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями организации [2];

— способ использования экономических законов для достижения конечных хозяйственных результатов [3];

— организационно-экономическая и социальная система [4];

— целеполагание, организация и стимулирование [5];

— институциональная основа, система планирования, организационная структура, (организационный механизм) система стимулов или экономический механизм [6];

— организационное и экономическое принуждение участников кризисного процесса к определенной антикризисной деятельности. Воздействуя на экономические интересы, оно обеспечивает соответствие инновационной стратегии кризисного поведения уровню развития экономики предприятия [7].

Механизм управления

Мы разделяем взгляды ученых, характеризующие организационно-экономический механизм как «систему», «совокупность связей и отношений», «процесс стимулирования» и т.д. Однако изложенные выше трактовки экономической категории «механизм управления» содержат два недостатка, которые, по нашему мнению, недостаточно полно характеризуют обозначенный термин.

Во-первых, механизм управления организацией нельзя охарактеризовать только как взаимосвязь между подразделениями предприятия. В механизме должна обязательно присутствовать сила, то, что приводит объект в движение, то, что заставляет его работать так, как того требуют внешние условия (в данном случае условия развития бизнес-процессов).

Во-вторых, значимость воздействия этой силы определяется не только совершенствованием планирования, экономических стимулов, организационно-экономических форм управления, но и их нацеленностью на получение четко обозначенных результатов (поскольку мы говорим о бизнес-процессах, то на получение максимальной прибыли).

Процесс управления на предприятии в настоящее время тесно связан с бизнесом, предпринимательской деятельностью, протекающей в условиях жесткой конкуренции. Поэтому для достижения успеха необходимо постоянно совершенствовать систему управления бизнес-процессами, обеспечивая быстрое реагирование на изменения бизнес-среды, нахождение неординарных решений в меняющейся ситуации и координации деятельности всех бизнес-процессов предприятия.

Рычаги управления предприятием

Эффективное развитие бизнеса, результатом которого должно быть получение прибыли, невозможно без скоординированной взаимосвязанной работы всех бизнес-процессов.

Функционирование предприятия в условиях развития бизнеса предполагает организацию управления на основе единого механизма управления бизнес-процессами. Основным его предназначением является создание эффективно работающего предприятия в условиях неопределенности бизнес-среды. Бизнес-среда оказывает существенное воздействие на предприятие, поэтому ему необходимо определить четкие ориентиры своей деятельности, то есть определить цель своего функционирования.

В зависимости от выбранной цели деятельности в процессе ее осуществления на объект управления оказывают влияние те или иные условия бизнес-среды. Следовательно, от того, как быстро предприятие сможет оценить эти условия и учесть их влияние на свою деятельность, во многом зависит эффективность функционирования объекта управления.

В этом случае в силу вступают рычаги механизма управления. Рычаги управления предприятием – средства, которые приводят систему в состояние, соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса.

В составе механизма предлагается выделить следующие основные рычаги управления: экономические, технические, технологические, социальные, психологические, сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные.

Экономические, технические, технологические, социальные и психологические рычаги

Экономические рычаги в рамках механизма управления представлены следующими составляющими:

– финансовая стабилизация предприятия;

– наличие материальной заинтересованности работников в объеме выпуска продукции;

– повышение уровня производительности труда;

– наличие резервных средств на освоение новых изделий;

– прогрессивность экономических норм и нормативов;

– оптимизация затрат на производство продукции;

– снижение срока окупаемости инвестиций.

Социальные рычаги управления включают в себя следующие аспекты деятельности:

– повышение квалификации работников предприятия;

– профессиональная укомплектованность кадрами подразделений;

– организация бытового обслуживания и общественного питания, общественная активность трудящихся, мотивация персонала, коллективное принятие решений, возрастная и половая структура производственных коллективов.

Технические рычаги управления можно охарактеризовать повышением уровня прогрессивности применяемого оборудования, механизацией и автоматизацией производства, повышением уровня оснащенности производства инструментами и приспособлениями.

Технологические рычаги управления включают:

– повышение уровня прогрессивности технологии;

– обеспечение высокой технологической оснащенности службы контроля качества продукции;

– совершенствование технологии производства;

– повышение степени отработанности технологии;

– обеспечение соответствующих санитарно-технических норм производства.

Психологические рычаги управления воздействуют на формирование личности, обладающей высокой ответственностью и коллективистской психологией, высокой квалификацией. Данные рычаги должны быть направлены на целевое изменение мотивации работников для достижения в конечном итоге высоких конечных результатов деятельности предприятий.

Сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные рычаги

Сбытовые рычаги управления характеризуются рациональной организацией ценовой политики предприятия, налаживанием контактов с покупателями продукции, обеспечением сервиса. В условиях рыночной экономики у любого предприятия возрастает необходимость систематического поиска и освоения новых рынков. В этой связи необходимо налаживание всех сфер сбытовой деятельности предприятия в целях максимизации объема продаж и роста прибыли предприятия.

Маркетинговыми рычагами управления следует считать:

– исследование спроса на производимую продукцию;

– организацию поиска новых рынков сбыта;

– продвижение товара на выбранном сегменте рынка;

– грамотную рекламную политику предприятия.

Экологические рычаги управления должны обязательно присутствовать в механизме управления. Они включают в себя: оздоровление окружающей среды, соблюдение производственной санитарии, охрану труда, снижение производственного шума, оснащение производственных подразделений гигиеническими средствами.

Правовые рычаги управления представлены следующими составляющими:

– соблюдение прав потребителей продукции;

– регламентация взаимоотношений продавцов (производителей) и потребителей, установление их прав, обязанностей, ответственности;

– документальное обеспечение соответствия продукции установленным стандартам;

– правовое регулирование деятельности организации.

Грамотная правовая деятельность в сфере предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим хозяйствующим субъектам экономическую свободу.

Организационные рычаги управления включают в себя следующие направления деятельности:

– повышение уровня организации рабочего процесса;

– развитие гибкости производства;

– развитие резервных мощностей;

– повышение уровня организации ремонтных подразделений;

– совершенствование организации рабочих мест и условий труда;

– повышение обеспеченности всеми видами ресурсов.

Таким образом, предприятие может быть представлено совокупностью бизнес-процессов (финансовых, инновационных, производственных, обслуживающих, планово-учетных, маркетинговых, сбытовых), функционирующих в единой системе.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:18:41