Тенденции и перспективы развития человеческого капитала в России
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (94), Октябрь 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22505063
Цитирований: 18 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Анализируются состояние и динамика развития человеческого капитала в России, выявляются основные тенденции и взаимосвязи уровня развития человеческого капитала с основными социально-экономическими показателями. Приводится сравнительное исследование развития человеческого капитала в России и за рубежом. Формулируются некоторые подходы по повышению качества человеческого капитала в России, совершенствованию механизмов управления им в современных условиях.
Ключевые слова: инвестиции, человеческий капитал, кадровый потенциал, экономика знаний, тенденции, управление человеческим капиталом, перспективы
Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках гранта РГНФ №13-32-11242 «Целевой конкурс 2013 года «Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития России»».
В настоящее время в России, наконец, пришло осознание необходимости смены экономической модели развития, о чем свидетельствует анализ многих современных научных публикаций и государственных стратегий, концепций и программ развития. Учитывая, что в настоящее время экономика России развивается крайне низкими темпами: в 2014 г. по данным Министерства экономического развития РФ прирост валового внутреннего продукта ожидается на уровне 2,5%, инвестиций в основной капитал – 3,9%, промышленного производства – 2,2% и т.д. [1]. Требуется переориентация российской экономики с сырьевого драйвера экономики на инновационные факторы, которые бы способствовали формированию инновационной социально-ориентированной модели развития, что является одной из задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Актуальность исследования вопросов управления человеческим капиталом в современных условиях развития российской экономики
По верному утверждению В.Д. Андрианова, помощника первого заместителя председателя Правительства РФ, «радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора» [2]. Согласно результатам исследований зарубежных ученых, наращивание человеческого капитала на 1% ведет к ускорению темпов роста ВВП на душу населения на 1–3% [2].
Именно благодаря активному развитию человеческого капитала развитые страны мира, которые еще во второй половине XX столетия начали переход к постиндустриальной экономике, развитию экономики знаний, занимают сегодня ведущие позиции в мировых рейтингах по индексу экономики знаний, индексу человеческого развития и, как следствие, в мировых рейтингах по индексам конкурентоспособности (см. табл. 1).
Анализ позиций России в мировых рейтингах показывает, что наша страна находится на одинаково низком уровне развития по сравнению с ведущими развитыми странами, такими как США, Япония, Германия, Швейцария и др., что обусловлено в частности, недостаточным вниманием к управлению человеческим капиталом. Сравнительный анализ по развитию человеческого капитала в России и за рубежом приведем позже, а пока рассмотрим взаимосвязь уровня развития человеческого капитала с социально-экономическими показателями. Для этого рассчитаем коэффициенты корреляции между показателями, характеризующими социально-экономическое развитие и развитие человеческого потенциала. Полученные данные приведены в таблице 2.
Таблица 1
Позиции некоторых стран мира в мировых рейтингах в 2012–2013 гг.
Индекс
глобальной конкурентоспособности (2013–2014)
|
Индекс
развития человеческого потенциала, 2012
|
Индекс
инновационного развития, 2013
|
Индекс
экономики знаний, 2012
| ||||||||
Страны
|
Место
|
Индекс
|
Страны
|
Место
|
Индекс
|
Страны
|
Место
|
Индекс
|
Страны
|
Место
|
Индекс
|
Швейцария
|
1
|
5,67
|
Норвегия
|
1
|
0,955
|
Швейцария
|
1
|
66,59
|
Швеция
|
1
|
9,43
|
Сингапур
|
2
|
5,61
|
Австралия
|
2
|
0,938
|
Швеция
|
2
|
61,36
|
Финляндия
|
2
|
9,33
|
Финляндия
|
3
|
5,54
|
США
|
3
|
0,937
|
Великобритания
|
3
|
61,25
|
Дания
|
3
|
9,16
|
Германия
|
4
|
5,51
|
Нидерланды
|
4
|
0,921
|
Нидерланды
|
4
|
61,14
|
Нидерланды
|
4
|
9,11
|
США
|
5
|
5,48
|
Германия
|
5
|
0,920
|
США
|
5
|
60,31
|
Норвегия
|
5
|
9,11
|
РФ
|
64
|
4,25
|
РФ
|
55
|
0,788
|
РФ
|
62
|
37.20
|
РФ
|
55
|
5,78
|
Таблица 2
Корреляционная матрица
Индекс
инновационного развития
|
Индекс
глобальной конкурентоспособности
|
Индекс
развития человеческого потенциала
| |
ВВП
на душу населения
|
0,91
|
0,86
|
0,92
|
Объем
производства высокотехнологичной продукции на душу населения
|
0,70
|
0,64
|
0,66
|
Расходы
на НИОКР на душу населения
|
0,88
|
0,87
|
0,91
|
Индекс
инновационного развития
|
1,00
|
0,93
|
0,96
|
Индекс
глобальной конкурентоспособности
|
0,93
|
1,00
|
0,95
|
Анализ полученных коэффициентов корреляции (см. табл. 2) подтверждает тезис о том, что сегодня движущим фактором социально-экономического развития является человеческий капитал. Наблюдается сильная прямая корреляционная связь между индексом развития человеческого потенциала и валовым внутренним продуктом на душу населения – 0,92; объемом производства высокотехнологичной продукции на душу населения – 0,66; индексом глобальной конкурентоспособности – 0,95.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что сегодня в России исследование подходов к управлению человеческим капиталом является актуальным вопросом. Изучение этого вопроса и выработка подходов к повышению эффективности управления человеческим капиталом, разработке механизмов его наращивания требуют анализа современного состояния и проблем его развития, что обусловливает актуальность и значимость настоящего исследования.
Теоретические аспекты развития человеческого капитала
Исследуя развитие человеческого потенциала того или иного государства, необходимо прежде всего определиться с самим понятием «человеческий капитал» и его ролью в теории экономического роста и развития. Основоположниками современной теории человеческого капитала являются Т. Шульц и Г. Беккер. Основные положения этой теории получили развитие в работах Э. Денисона, Р. Солоу, Дж. Кендрика, С. Кузнеца, И.Фишера, Р. Лукаса и других экономистов, социологов и историков. А само понятие «человеческий капитал», появившись в 1960-е годы, на протяжении всего периода своего развития претерпевало изменения.
Особую роль человеческому капиталу в теории экономического роста отводила неоклассическая школа. Так, Р. Солоу рассматривал человеческий капитал как фактор экономического роста в модели экономического роста. Рост эффективности единицы простого труда обеспечивается в этой модели ростом уровня образования, квалификации и здоровьем работника.
Зарубежные экономисты Э. Денисон, У. Истерли, Дж. Кендрик, С. Кузнец, Р. Лукас, Дж. Морех, Г. Мэнкью, П. Ромер, Д. Уэйл в модель экономического роста закладывали также качественные характеристики работников и отводили особую роль инвестициям в человеческий капитал. Такие отечественные ученые, как Л.И. Абалкин, А.Ю. Воробьев, Р.М. Нуреев, исследовали взаимосвязь экономического роста и человеческого капитала.
Сегодня существуют многообразные трактовки понятия «человеческий капитал». На наш взгляд, весьма точное определение дано С.А. Курганским: «сформированный в результате инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, которые при целесообразном использовании генерируют новую стоимость и поток доходов» [6]. Этот же автор приводит перечень основных составляющих человеческого капитала:
- интеллектуальный капитал (образовательный, научный, инновационный);
- капитал подготовки на производстве (квалификация, компетенции, производственные навыки и опыт);
- капитал здоровья;
- капитал предпринимательства;
- капитал миграции;
- другие виды (социальный, творческий и др.)
Исходя из такого подхода к определению человеческого капитала, проведем анализ статистических данных, характеризующих динамику его развития в России, в сравнении с зарубежными данными, по основным, на наш взгляд, группам: научно-исследовательская сфера, образование, здравоохранение.
Тенденции и проблемы развития человеческого капитала в России
Как показывает анализ теоретических основ развития человеческого потенциала, он включает в себя знания и технологии и может быть охарактеризован следующими интегральными индексами: Индекс знаний и Индекс экономики знаний.
Индекс экономики знаний представляет собой интегральный индикатор оценки эффективности применения знаний в государстве для социально-экономического роста и развития. Этот индекс рассчитывается по методологии Мирового банка, в которой установлена прямая взаимосвязь между «интеллектуальностью», экономикой и долгосрочным стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью государства. Другими словами, государства, которые инвестируют в знания, демонстрируют высокие и стабильные темпы экономического роста и развития. Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал государства, а то, насколько макросреда способствует эффективному использованию знаний в экономическом развитии [6].
Лидирующие позиции в мировом рейтинге стран по Индексу экономики знаний и Индексу знаний занимают западноевропейские государства, а также Канада и США (см. табл. 3).
Таблица 3
Индекс знаний и индекс экономики знаний мировых лидеров и России в 2012 г.
№
|
Страна
|
Индекс
экономики знаний
|
Индекс
знаний
|
Составляющие
Индекса экономики знаний
| ||||
Экономическая
и правовая среда
|
Инновации
|
Образование
|
Индекс
использования ИКТ
| |||||
1
|
Швеция
|
9,43
|
9,38
|
9,58
|
9,74
|
8,92
|
9,49
| |
2
|
Финляндия
|
9,33
|
9,22
|
9,65
|
9,66
|
8,77
|
9,22
| |
3
|
Дания
|
9,16
|
9,00
|
9,63
|
9,49
|
8,63
|
8,88
| |
4
|
Нидерланды
|
9,11
|
9,22
|
8,79
|
9,46
|
8,75
|
9,45
| |
5
|
Норвегия
|
9,11
|
8,99
|
9,47
|
9,01
|
9,43
|
8,53
| |
……………
| ||||||||
55
|
Россия
|
5,78
|
6,96
|
2,23
|
6,93
|
6,79
|
7,16
| |
По Индексу экономики знаний Россия занимает лишь 55-е место в мире, ее опережают такие страны, как Бразилия, Аргентина и другие развивающиеся государства. Тем не менее позиции России по этому индексу значительно улучшились в последние годы, так, в 2012 г. она набрала 9 позиций в рейтинге.
Анализ статистических данных по отдельным показателям, характеризующим развитие человеческого капитала в России, позволил выявить следующие тенденции.
1) Научно-исследовательская сфера.
а) сокращение численности занятых в научно-исследовательской сфере (в расчете на 1000 чел. экономически активного населения) в 2000–2012 гг. (см. табл. 4);
Таблица 4
Сокращение численности занятых в научно-исследовательской сфере
|
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Всего
|
12,20
|
11,05
|
10,84
|
10,64
|
10,06
|
9,81
|
9,76
|
9,70
|
9,60
|
в
т.ч. исследователи
|
5,85
|
5,32
|
5,23
|
5,22
|
4,96
|
4,88
|
4,89
|
4,95
|
4,92
|
техники
|
1,03
|
0,90
|
0,89
|
0,86
|
0,80
|
0,79
|
0,79
|
0,81
|
0,78
|
вспомогательный
персонал
|
3,31
|
2,93
|
2,87
|
2,76
|
2,57
|
2,47
|
2,43
|
2,36
|
2,32
|
б) рост динамики расходов федерального бюджета на гражданскую науку (млн рублей) в 2000–2012 гг. (см. табл. 5);
Таблица 5
Рост динамики расходов федерального бюджета на гражданскую науку
|
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
17396,4
|
76909,3
|
97363,2
|
132703,4
|
162115,9
|
219057,6
|
237644,0
|
313899,3
|
355920,1
|
в т.ч. на фундаментальные
исследования
|
8219,3
|
32025,1
|
42773,4
|
54769,4
|
69735,8
|
83198,1
|
82172,0
|
91684,5
|
86623,2
|
на прикладные научные
исследования
|
9177,1
|
44884,2
|
54589,8
|
77934
|
92380,1
|
135859,5
|
155472,0
|
222214,8
|
269296,9
|
в
процентах:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к расходам федерального
бюджета
|
1,69
|
2,19
|
2,27
|
2,22
|
2,14
|
2,27
|
2,35
|
2,87
|
2,76
|
к валовому внутреннему
продукту
|
0,24
|
0,36
|
0,36
|
0,4
|
0,39
|
0,56
|
0,51
|
0,56
|
0,56
|
в) рост динамики внутренних затрат на исследования и разработки (млн рублей) в 2000–2012 гг. (см. табл. 6);
Таблица 6
Рост динамики внутренних затрат на исследования и разработки
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
| |
Всего
|
76697,1
|
230785,2
|
288805,2
|
371080,3
|
431073,2
|
485834,3
|
523377,2
|
610426,7
|
699869,8
|
%
к ВВП
|
1,05
|
1,07
|
1,07
|
1,12
|
1,04
|
1,25
|
1,13
|
1,09
|
1,12
|
г) преобладание технических наук в структуре российской науки, что характеризует Россию как индустриальное государство, тогда как в государствах, вступивших в постиндустриальную фазу развития, преобладают сегменты медико-биологических и гуманитарных наук, сфера информационно-коммуникационных технологий. В современной России, по мнению ряда экспертов, имеет место «стагнация архаичной дисциплинарной структуры науки» (табл. 7 и 8).
Таблица 7
Динамика структуры распределения исследователей по укрупненным группам в СССР и РФ в 1950–2003 гг., в %
|
1950
|
2003
|
Естественные
|
22,2
|
23,4
|
Технические
|
26,1
|
63,8
|
Медицинские
|
14,9
|
4
|
Сельскохозяйственные
|
7,5
|
3,5
|
Социальные
|
29,3
|
5,3
|
|
100
|
100
|
Динамика структуры распределения исследователей по укрупненным группам в США в 1950–2004 гг., в %
|
1950
|
2004
|
Науки
о жизни
|
3,8
|
4,3
|
Естественные
науки
|
13,2
|
4,4
|
Инженерные
науки
|
76,9
|
25,5
|
Математика
и ИТ-технологии
|
2,2
|
56,8
|
Социальные
науки
|
3,8
|
9,0
|
|
100
|
100
|
2) Образование.
Несмотря на противоречивые тренды в научно-исследовательской сфере (с одной стороны, уменьшение числа занятых научными исследованиями и архаичная структура распределения исследователей, а с другой – динамика роста финансирования науки), ситуация в сфере образования значительно лучше, нежели в других странах.
По данным ОЭСР, 88% взрослого населения РФ имеет как минимум среднее специальное образование. Средний показатель по всем 34 странам ОЭСР составляет 74%, а по странам «большой двадцатки» – 56% [9].
Кроме того, в России преобладающая часть населения имеет высшее образование (54%). По этому показателю Россию опережают Южная Корея, Япония и Канада. Для сравнения: в ОЭСР этот показатель – 31%, в странах «Большой двадцатки» – 26% (в среднем).
Однако, несмотря на положительную динамику инвестиций в образование в 2000–2010 гг., расходы на образование в России составляют только около 6% ВВП. Для сравнения: в ОЭСР – 6,3% в среднем по странам. При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Подобное соотношение является самым низким как среди государств-членов ОЭСР, так и среди стран «Большой двадцатки».
В 2000–2010 гг. в России количество иностранных студентов, большинство из приграничных с Россией стран, выросло на 78%. На долю России приходится 4% от общего числа человек, получающих высшее образование за границей. Лидерами в этой категории являются США, Великобритания, Австралия, Германия и Франция.
3) Здравоохранение.
1. Расходы на здравоохранение.
Россия расходует меньше, чем в ОЭСР, на здравоохранение – на 3–4% ВВП [8]. К 2020 г. расходы на здравоохранение могут быть увеличены до 6% ВВП. Однако сегодня эта цифра составляет лишь 3,5% (по данным на 2014 г.). В то время как в ОЭСР развитые страны тратят на медицину от 6,3% (минимум) до 17,6% (максимум) ВВП [11].
2. Продолжительность жизни.
По данным ООН, средняя продолжительность жизни в России 66.05 лет (129 место в мире). Больше, чем в России, среди стран СНГ живут в Азербайджане – 66.3 лет, Казахстане – 67.35 лет, на Украине – 68.1 лет, в Туркмении – 68.35 лет, Киргизии – 68.9 лет, Белоруссии –70.2 лет, Армении – 72.4 года, Грузии –76.55 лет.
3. Рождаемость и естественный прирост.
Рождаемость в России растет, уже в 2012 г. впервые за двадцать лет убыль населения снизилась до нуля.
Подходы по повышению качества человеческого капитала России
Для обеспечения повышения качества человеческого капитала и использования его как фактора социально-экономического развития в России необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию системы управления человеческим капиталом на макро- и микроуровне.
На макроуровне (на уровне государства) необходимо развитие следующих направлений в целях обеспечения укрепления человеческого капитала:
1) необходимо совершенствование государственной политики в области воспроизводства человеческого капитала в обеспечение создания социально ориентированного инновационного общества. Повышение качества человеческого капитала в стране должно быть целью правительства, для чего необходима разработка соответствующей программы;
2) необходимо использование современных методов управления человеческим потенциалом;
3) следует осуществлять мониторинг состояния человеческого потенциала по регионам в разрезе по группам: капитал здоровья, капитал образования, капитал мобильности и т.д.;
4) необходимо разрабатывать отраслевые программы содействия занятости, направленные на оценку численности работников внутри отраслей, потребностей отраслей в работниках, осуществление мер по организации переподготовки высвобождаемых кадров и их трудоустройству;
5) необходимо совершенствование инструментов и механизмов государственной политики в социальной сфере. В этой области необходима разработка мер по усилению мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние;
6) необходимы поддержка предприятий, осуществляющих профессиональное обучение высвобождаемых работников, использование договорных форм обучения кадров, расширение масштабов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства;
7) необходимо создать условия для сохранения, наращивания и повышения эффективности использования человеческого капитала государства во всех сферах жизнедеятельности.
На микроуровне (на уровне организации) в России необходимо развитие следующих направлений [5]:
а) создание глобальной системы управления человеческим капиталом в рамках крупных транснациональных корпораций и интегрированных структур. Данное направление активно развивается за рубежом и успешно себя зарекомендовало. Оно обусловлено тем, что на развитие человеческого капитала влияют культурные барьеры, культурная среда, различные нормативные требования и другие факторы. Создание же и внедрение системы управления человеческими ресурсами в крупных компаниях позволило бы более эффективно координировать деятельность сотрудников в различных точках, которые охватывают несколько континентов, в реальном режиме времени;
б) совершенствование кадровой политики, в том числе в части подбора кадров, отвечающих современным рыночным требованиям, оценки и стимулирования персонала. Данное направление требует тщательной разработки в России, т.к. в условиях перехода России к рыночным условиям и встраивания российских компаний в мировую систему рыночных отношений далеко не все из них осознали необходимость и важность трансформации принципов управления персоналом.
Во многих компаниях до сих пор отсутствует система оценки персонала, часто этим понятием подменяют аттестацию, что неверно ввиду особенностей терминологии. А ведь оценка персонала, по сути, является основой для разработки и реализации инструментов стимулирования и мотивации, а следовательно, и для роста производительности труда.
Учитывая отсталость российских компаний в этом вопросе, необходимо, чтобы каждое предприятие осуществило оценку эффективности своей деятельности в контексте реализации стратегии и кадровой политики, провело SWOT-анализ в контексте развития человеческого капитала и определило, исходя из анализа зарубежного опыта и лучшей отечественной практики, те направления и методы, которые следовало бы адаптировать в целях обеспечения повышения эффективности своей деятельности за счет роста производительности труда, мотивации сотрудников.
в) развитие системы повышения квалификации сотрудников. Анализ мировой практики показывает, что сегодня зарубежные компании активно инвестируют в человеческий капитал, что позволяет им укреплять и наращивать свою конкурентоспособность на мировых рынках. В этой связи предлагается ускорить процесс вовлечения и обучения сотрудников через различные учебные материалы, в том числе посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Повышение квалификации сотрудников и их обучение может быть:
- краткосрочным. В этом случае возможно применение следующих механизмов развития человеческого капитала: тренинги, мастер-классы, work shops;
- среднесрочным. В этом случае может быть использован традиционный механизм – прослушивание курсов (в т.ч. языковых);
- долгосрочным. Сюда относится в первую очередь получение второго высшего образования, MBA;
- дистанционным (e-learning).
Выводы
Человеческий капитал в современном мире является основополагающим фактором социально-экономического и научно-технологического прогресса, основной движущей силой. Поэтому его развитию должно быть уделено особое внимание на государственном, региональном и микроуровне. Развитие человеческого капитала – это залог высокой конкурентоспособности национальной экономики, отраслей промышленности и предприятий.
Источники:
2. Андрианов В.Д. Национальное богатство России. – Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=268514.
3. Sianesi B., Van Reenen J. (2003) The returns to education, Journal of Economic Surveys, Vol. 17, No. 2.
4. Проект HR-Portal [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/.
5. Батракова Л.Г. Показатели развития экономики знаний / Ярославский педагогический вестник, 2012 – № 2 – Том I (Гуманитарные науки). [Электронный ресурс]. – http://www.vestnik.yspu.org›releases/2012_2g/24.pdf.
6. Курганский С.А. Тенденции развития человеческого капитала в России // Известия ИГЭА. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. – http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-v-rossii (дата обращения: 02.05.2014).
7. Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/general/2225-chelovecheskij-kapital-vyzov-dlya-rossii.html.
8. Носкова К.А. Методы управления человеческим капиталом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/09/3857.
9. Родионова И.А., Гордеева А.С., Кокуйцева Т.В. Новые технологии: возрастающая роль в конкурентоспособности стран мира / Известия Уральского государственного экономического университета, 2010, Т. 31, № 5.
10. Расходы на образование в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/18679.html.
11. Лишних денег не будет… // Медицинская газета. № 72, 25.09.2013 г.
Страница обновлена: 27.11.2024 в 13:30:42