Инновационная деятельность в зарубежных странах

Шустов А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (83), Ноябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034617
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассматривается зарубежный опыт применения инновационной деятельности для формирования и развития национальной политики, который будет интересен всем, кто заинтересован в развитии нашей страны, в подъеме туристической деятельности и экономики в целом.

Ключевые слова: зарубежный опыт, развития, совершенствоваться, необходимо, преобладающих, активно развивающихся, единственным способом



В основе эффективности развития национальной экономики России в настоящее время, наряду с природными и трудовыми ресурсами, лежит и научно-технический потенциал страны. В процессе улучшения качества состояния экономики увеличилось и значение важности инновационной деятельности, ускорилось развитие наукоемких производств, что сыграло роль важнейшего фактора при выходе из экономического кризиса, а также для обеспечения условий экономического роста.

Для Российской Федерации в настоящий момент наиболее приоритетным является применение опыта развитых стран, направленного на реализацию мер по государственной поддержке инновационных процессов в сфере экономики, позволяющее сформировать отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

На сегодняшний день исключительно государству «по силам» снизить скорость накопленного разрушения научно-технического потенциала в России, обеспечив экономику достаточным объемом инвестиций с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Стратегии регулирования инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности, которое реализуется целенаправленным воздействием органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, подразумевает предвидение реакций данных институтов на действия государственных организаций.

В каждой стране регулирование инновационной деятельности происходит по-своему. Саморегулирование в пределах рынка не в силах способствовать проведению перспективных исследований и разработок, которые связаны с неопределенностью и высокой степенью риска. [2, c. 51-53]

Государственные власти занимаются формированием целей и принципов собственных приоритетов научной и инновационной сфер. В этом случае требуется уметь различать инновационную и научно-техническую политику. Целью инновационной политики является разработка и применение нововведений, которые бы удовлетворяли потребностям.

Следует отметить, что механизм по формированию и исполнению инновационной и научно-технической политики стран мирового сообщества различается. Причиной этого является неодинаковое размежевание функций государства и рынка в развитых странах, а также различия организационных структур управления наукой. [3, c. 40-42]

По уровню и формам поддержки бизнеса в мировой практике принято выделять:

‑ государственные стратегии активного вмешательства;

‑ децентрализованное регулирование;

‑ смешанные стратегии.

В процессе исполнения стратегии активного вмешательства государство признает инновационную и научно-техническую деятельность в виде главных, даже, в каком-то смысле, определяющих факторов экономического роста национальной экономики. В основном выбор подобной стратегии характеризуется существенными изменениями во внешней политике государства и его законодательстве. [2, c. 62-64]

Стратегия децентрализованного регулирования является более сложным механизмом участия государства в инновационной и научной сферах. В отличие от прошлых стратегий, в которых главную роль при выборе приоритетов научно-технического развития занимает государство, в наши дни на первом месте находятся субъекты хозяйствования, а государство предоставляет им наиболее благоприятные экономические и правовые условия для осуществления инновационной деятельности. [2, c. 66-67]

Смешанная стратегия применима к тем странам, в экономике которых значительное место принадлежит государственному сектору, а государство обладает заинтересованностью в сохранении уровня высокого экспортного потенциала всех отраслей данного сектора. В подобных случаях, государство использует стратегию активного вмешательства в сторону государственных организаций, а к остальным - стратегию децентрализованного регулирования. [2, c. 69-71]

Повышение роли государства в области инновационной деятельности является одним из наиболее важных факторов в том случае, когда фирме доступно и выгодно проведение непрерывной инновационной деятельности, а рынок не всегда способен ей это предоставить.

Существует еще одна причина повышения роли государства в области инновационной деятельности - стремительный рост затрат, которые необходимы для ее проведения. В первую очередь это связано с повышением уровня расходов на научно-исследовательское оборудование, инструменты и приборы, а также увеличением заработной платы высококвалифицированным научно-техническим и инженерным кадрам. [1, c. 43-45]

Задач федеральной инновационной политики

Принятие активного участия государством в проведении инновационной деятельности, прежде всего, основывается на необходимости долгосрочного прогнозирования результатов инновационной и научно-технической деятельности. Эффективность инновационного процесса напрямую зависит от корректного выбора области и вида внедряемой инновации, а также времени для ее внедрения. Государственная инновационная политика на территории РФ проводится на двух уровнях деятельности: местном (региональном) и на федеральном.

К числу основных задач федеральной инновационной политики относится формирование благоприятного инновационного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического развития в сфере экономики. Направление федеральной политики характеризуется решением проблем отраслевого и межотраслевого характера, который приводит к полному изменению технологической базы страны и требует концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики. [4, c. 72-74]

Одной из главных функций государства, направленной на поддержку инновационной деятельности, является контроль формирования федеральных целевых программ. Сегодня два ведомства занимаются осуществлением координации усилий государства по поддержке инновационной деятельности – Министерство экономики, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике.

Министерство экономики, науки и технологий РФ, которое занимается разработкой государственной инновационной политики непосредственно определяет основные направления инвестиционной политики и меры по стимулированию инновационной деятельности, а также приоритеты для развития отраслей национальной экономики.

Координацию по выполнению стратегий, направленных на развитие промышленности, осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике. Данный Госкомитет занимается разработкой предложений по главным направлениям инвестиционной политики, реализует методы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, поддержку среднего и малого предпринимательства в сфере промышленного комплекса РФ. Также, к числу обязанностей Госкомитета относится определение перспективных направлений НИОКР в промышленной сфере. [1, c. 57-60]

Главные отличия инновационной политики в отношении отраслей заключается в характере и объеме ресурсов, которые крайне важны для реализации процесса обновления и модернизации производственного потенциала. Последние основаны на разработке как новых технологий, так и новой продукции, а также на масштабах инвестиционной поддержки.

Можно выделить следующие основные направления государственной инновационной политики [3, c. 81-83]:

1) разработку методов по непрерывному улучшению нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, систем институциональных преобразований, механизмов для ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности в сфере инноваций и внедрение ее в хозяйственный оборот;

2) разработку системы по комплексной поддержке инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе, связанном с активизацией инновационной деятельности, помимо органов государственного управления, финансово-кредитных учреждений и коммерческих структур требуется участие и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

3) развитие малого инновационного бизнеса при помощи создания благоприятных условий с целью образования и дальнейшей успешной работы малых организаций, а также для оказания государственной поддержки в самом начале их деятельности.

Далее стоит уделить должное внимание внедрению зарубежного опыта инновационной деятельности. Для примера был выбран курортно-рекреационный потенциал Дагестана, его тенденции и проблемы.

На территории нашей страны очень мало мест, где преобладают такие же перспективы для развития культуры отдыха и туризма, как в республике Дагестан. В данном регионе имеет достаточно перспективных возможностей, способных привлечь инвестиции, гарантирующих быструю окупаемость.

Опыт Дагестана

Дагестанская республика является самой южной республикой Российской федерации. Она находится на стыке Европы и Азии в восточной части Кавказа. Республика является южной частью России и на ее территории имеется прямой выход к международным морским путям.

Надо отметить, что природно-климатические условия и историко-этническое наследие республики Дагестан предоставляют уникальные возможности, способствующие развитию всех видов туризма: экологического и лечебно-оздоровительного, пляжного и водного, этнического и исторического, горнолыжного и экстремального.

На территории республики активно реализуются меры по рациональному использованию преобладающего ресурсного потенциала, и создаются условия для возрождения туризма на качественно новом уровне. Сильно увеличились объемы въездного и выездного потоков туристов.

Главной задачей на сегодняшний день является формирование и совершенствование абсолютно новой инфраструктуры объектов отдыха и туризма, а также непрерывное развитие индустрии отдыха. Перечислив главные достоинства данной республики, вполне ожидаемым должен быть вопрос: «Почему индустрия туризма до сих пор находится на стадии развития?». Основная проблема в данном случае заключается в общественном сознании. Если быть точнее, то жители республики, к сожалению, просто не готовы к резкой «волне» туристов.

Большая часть населения Дагестана не понимает какую роль сыграет развитость данной отрасли экономики в их жизни. Вполне естественным и необходимым является информирование местного населения о важности и дальнейших перспективах, которые будут открыты перед республикой и ее жителями, уделив наибольшее внимание новому поколению. Основные силы должны быть направлены на образование местного населения и самообразование. [8]

Для реализации процессов, направленных на развитие туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан. Требуются крупные инвестиционные вложения в строительство гостиниц, коммуникаций, дорог. Необходимо использовать новые формы отдыха и туризма. И тем не менее, туристическая деятельность понемногу начинает занимать должное место в общем процессе социально-экономического развития республики.

За последнее время сфера туризма осуществляет стабильное и динамичное развитие. Туристическая индустрия характеризуется высоким инвестиционным эффектом. Точнее: при вложении 1 рубля в туризм в других отраслях экономики он приносят 4 рубля суммарного дохода. Аналогичным является коэффициент занятости: 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. [6, c. 37-38]

По данным, зафиксированным Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан в 2009 году 37,6 тысяч иностранных граждан посетили республику. Это превышает результаты за 2008 год на 44,1%. По данным Управления ФНС России по РД поступления налоговых платежей от деятельности средств размещения, предприятий развлечения и отдыха за 2009 год составило 141039 тысяч рублей. [7, c. 112]

Как считают специалисты, основные факторы, которые определяют привлекательность региона для пребывающих туристов следующие [5, c. 79-81]:

- его доступность;

‑ отношение местного населения к приезжим;

‑ природа и климат;

‑ инфраструктура региона;

‑ состояние розничной торговли;

‑ уровень цен;

‑ спортивные, рекреационные и образовательные возможности;

‑ культурные и социальные характеристики.

Проект «Лазурный берег»

Особое внимание при рассмотрении инновационной деятельности республики Дагестан стоит обратить на проект «Лазурный берег». Именно на данный проект, направленный на развитие туристической деятельности, власти республики возлагают особые надежды.

Руководство республиканской столицы направляет свои усилия на постройку в ее прибрежной части «Лазурного берега». Городские власти считают, что, с появлением города-спутника, будет возможна оперативная разгрузка Махачкалы, которая набрала активный темп развития.

«Лазурный берег» предназначен для размещения 75-80 тысяч жителей. Его возведение запланировано на территории прибрежного участка, чья площадь составляет 300 гектаров, расположенная в юго-восточном районе столицы. Проект в условиях республики является инновационным. Его главная задача заключается в реализации строительства того, что в республике ранее отсутствовало, но планировалось. Будут применены инновационные способы возведения объектов. Сами объекты будут новаторскими и актуальными. К примеру, планируется постройка первого в республике яхт-клуба. [8]

В целом объем инвестиционных вложений для строительства «Лазурного берега» составляет примерно 150 миллиардов рублей. Помимо 2 млн. кв.м. жилья со всей необходимой инфраструктурой также запланировано строительство [6, c. 41-42]:

‑ детского развлекательного комплекса, насчитывающего 1080 мест и общей площадью свыше 26000 кв. м.;

‑ дворца спорта на 2500 зрителей;

‑ лечебного стационара на 700 койко-мест;

‑ лечебно-оздоровительного комплекса площадью свыше 40 тысяч квадратных метров;

‑ театра юного зрителя, крытого катка, цирка, яхт-клуба и даже дворца бракосочетаний. После завершения строительства «Лазурного берега» республика получит развитую инфраструктуру туризма.

Цель инвестиционного проекта:

1. Привлечение инвестиций в республику Дагестан.

2. Решение социальных и экономических задач.

3. Создание дополнительных рабочих мест.

Задачи инвестиционного проекта [8]:

1) строительство санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристических зон и объектов вдоль побережья Каспийского моря для развития массового отдыха и туризма и связанной с ними индустрии сервиса;

2) строительство жилых комплексов разной категории и этажности (средне экономического и элит - люкс), со всей социально-культурной инфраструктурой: больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли, объекты торговли и общественного питания, кинотеатры и другие объекты досуга;

3) развитие коммунальной сферы в городе Махачкала.

Срок, запланированный на реализацию проекта, составляет 8 лет, при том, что строительство не может стартовать уже который год, по причине регулярных переносов. Инвесторы заморозили проект по причине финансового кризиса и нестабильного состояния региона. Начнет ли проект реализовываться? Это по настоящий момент является пока нерешенным вопросом. Строительство города-спутника позволит организовать необходимые десятки тысяч рабочих мест и, тем самым, дать мощный толчок развитию экономики, оздоровительного отдыха и туризма, а также индустрии сервиса республики [6, c. 46].

В заключение следует отметить, что роль инновационной деятельности в современной экономике стала очень значительной. Причиной этому является то, что в рыночной экономике инновации являются, своего рода, методом проведения конкурентной борьбы, ведь внедрение новшеств приводит к росту прибыли, к возникновению новых потребностей, к повышению рейтинга производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Может получится так, что инновация как процесс или как продукт станет, возможно, главной статьей дохода организации, которая окажет значительное влияние на увеличение прироста прибыли.

Туризм - одна из самый важных отраслей сервиса и для этого необходимо наличие современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Хотя надо отметить, что не каждая организация спешит применять инновации в своей деятельности. Ведь инновация является, прежде всего, риском, причем немалым. Любое новшество, в особенности, если оно влияет на предприятие в целом, вызывает некое сопротивление. Ведь использование инновационной деятельности характеризуется ломкой устоявшихся стереотипов восприятия, установок и поведения [1 c. 27-29].

Как правило, главной причиной отрицания инновации является социально-психологический аспект: при оценке собственных возможностей, значительная доля сотрудников предприятия склоняется к мнению, что они не обладают, требующимися для внедрения новшеств, умениями и навыками. Это приводит к возникновению опасений стать лишним, что, естественно, приводит к появлению все новых сопротивлений изменениям.

Вывод

В целях развития научно-технического прогресса и экономики в целом, мировые государства активно участвуют в инновационных проектах. Инновационная деятельность полностью поддерживается и направляется государственными и общественными институтами, а также представителями бизнеса.

Процесс развития инновационной деятельности и увеличения объема ресурсов, которые вовлекаются в инновационный процесс, определяет важность сотрудничества и кооперации, как частных, так и государственных субъектов. При помощи кооперации деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов происходит реализация на практике организационной функции государств. [3, c. 60-62]


Источники:

1. Александрова А.Ю. «Международный туризм», - М.: Турист, 2007, с. 27-29, 43-45, 57-60.
2. Балабанов И.Т. «Экономика туризма», — М.: Финансы и статистика, 2008, с. 51-53, 62-64, 66-67, 69-71.
3. Биржаков М.Б. «Введение в туризм», – М.: 2007, с. 40-42, 60-62.
4. Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и социальное развитие» , – М.: Финансы и статистика, 2009, с. 72-74, 81-83.
5. Чудновский А.Д., Жукова М.А. «Управление индустрией туризма России в современных условиях», - М.: КНОРУС, 2009, с. 79-81.
6. «Культура, отдых и туризм: Россия в цифрах», – М.: Гос. ком. стат. РФ, 2009, с. 37-38, 41-42, 46.
7. «Туризм в России: статистический сборник», гос. ком. РФ по статистике, – М.: 2008, с. 112.
8. http://www.dagtourism.com

Страница обновлена: 22.09.2024 в 15:11:07