Механизм реализации государственной политики поддержки бизнеса

Белоусова Л.С., Литвинов А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (81), Сентябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034653
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье предпринята попытка теоретического осмысления категории «механизм» в отношении реализации государственной политики поддержки бизнеса. Представлена авторская трактовка механизма реализации государственной политики поддержки бизнеса, как частного случая механизма государственного регулирования экономики. Обоснован состав и раскрыто содержание элементов исследуемого механизма

Ключевые слова: бизнес, государство, структура, механизм, политика, поддержка



При оценке перспектив и разработке основных направлений совершенствования государственной политики поддержки бизнеса следует учитывать, что реализация указанной политики обеспечивается соответствующим механизмом, теоретическое и методическое обоснование которого призвано решить три основные задачи:

1) определить сущность и содержание данного механизма;

2) определить его фактическое состояние

3) обосновать основные проектные параметры.

Анализ ряда научных публикаций по теме исследования показывает, что в настоящее время механизмы управления в теоретическом плане определены в виде агрегатов, состоящих из достаточно самостоятельных элементов, совокупность которых нельзя рассматривать как систему. Соответственно такой подход не раскрывает сущности механизма государственной поддержки бизнеса.

Миссия государства

Сущность механизма реализации государственной политики поддержки бизнеса вытекает из взаимодействия субъектов, образующих целостную экономическую систему, включающую государство и участников хозяйственной деятельности, а также внешнюю по отношению к ним среду, состоящую из совокупности не вовлеченных в их взаимодействие субъектов (третьих лиц).

Исходя из этого, государственную поддержку бизнеса можно определить как отношения между органами власти и хозяйствующими субъектами, которые формируют целостную экономическую систему с асимметричным взаимодействием ее элементов. Соответственно, механизм реализации государственной политики поддержки бизнеса является асимметричной системой, отражает доминирование органов власти и управления во взаимоотношении с хозяйствующими субъектами, выражающееся в направлении их действия на решение задач, стоящих перед государством, посредством улучшения условий взаимодействия с внешней средой. Иначе говоря, механизм реализации государственной политики поддержки бизнеса действует в направлении упорядочения, трансформации целей и задач в национальном хозяйстве и его подсистемах.

Элементный состав механизма, функционирующего в сфере экономики и управления целесообразно представить следующим образом: субъекты; объекты; функции; принципы; методы; инструменты.

Следует отметить также, что содержание указанных элементов механизма различается в зависимости от того, о реализации каких именно процессов идет речь. В нашем случае рассматривается механизм реализации государственной политики поддержки бизнеса, фактически являющийся частным случаем механизма государственного регулирования экономики.

Субъектом, то есть активной стороной поддержки, выступает государство. Это ясно из определения. Но государство представляет собой достаточно сложную систему, элементы которой выполняют различные общественные функции. Если обратиться ко всему множеству функций, выполняемых государством и его подсистемами, то конкретность его взаимоотношений с бизнесом будет потеряна. Поэтому, на наш взгляд, следует исходить из миссии государства (или его подсистемы), в которой выражается сущность субъекта. Действительно, любой субъект существует не сам по себе, а в определенном окружении, существует для себя, для окружающих систем и собственных подсистем [5].

Существование для себя, самореализация возможны только в случае деятельности, направленной на решение задач других систем. Именно в миссии получает воплощение содержательная составляющая субъекта, наполняющая его формальную структуру.

Применительно к бизнесу можно сказать, что миссией государства в отношении данного объекта является максимальное использование его потенциала в процессе достижения приоритетных целей общества, установленных уполномоченным его (общества) представителем – государством (органами власти и управления различных уровней) [1]. Это утверждение носит достаточно абстрактный характер и требует более содержательного изложения.

Миссия государства в отношении бизнеса является производной от основной, заключающейся в обеспечении социального равновесия в обществе. Способы, которыми достигается данное равновесие, могут быть разными.

Сторонники концепций гармонического развития полагают, что целью государства является достижение социальной справедливости. Так, Й. Шумпетер отмечал, что социалистическая экономика, которую он отождествлял с государственной, в сравнении с капиталистической дает большее количество обеспеченности и удовлетворения в силу более равномерного распределения благ [8]. В. Бочаров, И. Рисин, Ю. Трещевский подчеркивают, что центральной функцией государства является социальная, суть которой состоит в достижении компромисса между участниками социально-экономических процессов [1].

Разделяя в целом концепцию гармоничного развития и учитывая вышеизложенное, сделаем вывод, что поддержка бизнеса заключает в себе известное противоречие – государство оказывает ее наиболее благополучному субъекту. Разрешение этого противоречия возможно только при учете «встречной» миссии – бизнеса по отношению к государству и обществу в целом.

В отношении бизнес-структур, как субъектов экономической деятельности, можно сделать вывод, что их миссия по отношению к государству заключается в предоставлении последнему материальных и финансовых ресурсов посредством уплаты налогов и других обязательных платежей.

Бизнес, как институциональная подсистема общества, играет активную роль в обеспечении государства ресурсами для обеспечения социальной справедливости и сохранения целостности социально-экономической системы. Поэтому социально защищенный, не требующий поддержки в плане соблюдения социального равновесия, но главный с точки зрения поставки ресурсов для реализации социальных функций государства субъект вполне может претендовать на поддержку.

Таким образом, одним из оснований государственной поддержки является требование самого высоко значимого для экономического развития реципиента. Но если ограничиться этим, то окажется, что государство не выполняет своей миссии по отношению к обществу. Такое общество обречено на социальные конфликты и не может быть устойчивым. Поэтому должны быть и иные объективные основания для государственной поддержки бизнеса. Подчеркнем в этой связи, что только взаимодополняющее пересечение миссий делает необходимой поддержку бизнеса государством, и предопределяет состав функций последнего.

Миссия бизнеса

Функции государства в сфере поддержки бизнеса не имеют, на наш взгляд, строгого и всеобъемлющего теоретического обоснования. В наибольшей степени они могут быть обоснованы с позиций широкого понимания предпринимательства, которое представлено в ряде исследований данного общественного феномена. Например, Уэрта де Сото Хесус отмечает, что бизнес, в широком смысле слова, то же самое, что человеческая деятельность. Можно считать, что любые действия по изменению настоящее и достижения своих целей в будущем, представляют собой бизнес [10]. Трактуемый таким образом бизнес может претендовать на всеобъемлющую поддержку со стороны государства. Но в таком виде он оказывается лишенным многих специфических черт, характеризующих его как особый вид человеческой деятельности, а не деятельность вообще.

Наиболее естественным объяснением государственной поддержки было бы установление некоторой совокупности общих интересов, которая требует совместных действий, при которых одна сторона (в данном случае – бизнес) является реципиентом услуг, другая (государство) донором. Такой общей целью является сохранение социального баланса в обществе, как необходимого условия любого вида деятельности, имеющего позитивные последствия для развития общества.

Но наличие общей цели не исключает противоречий в системе отношений государства и бизнеса. Это положение достаточно широко освещено в отечественной и зарубежной научной литературе учеными различных направлений и школ. Классическое изложение этой проблемы представил Дж. Гэлбрейт [2]. Близкую позицию занимают Дж. Дорн и Г. Явлинский [3, 11].

Противоречие между государством и бизнесом может проявляться в деструктивных формах. В качестве примера отметим позицию К. Сонина, который пишет, что в основе противоречий, принимающих часто конфликтную форму, борьба между бизнесом (особенно – крупным) и государством за собственность, которая сопровождается многократными переделами и снижением эффективности функционирования социально-экономических систем [4].

Следовательно, для повышения эффективности функционирования общественного хозяйства необходимо постоянное разрешение существующего противоречия, - отметим это важное обстоятельство. Одной из форм такого разрешения противоречий является государственная поддержка бизнеса рациональными с позиций конкретного времени и места способами.

Для более конкретного обоснования необходимости государственной поддержки бизнеса отметим следующие моменты.

Й. Шумпетер, Ф. Хайек и ряд других исследователей выдвинули версию предпринимательства, как особого вида деятельности, носящей инновационный характер [6, 9]. Она представляет интерес с различных точек зрения, в том числе и с позиции формирования механизма реализации государственной политики поддержки бизнеса. Если исходить из этой версии, то необходимо признать, что государство должно поддерживать всякое новаторство, независимо от того, в какой области оно осуществляется.

Специфика бизнеса (предпринимательства, капитала), на наш взгляд, заключается в том, что он далеко не всегда ориентирован на инновационность, но всегда – на повышение активности самих субъектов предпринимательской деятельности, развивающей, и в то же время дифференцирующей общество, нарушающей социальный баланс. С одной стороны, это обеспечивает общественный прогресс, с другой - разрушает социальную основу общества.

Государство призвано не допустить этого, реализуя свою миссию. Поэтому государство должно оказывать поддержку не всякому бизнесу, а только тому, который осуществляется в общественных целях (подобная идентификация входит в компетенцию государственных органов власти и управления).

Партнерство бизнеса и государства

Исходя из проведенного выше анализа сущности и миссий государства и бизнеса, можно сделать вывод, что государственная поддержка последнего вытекает из взаимного дополнения их миссий в отношении общества – бизнес реализует миссию повышения активности экономических субъектов, которая неизбежно дифференцирует общество, а государство восстанавливает социальный баланс.

Серьезную проблему для бизнеса представляет все более активное участие государства в предпринимательской деятельности. Так, А. Кудрин считает неоправданным расширение производств, находящихся в той или иной степени под контролем государства. Последнее проявляется в восстановлении контроля над деятельностью государственных предприятий, увеличении его доли в пакете акций ведущих акционерных обществ, появлении новой категории экономических агентов, получивших название «стратегические предприятия», «стратегические отрасли», которые государство намерено контролировать особенно прилежно [7].

На наш взгляд, отмеченная А. Кудриным растущая активность государства в производственной сфере представляет существенную угрозу для бизнеса и общества в целом, поскольку государство пытается подменить собой иного по сути экономического субъекта, реализовать не свойственную ему миссию.

В качестве объекта государственной экономической активности выступает производство товаров и услуг. Это целесообразно только для архаичных форм рыночного хозяйства. В развитой рыночной экономике, которая в основных чертах создана в России, это не осуществимо в силу ее (экономики – авт.) масштабности и нецелесообразно из-за неизбежных искажений в стимулах ведения предпринимательской деятельности. Полагаем, что изменить ситуацию может реализация набирающей силу идеи в системе отношений государства и бизнеса – формирование системы государственно-частного партнерства.

Необходимость государственной поддержки бизнеса вытекает из взаимного дополнения их миссий в отношении общества: бизнес реализует миссию повышения активности экономических субъектов, которая неизбежно дифференцирует общество, а государство восстанавливает социальный баланс, уменьшая данный разрыв.

Основными проблемами бизнеса, обусловливающими необходимость его государственной поддержки в России, являются:

1) относительная слабость национального бизнеса в международных связях;

2) недостаточная ресурсная обеспеченность.

В то же время государство создает бизнесу проблему неумеренным вмешательством в хозяйственную деятельность и конкуренцией за ресурсную базу. Это требует самоограничения экономической активности государства, применения обоснованного конкретными условиями механизма реализации государственной политики поддержки бизнеса.

Выводы

Механизм реализации государственной политики поддержки бизнеса является асимметричной системой, включающей следующие компоненты.

  • Субъекты - органы власти и управления федерального и регионального уровней.
  • Объекты – совокупность хозяйствующих субъектов, выступающих в роли реципиентов поддержки.
  • Функции. Имеют двойственный характер: с позиций социально-экономических целей общества обеспечивается компенсация дифференцирующего воздействия бизнеса на экономических субъектов различного институционального статуса; с позиций реципиентов государственной поддержки – обеспечение ресурсами, дефицитными в силу провалов рынка. В составе функций: организация социально-экономического пространства; активизация предпринимательской деятельности; перераспределение материальных, финансовых, человеческих ресурсов.
  • Принципы. Основное содержание принципов механизма реализации государственной политики поддержки бизнеса – компенсационное, нивелирующее, с одной стороны, «провалы рынка», с другой – «провалы государства». В составе принципов: обеспечение баланса интересов общества, государства, бизнеса; системность управленческого воздействия, сбалансированность базовых функций управления (планирования, организации, контроля, регулирования); определенность вектора действия механизма; территориальная адресность поддержки; на федеральном уровне – активный протекционизм, на региональном – формирование конкурентного поведения как естественного состояния предпринимателей.
  • Методы и инструменты, используемые государством. Определяются составом проблем объекта воздействия и состоянием внешнего окружения бизнес-структур.
  • [1]«Отличительную черту государства составляет его суверенность, которая выражается в том, что только ему принадлежит право официально представлять все общество в целом внутри страны и вовне, издавать законы, осуществлять правосудие». – Краткий политический словарь. Изд. шестое, дополненное. – М.: Политиздат, 1989. – С. 120.


    Источники:

    1. Бочаров В.П. Экономическая и управленческая деятельность государства: сферы, уровни, инструментарий / В.П. Бочаров. И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2008. – 556 с.
    2. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества / Дж. К. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1979. – 406 с.
    3.. Дорн Дж. Нормы права и свобода в новых демократических государствах: концепция Джеймса Мэдисона / Дж. Дорн // Вопросы экономики. – 2003. – № 6. – С. 22-37.
    4. Сонин К. Институциональная теория бесконечного передела / К. Сонин // Вопросы экономики. – 2005. – № 7. – С. 4-17.
    5. Трещевский Ю.И. К проблеме определения миссии админстративно-территориальных образований / Ю.И. Трещевский, А.А. Литвинов // Регион: системы, экономика, управление. Воронеж, Научная книга. – 2009. – № 1. – С. 36-44.
    6. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. СПб., Пневма, 2003. – 228с.
    7. Шинкаренко П.В. Экономическая политика: стратегия и тактика. Модернизация экономики и государство/ П. Шинкаренко // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 5. – С. 31-37.
    8. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. М.: Экономика, 1995. – 540 с.
    9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. М.: Эксмо, 2008. – 864 с
    10. Уэрта де Сото Хесус. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция / Хесус Уэрта де Сото. М., Челябинск, ИРИСЭН, Социум, 2008. – 488 с.
    11. Явлинский Г. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? / Г. Явлинский // Вопросы экономики. – 2005. – № 4. – С. 4-24.

    Страница обновлена: 12.11.2024 в 03:49:09