Непродуктивная «виртуалистика»
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (76), Апрель 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029211
Аннотация:
Автор делает попытку доказать, что засилье электронных средств коммуникаций в реальном бизнесе является пагубным, снижающим эффективность каждодневных экономических процессов.
Ключевые слова: информационные технологии, консалтинг, организационное развитие, коммуникации, управление процессами, виртуалистика
Понятие «виртуалистика» как особая философская категория было введено в научную теорию в 1990-ых годах Н.А. Носовым вкупе с соответствующим термином. Рассмотрим общие принципиальные вопросы формирования этой концепции и ее структуры – реальности телесности, сознания, личности, индивидуальности воли, а также ее значение для теории и практики управления и организационного развития.
У медали есть обратная сторона
В целом виртуалистика есть совокупность современных информационно-технологических решений по дистанционному управлению процессами (анализ, выработка решений, выдача управляющих воздействий и последующий контроль).
Благодаря ноутбукам, мобильным телефонам, смартфонам, айпэдам и прочим достижениям электроники и телекома, мы получили возможность быть все время в режиме «онлайн». И это существенно повысило эффективность бизнеса и открыло новые горизонты. Но у медали есть и обратная сторона.
Одна из серьезнейших опасностей новых технологий как комплекса средств виртуализации – это снижение внимания и как следствие качества решений каждой конкретной задачи. Вспомните любое совещание в вашей компании. Сколько людей внимательно слушало и активно участвовало в дискуссии? А сколько было постоянно погружено в свой мобильный телефон или ноутбук? [2].
Совершенно неважно, что именно ваши сотрудники писали друзьям или знакомым – возможно, они тоже решали другие рабочие вопросы.
Всем кажется, что небольшое отвлечение на письмо или звонок не сильно скажется на эффективности. Но происходит иначе: все начинают отвлекаться все больше, все чаще и чаще, а потом просто привыкают смотреть в экран.
С электронной почтой все еще хуже, потому что здесь дело касается личной эффективности сотрудника, времени, когда он работает один: почта открыта целый день и настроена на оповещение о входящих письмах. И начинается вмешательство в почту, как только пришло новое письмо.
Сотрудник большой компании может получать более сотни писем в день, средней организации – десятки. Режим работы становится рваным, потому что каждые 10–20 минут он отвлекается на новое письмо. Ситуация усугубляется тем, что во многих компаниях принято ставить в список рассылки имена сотрудников всех подразделений, которые имеют хоть какое-то отношение к делу [2].
Что из этого следует? Потеря концентрации приводит к снижению глубины погружения в предмет и к потере качества принимаемых решений. По большому счету, уже не сотрудник, а почтовая программа начинает управлять его рабочим временем и расставлять за него приоритеты.
На первый взгляд, проблема может решаться очень просто: надо смотреть электронную почту по графику, а на все остальное время ее отключать. С мобильниками и ноутбуками еще проще – выключать на время совещаний. Но на практике поступать таким образом почему-то не всегда получается [2].
Данная ситуация уже стала серьезной проблемой, поэтому и руководителям бизнеса стоит заняться ею всерьез.
Кроме того, следует помнить о повальном увлечении наших коллег присутствием в виртуальной социальной среде (в так называемых «социальных сетях») [4].
Виртуальная социальная среда – может ли она использоваться в деловой практике?
До недавних пор считалось, что особенностями Интернета как среды социальных взаимодействий является слияние информационных и социальных технологий. Предполагалось, что в ближайшие годы это станет передним краем развития Всемирной сети [4]. Обнадеживает то, что основными тенденциями виртуализации становятся:
- установление отношений между пользователями;
- поиск контента (от английского content – содержание);
- личностное самопредъявление и развитие.
На самом деле на практике это пока приводит к непродуктивному использованию сотрудниками рабочего времени – к большой радости интернет-провайдеров.
Тем большие сомнения вызывают предложения некоторых представителей бизнеса (в частности консалтингового) использовать этот ресурс в деловых коммуникациях.
Вот как это, например, реализовано на одном из сайтов:
1) делайте ссылку на статью в Фейсбуке и комментарии к ней;
2) по ссылке открывайте соответствующий сайт (на нем нет механизма обсуждения), но есть переход на страницы в социальных сетях.
Совершенно удивительными для деловой бизнес-практики являются утверждения типа: «Надо максимально встраиваться в интернет-пространство и выносить обсуждения в открытые социальные сети. Там их проще найти – многие там бывают, и там больше аудитория, которой это может быть интересно…» – Н.В. Колобова, из переписки по Совету НИСКУ (Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению), октябрь 2012 г.
Техника не заменит живого общения
Следует признать, что реальная сила новых коммуникационных технологий заключается не в повышении эффективности старых процессов, а в том, что они позволяют отказаться от старых правил и создать новые приемы работы.
Очевиден посыл: потребности и стремления людей определяются их пониманием того, что возможно. Технологические прорывы делают реальностью то, о чем люди еще не знали и даже не подозревали. Это понятный и простительный «недостаток».
Вспомним, например, телеконференции. При наличии у сотрудников кабинетов со специальным оборудованием эта технология позволяет людям слышать, видеть друг друга и работать вместе, хотя их могут разделять большие расстояния. Сначала большинство организаций думали, что ценность телеконференций в снижении командировочных расходов, но в этом отношении телеконференции потерпели неудачу, суть которой позже стала понятна. Люди ездят на деловые встречи не только за информацией, но и по другим важным причинам. Поездка в другой конец города или страны – это ресурс, который свидетельствует о важности отношения к обсуждаемой теме. Вероятно, невербальное общение на личной встрече важнее произнесенных слов. Поэтому не удивительно, что в большинстве компаний телеконференции мало повлияли на снижение командировочных расходов [6].
Но это не значит, что телеконференции бесполезны. Они ценны тем, что преобразуют приемы работы, хотя и не снижают ее издержки.
Впрочем, очевидно, что современные информационные технологии являются незаменимым фактором бизнеса, и их важность в этом процессе трудно переоценить. Но не следует думать, что такие технологии являются единственным важнейшим неотъемлемым элементом деловой практики.
Что дает реальную отдачу
Отдельно стоит вопрос о попытках организовать бизнес (особенно в сферах интеллектуальной деятельности) дистанционно, через систему вольнонаемных сотрудников – «фрилансеров».
Консультанты по управлению уже давно поняли, что максимальную отдачу от члена коллектива можно получить, лишь обратившись к его личности, предоставив ему возможность соединить свой ресурс с целями организации:
«Формулируй свою задачу. И мы скоординируем ее решение под общую целевую установку» [3].
По большому счету, здесь речь идет о побуждении сотрудника к вхождению в наиболее органичные для него роли в организации. Это дает возможность «расширить диапазон восприятия человека, задействовать его резервы, … разбудить дремлющий, гигантский запас человеческой энергии и возможностей, превратить его в ресурс» [1].
При всей своей эффектности данный тезис не является средством на все случаи деловой практики, ведь для эффективной деятельности необходимы некоторые «дополнительные» условия:
1) изначальная ответственность сотрудника в административной структуре, подкрепляемая, возможно, определенными стимулами и средствами дисциплинарного воздействия;
2) корпоративные идеология и культура, опирающиеся на внутренние деловые традиции;
3) необходимая интенсивность «живых» коммуникаций между членами коллектива.
Для реального воспроизведения отдачи в бизнесе нужны не фрагменты воспоминаний индивидуумов о совместном участии в некоторых проектах, а целостная идеология коллективной деятельности в компании.
Понятно, что соблюдение этих условий возможно только в уже состоявшейся организации, так как требует общей инфраструктуры для совместной работы, совместных традиций, финансовых резервов [5]. Не отрицая, разумеется, огромной пользы современных информационно-компьютерных технологий.
Вывод
Для начинающих коммерческих организаций могут быть использованы энтузиазм и первичная работоспособность с возможной небольшой стартовой финансовой помощью.
Остальным можно порекомендовать меньше «заигрываться» Интернетом и прочими техническими средствами «виртуалистики», а больше общаться по-человечески, вживую. Ничто не может заменить полноценного человеческого общения, в том числе и в деловой сфере.
Источники:
2. Печерский А. «Заметки на полях: как мобильник, электронная почта и социальные сети снижают производительность труда сотрудников компаний [Текст]. – М., АСКОНКО, 2012.
3. Пригожин А.И. Методы развития организаций [Текст]. – М.: МЦФЭР, 2003.
4. Растянников П. В. Управление виртуальной социальной средой: концепты и опыт консультирования:Доклад в Институте философии РАН, 24.09.2012 г. [Текст].
5. Шевченко С. Г. Национальный доклад «Опыт системного анализа для Объединений консультантов по управлению» [Текст]. – М.: СПЛАН, 2011 г.
6. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест корпорации в бизнесе [Текст]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:04:47