Особенности информационного обеспечения разработки стратегий развития предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (76), Апрель 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029210
Аннотация:
Отражено развитие информационных систем в разные периоды времени, а также показана роль информационных технологий в работе постоянно развивающихся современных коммерческих предприятий.
Ключевые слова: информационные технологии, планирование, стратегический менеджмент, стратегия, маркетинговая информационная система, развитие торговли
На современном этапе развития экономики роль информации постоянно возрастает. Изменения в системе управления предприятиям, привело к необходимости использования современных информационных технологий [2], таких как: системы визуализации, управления рисками, бюджетирования и планирования, сервисно-ориентированной архитектуры предприятия, интеллектуальных информационных технологий для прогнозирования продаж, для борьбы с мошенничеством в банковской сфере и торговле, беспроводных информационных сетей и мобильных технологий в работе предприятий. В связи с появлением множества информационных технологий, возникает необходимость их внедрения в систему управления предприятием.
Информационные системы (ИС) - это системы хранения, обработки, преобразования, передачи, обновления информации с использованием информационных технологий (ИТ) [1]. ИТ – это составляющие программные элементы и средства, используемые для обработки данных с помощью компьютеров.
Предприятия и ИС оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате этого, с одной стороны, ИС должны быть согласованы с потребностями предприятий в обеспечении необходимыми важными данными заинтересованных групп сотрудников, а с другой стороны, сотрудники должны уметь эффективно использовать ИС, с целью получения конкурентных преимуществ в использовании современных информационных технологий [2].
В процессе развития предпринимательства ИС преобразовались от простых - в интегрированные, интерактивные инструменты, используемые во всех подсистемах предприятий и при принятии управленческих решений. В процессе эволюции ИС, изменялась концепция их использования, менялись виды и цели, табл.1 [2].
Таблица 1
Развитие информационных систем в разные периоды времени
Периоды
|
Концепция
использования |
Вид ИС
|
Цель
использования ИС |
1950 -
1960 г. |
Бумажные потоки расчетных документов
|
ИС обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах
|
Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
|
1960 -
1970 г. |
В подготовке расчетов
|
Управление ИС для производственной информации
|
Ускорение процессов информационной отчетности
|
1970 -
1980 г. |
В управленческом контроле реализации (продаж) товаров
|
ИС поддержки принятия решений. ИС для высшего звена управления
|
Выработка наиболее рационального решения
|
1980 -
2000 г. |
Информация - стратегического ресурса, обеспечивает конкурентное преимущество
|
Стратегические ИС подразделений
|
Повышение конкурентоспособности предприятия
|
2000 -
2004 г. |
В управлении торговом предприятии
|
ИС по разработке, внедрению и обслуживанию предприятия
|
Обеспечивает связь с клиентами, поставщиками
|
2004 -
2008 г. |
В решении задач учета и управлении торговыми процессами
|
ИС поддержки принятия решений
|
Обеспечивает повышение эффективности деятельности предприятия
|
2008 г. по настоящие время
|
Глобальный открытый доступ информации через Интернет
|
ИС по разработке, внедрению и обслуживанию предприятия в доступе Интернет
|
Обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия
|
В настоящие время в России наблюдается тенденция укрупнения ряда предприятий, что повлекло за собой изменение их структуры, появился уровень стратегической деятельности, это вызвало необходимость изменения ИТ, табл. 2 [2].
Таблица 2
ИТ, используемые предприятием на различных уровнях управления
Уровни
|
Характеристика уровней
|
Используемые ИТ
|
Операционный (нижний)
|
обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций, а также быстрое реагирование на изменения входной текущей информации
|
1С: Розница 8; 1С: Предприятие 8; 1C: Управление торговлей 8;
|
Функциональный (тактический)
|
обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, на данном уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ.
|
1C: Управление торговлей 8; -1С: Бухгалтерия 8, 1С:Зарплата и управление персоналом; 1С Розница 8;1С Предприятие 8; 1С Упрощенка 8; 1С Платежные документы 8; одел кадров 6.0; одел кадров +
|
Стратегический
|
обеспечивает выработку управленческих решений
|
1C: Управление торговлей 8; -1С: Логистика; 1С- ВИПАhatex (ABC.ABIS). управленческий учет и расчет себестоимости; «Экми-Мастер (Магазин)»; триумф 9; лидер 11.2; магазинчик; мой склад;айтида retail; штрих-м: рмк 6.0;.Триумф-Аналитика; Тендер склад; 1С-Битрикс;
|
Достаточно широко стали использоваться на предприятиях системы телекоммуникаций, одним из ключевых элементов которых является Интернет [2], представляющий собой реализацию опосредованной компьютерами гипермедийной среды, которая обладает уникальными возможностями для реализации задач стратегического управления и выступает в качестве основного средства - носителя маркетинговой информации, необходимой при разработке стратегий, рис.1 [1].
Стратегия – это отказ от некоторых видов деятельности предприятия, т.е. стратегия, заключается в создании позиции и согласовании выбранных направлений деятельности. Содержанием стратегии является: набор правил, принятия решений, используемых для определения основных направлений деятельности.
В научной литературе существует два противоположных подхода на осознание стратегии:
Рис. 2. Взаимосвязь этапов стратегического управления в развитии предприятия
Роль информации при разработке стратегий очевидна, стратегия формулируется с учетом изменений, происходящих как внутри предприятия, так и во внешней среде, для чего необходима информационная система. Изменение стратегии приводит к значительным управленческим затратам труда и времени и вызывает необходимость совершенствования информационных систем.
Вывод
Использование эффективных ИС расширяет возможности предприятия для выработки стратегии развития, обеспечивает достаточной и достоверной информацией все подразделения для принятия качественных стратегических решений, позволяет своевременно реагировать на изменения во внешней среде. Таким образом, эффективные информационные системы обуславливают достижение гибкости предприятия в неопределенной рыночной среде.
[1] ИТ - составляющие которые используются для обработки данных с помощью компьютеров [2].
[2] Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Источники:
2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под ред. проф. В.В. Трофимова [Текст]. – М.: Высшее образование, 2008.
3. Porter M.E. What is Strategy? // Harvard Busi ness Review, 1996, November-December.
Страница обновлена: 17.11.2024 в 00:45:13