Forecasting of Social Economic Effectiveness of Higher Education taking into consideration Variants of Economy Development

Ekaterina Gavrilova

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 / February, 2013

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18900949
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
Researches on development of a forecast of a social economic effectiveness of higher education taking into consideration inertial and innovative variants of an economy development of Russia are presented. The Author demonstrates a detected consistent pattern of reduction of complex indicator of the social economic effectiveness of higher education in case of inertial variant of development, and vice versa, its growth under the innovative variant of development.

Keywords: innovations, investments, economic growth, knowledge based economy, forecast of social economic effectiveness of higher professional education, degree professionals being in demand



Предложенный в журнале «Креативная экономика» (2012, № 10) способ оценки социально-экономической эффективности высшего образования автор рекомендует использовать для разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления высшей школой с учетом вариантов развития экономики России [1]. Здесь приводятся исследования автора по разработке прогноза социально-экономической эффективности высшего образования с учетом двух вариантов прогноза – инерционного и инновационного.

Рынком не востребованы

Для выработки инерционного прогноза, как представляется, целесообразнее всего использовать метод экстраполяции, перенос закономерностей развития с прошлых периодов на будущее. Анализ полученных прогнозных значений показателей социально-экономического развития по выявленным закономерностям в этом случае позволяет сделать вывод о возможном их снижении в будущем. Данная неблагоприятная тенденция существенно сказывается на снижении комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования. По расчетам автора, уменьшения его значения по сравнению с настоящим периодом можно ожидать почти в 1,5 раза (рис. 1).

2014-09-12 13-35-55 Скриншот экрана

Рис. 1. Прогноз комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования в РФ при инерционном варианте развития экономики*

Примечание: * – интервалы временных рядов при расчете критериев результата:2013–2015; 2016–2018;2019–2021 гг.; интервалы временных рядов при расчете критерия затрат: 2010–2012; 2013–2015;2016–2021гг.;

__________

Источник: Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2012. – С. 98–256; Социально-экономическое положение регионов России [Электронный ресурс] // www. gsk.ru.

Усиление неблагоприятных тенденций, очевидно, может отразиться на востребованности специалистов с высшим образованием. Согласно исследованиям, из 1,5 млн специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями России, рынок труда способен обеспечить рабочими местами только 500 тыс. человек, или только каждого третьего выпускника [2]. Остальные же выпускники вузов работают либо не по специальности, либо на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации. Поэтому в условиях инерционного варианта развития экономики, очевидно, следует говорить о целесообразности сокращения наборов в высшие учебные заведения.

В благоприятной обстановке

Инновационный вариант характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Важным фактором экономического роста в этом случае становятся инновации, что требует вложения значительных инвестиций. В этой связи для разработки прогноза социально-экономической эффективности высшего образования, по мнению автора, целесообразно строить однофакторные модели, где в качестве факторного признака выступает стоимость основных производственных фондов. Прогноз их стоимости был сделан автором при допущении ежегодного роста инвестиций в 2,5 раза, то есть той величины, которая необходима для оживления стагнирующей российской экономики.

Произведенные расчеты комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования по инновационному варианту развития демонстрируют более высокие его значения по сравнению с инерционным. Разница между значениями в сопоставимых периодах составляет от 1,9 до 2,5 раз (рис. 2).

Дальнейшее наращивание объема ВВП должно предполагать не только сохранение высоких темпов ежегодного роста инвестиций в основной капитал, но и достижение таких показателей экономически развитых стран, как объем экспорта (не менее 1,2 млрд долларов в год), количество малых предприятий с долей занятых в общей численности занятых в экономике около 70 % [4]. Ключевым элементом социально-экономического развития страны в этом случае становится человеческий фактор. По расчетам автора, темпы роста численности занятых в экономике по инновационному варианту могут достигнуть среднегодового значения, равного 1,1 раза. А при снижении в 3 раза существующего сегодня соотношения выпускников вузов и численности занятого в экономике населения, численность выпускников вузов достигнет их спроса на рынке труда к 2025 г.

2014-09-12 13-36-52 Скриншот экрана

Рис. 2. Прогноз комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования в РФ при инновационном варианте развития экономики*

Примечание: * – интервалы временных рядов при расчете критериев результата:2013–2015; 2016–2018;2019–2021 гг.; интервалы временных рядов при расчете критерия затрат: 2010–2012; 2013–2015;2016–2021гг.;

__________

Источник: Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2012. – С. 98–256; Социально-экономическое положение регионов России [Электронный ресурс] // www. gsk.ru.

Вывод

Таким образом, в условиях инерционного варианта развития социально-экономическая эффективность высшего образования закономерно снижается, что связано с негативными процессами в экономике. В то же время в условиях инновационного варианта можно ожидать роста социально-экономической эффективности высшего образования. Это говорит о тесной взаимосвязи высшего образования с экономико-политическими факторами. Повышение социально-экономической эффективности высшего образования может быть достигнуто только при условии реформирования государственного регулирования экономики, включая инновационные процессы, экспорт, малое предпринимательство.


Страница обновлена: 27.04.2025 в 22:20:43