Применение методов квалиметрии в исследовании конкурентных преимуществ образовательного учреждения

Кайгородова П.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (73), Январь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809612
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены вопросы применения редуктивно-конструкторской модели для оценки экономической эффективности и качества образовательного процесса. Сформирована система показателей, состоящая из пяти групп. Система описывает экономику и организацию образовательного процесса, позволяя представить показатели качества этого процесса в стоимостном выражении.

Ключевые слова: качество образования, подготовка специалистов, квалиметрическая оценка



Определение базовых численных значений показателей и уровня качества образования с целью обоснования путей обеспечения конкурентных преимуществ профессионального образовательного учреждения может осуществляться с использованием методологического аппарата такой науки, как квалиметрия. Прикладное значение квалиметрии состоит в количественной оценке качества объектов в задачах стандартизации и управления качеством. В контексте данного исследования квалиметрия используется нами для конкурентной оценки как качества всего образовательного процесса в целом, так и качества выполнения основных подпроцессов, а именно обучения и воспитания, которые формируют конкурентоспособность образовательного учреждения в целом и его выпускников в частности.

Модели в аспекте их использования

В настоящее время методы квалиметрии при экономических исследованиях образовательных процессов развиты недостаточно, что сдерживает их применение не только для управления качеством образования, но и при использовании результатов управления качеством для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения [4]. Нами проанализированы возможности известных моделей и установлено, что для изучения деятельности образовательного учреждения в многоуровневом образовательном комплексе наиболее перспективными являются как статические, так и динамические редуктивные и конструкторские модели.

Редуктивная модель позволяет абстрагироваться от наблюдаемых взаимосвязей, чтобы сосредоточить внимание на логическом аспекте. Явление редуцируется на несколько взаимосвязей, которые рассматриваются в качестве изначальной величины, из которой в последующем дедуцируют соотношения анализируемых величин.

Отличие конструкторской модели от редуктивной состоит в том, что наблюдаемая в действительности взаимосвязь не редуцируется до упрощенной ее части. Модель конструируют из определенного множества основных факторов. Следует отметить, что граница между двумя типами моделей весьма подвижна. Можно создать редуктивную модель, чтобы дедуцировать из нее. Возможно варьирование взаимосвязи путем введения новых предпосылок в виде факторов, в основе которых лежат другие взаимосвязи [3]. Таким образом, создается модель, возникающая частично в результате редукции и частично в результате конструирования.

Статические модели позволяют описывать состояние объекта исследования на момент получения исходных данных, динамические модели дают общее представление о происшедших, происходящих и ожидаемых изменениях [1]. В результате анализа известных моделей для исследования качества образовательного процесса, а также его организации и конкурентоспособности профессионального учебного заведения нами обосновано применение динамической редуктивно-конструкторской модели [2].

Использование этой модели позволяет решить методическую проблему стандартизации исследований и размерностей представления исследуемых показателей, заключающуюся в том, что экономические показатели образовательного процесса выражаются в денежных единицах, а квалиметрические показатели, характеризующие качество образовательного процесса, обычно выражаются в безразмерном виде.

Формулы выводят на деньги

Для практического применения редуктивно-конструкторской модели нами разработана система показателей, позволяющая комплексно оценить экономическую эффективность и качество образовательного процесса.

Специфика предлагаемой системы показателей состоит в том, что она с помощью расчетных формул описывает экономику и организацию образовательного процесса в сопоставлении с результатами квалиметрии образовательного процесса и тем самым позволяет представить показатели качества образовательного процесса в денежном выражении.

Система состоит из пяти групп основных показателей.

Первая группа – показатели качества образовательного процесса, характеризующие степень соответствия содержания образовательного процесса требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОСов), а также нормативным документам образовательного учреждения, определяющим экономические, социальные и производственные составляющие образовательного процесса.

В своей совокупности показатели первой группы описывают влияние организации и экономики образовательного процесса на его качество. Показатели первой группы характеризуют систему предоставления образовательных услуг учреждением, а также то, в какой мере студенты используют возможности существующего образовательного процесса для получения высококачественного результата.

При анализе квалиметрических показателей можно установить степень выполнения студентами и преподавателями требований, предъявляемых нормативными документами к образовательному процессу, а также оценить качество сложившейся системы предоставления образовательных услуг для реализации мотиваций участников образовательного процесса. В дальнейшем показатели этой группы могут использоваться как базовые для экономической оценки образовательных процессов с целью выбора путей их совершенствования. В конечном итоге группа показателей качества образовательного процесса используется как для оценки самого процесса, так и для оценки качества подготовки выпускников.

Вторая группа – показатели квалиметрии воспитательного процесса, характеризующие его основные компоненты и признаки. В эту группу входят показатели, характеризующие дисциплинированность студентов и их социальную активность [6].

Третья группа – удельные затраты на образовательный процесс. Группа включает в себя показатели, описывающие расходы, связанные с обучением одного студента по определенной (i-ой) специальности в разрезе основных статей затрат: затраты на организацию учебного процесса; заработная плата преподавателей; затраты, связанные с развитием материально-технической базы, амортизация и так далее.

Методика работы с показателями третьей группы основана на редуктивно-конструкторской модели исследования образовательных процессов, которая предполагает использование следующего алгоритма:

• в объемах суммарных показателей учебной нагрузки, которую требуется выполнить образовательному учреждению для того, чтобы подготовить одного специалиста по какой-либо конкретной специальности, выделяются объемы нагрузок по отдельным дисциплинам и производится расчет удельных часовых нагрузок на одного студента (редуктивная часть модели);

• расчетным путем определяются удельные затраты образовательного учреждения на один час обучения студента по какой-либо конкретной дисциплине;

• в соответствии с рабочим учебным планом рассчитываются затраты на обучение одного студента по каждой дисциплине, входящей в учебную программу, которую реализует учебное заведение для выпуска готового специалиста по конкретной специальности;

- суммированием затрат на обучение одного студента по каждой дисциплине определяют общие затраты учебного заведения на подготовку одного специалиста i-ой специальности (конструкторская часть модели).

Таким образом, модель образовательного процесса разбивается (редуцируется) на конечные минимальные блоки, из которых после экономического описания каждого блока конструируется экономическая модель образовательного процесса требуемой дисциплины или специальности.

Важнейшим преимуществом описанного алгоритма для экономического исследования образовательного процесса является то, что на его основе можно оценивать не только экономическую эффективность реально существующих образовательных процессов, но и перспективность организационных, управленческих, педагогических и иных инноваций на стадии их разработки.

Четвертая группа показателей описывает экономическую структуру образовательного процесса, что позволяет с экономических позиций оценивать результативность затрат, произведенных учебным заведением на подготовку будущих специалистов путем сопоставления показателей качества образовательного процесса с экономическими затратами на достижение требуемого уровня качества.

Пятая группа показателей позволяет рассчитывать эффективность внедрения инноваций, направленных как на усовершенствование образовательного процесса в целом, так и его подпроцессов: обучения и воспитания [5]. После несложных преобразований показатели этой группы можно использовать не только для обоснования размеров платы за обучение на уже имеющихся специальностях с учетом постоянных и переменных затрат, баланса социальных и экономических составляющих производства образовательных услуг, но и экономически обоснованно открывать новые специальности.

Вывод

Разработанная нами отраслевая методика оценки конкурентных преимуществ основывается на системном представлении образовательного процесса.

Функционирование данной системы описывается совокупностью квалиметрических и экономических моделей базовых подпроцессов, а именно обучения и воспитания. Методика позволяет комплексно учитывать качество, экономическую структуру и экономическую эффективность образовательного процесса, а также удельные и общие затраты на подготовку конкурентоспособных специалистов.


Источники:

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия [Текст] // Экономические стратегии, 2008, №2.
2. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции [Текст]// Стандарты и качество, 2010, № 4.
3. Руссман И.Б., Бермант М.А. О проблеме оценки качества [Текст] // Экономика и математические методы, 2008, № 4.
4. Руссман И.Б., Лященко С.С. Согласование оценок качества в задачах обучения и управления [Текст] // Стандарты и качество, 2009, № 1.
5. Чекмарев В.В. Инновации в образовательных системах: экономизация проблемы [Текст] // Экономика образования, 2009, № 4.
6. Шабалина А.Н. Гуманитарно ориентированный подход в системе университетского комплекса как фактор модернизации образования [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2009, № 9.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:07:22