Конкурентная интеграция в сетевой организации как основа создания ренты
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (71), Ноябрь 2012
Цитировать:
Иванов А.Н. Конкурентная интеграция в сетевой организации как основа создания ренты // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 107-112.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037305
Аннотация:
Информационная экономика обусловила формирование новых подходов к ведению бизнеса: вместо большого количества самостоятельных и замкнутых на собственном интересе фирм, главным делом которых являлась конкурентная борьба, мы имеем сегодня сеть взаимодействующих организаций, результативность и эффективность функционирования которых достигается конкурентной интеграцией.
Ключевые слова: управление предприятием, информационная экономика, знания, рента, сетевая организация, синергетический эффект, конкурентная интеграция
Особенности современного этапа развития мировой и отечественных экономик (глобализация хозяйственных систем; возрастающая открытость (доступность) рынков; ограниченность ресурсов; внедрение в бизнес постоянно обновляющихся технологий; интенсивный рост межфирменной кооперации в различных ее формах) актуализируют вопросы о «размывании границ фирмы», обусловливают необходимость поиска новых механизмов взаимодействия как предприятий и фирм, так и государств. Тем более что конкурентоспособность в настоящее время достигается в результате упорного состязания инноваций в широком смысле, в том числе и в формах организации бизнеса, где негибкие и бюрократические формы не имеют шансов на успех, а им на смену приходят сетевые образования.
Иной взгляд на управление
Информационные технологии обусловили изменение экономического пространства. Вместо замкнутых на собственной выгоде предприятий появились сообщества структур, интеграция которых носит характер объективной необходимости: быстроменяющиеся условия экономической игры требуют совместных усилий в поиске новых подходов к завоеванию потребителя. Содержание координации может быть разной, лучшим способом выступает сетевая структура, которая принимает формы как сети организаций, так и собственно сетевой организации.
Феномен сетевой экономики обусловливает необходимость по-иному взглянуть на процесс функционирования и управления современным предприятием.
Радикальные изменения во внешней среде в последнее время все в большей степени выявляют ограниченность возможностей функционального подхода к управлению деловыми организациями. Например, очень часто стоимость результата оказывается меньше стоимости затрат, необходимых для достижения этого результата, в силу издержек согласующих и разрешительных процедур в иерархической структуре.
Реальные процессы в деловой организации не должны подстраиваться под имеющуюся структуру, созданную на основе функционального разделения. Сетевая экономика со всей очевидностью подчеркивает, что первостепенным в системе управления становится не распределение ответственности, а сотрудничество людей в поиске новых возможностей. Активное сотрудничество имеет место, когда компании разрабатывают механизмы – структуры, процессы и навыки, позволяющие преодолевать организационные и межличностные различия и получать реальную ценность от партнерского союза.
Интеграционное расширение
Сотрудничество или интеграция может быть разных видов. В этой связи интересен подход Р. Кантер, где автор обозначила пять уровней интеграции, полагая, что именно они самые продуктивные [4].
1. Стратегическая интеграция. Она подразумевает постоянные контакты между высшими руководителями компаний по широкому кругу вопросов, связанных с жизнедеятельностью вверенных им структур, для достижения лучшего результата.
2. Тактическая интеграция. Она выражается в совместных встречах и обсуждениях руководителей среднего звена для разработки планов совместной деятельности и своевременного определения системных изменений, необходимых для обмена знаниями и опытом.
3. Оперативная интеграция. Она обеспечивает людям, выполняющим повседневную работу, своевременный доступ к информации, ресурсам и другим сотрудникам, если это необходимо для выполнения их заданий.
4. Межличностная интеграция. Она закладывает необходимую основу для повышения стоимости компании. Крепкие межличностные отношения помогают разрешить небольшие конфликты до того, как они разрастутся.
5. Культурная интеграция. Она требует, чтобы у участвующих во взаимоотношениях людей были коммуникационные навыки и познания о культуре для сглаживания различий между ними.
Признавая актуальность вышеупомянутой классификации уровней интеграции, считаем целесообразным ее несколько расширить. На наш взгляд, в сетевых организациях присутствует еще один важный элемент – индивидуальность каждого человека, в какой бы компании он не работал. Индивидуальность требует самовыражения, определения самоидентичности, выявления лучшего из всего многообразия идей и подходов. А это возможно только при условии еще одного уровня – конкурентной интеграции.
Обмен знаниями способствует доходности
Новые организационные формы требуют новых единиц анализа, новых подходов к объяснению эффективности их функционирования, возможности получения дополнительных конкурентных преимуществ. Исключительно интересной, в этой связи, выглядит точка зрения Дж. Дайера и Х. Сингха об отношенческих рентах, которые появляются в интеграционных структурах. У упомянутых авторов речь идет о стратегических альянсах, но мы полагаем, что такая экономическая ценность появляется в любой интегрированной структуре, в том числе и в сетевых организациях.
Дж. Дайер и Х. Сингх определили отношенческую ренту как «сверхприбыль, совместно извлекаемую в результате взаимоотношений обмена, которую нельзя получить любой из фирм изолированно друг от друга и которая может быть создана только путем совместных идиосинкразических усилий партнеров, специализированных относительно их альянсов» [5]. Полагаем, что отношенческая рента может формироваться благодаря актуализации активностей субъектов (участников) сети по следующей схеме: становление коммуникаций с другими потенциальными участниками сети – обобщение навыков, ресурсов, компетенций и деятельности и как результат установление синергетического мировоззрения.
Конечно, вызывает опасение необходимость передавать на обозрение и использование участникам сети наработанные новшества, исследования и разработки. Ведь именно они в старой системе управленческих координат считались базой для формирования и закрепления конкурентных преимуществ. Сетевая экономика, опираясь на синергетическую концепцию организации бизнеса, со всей очевидностью подтверждает, что фирма может увеличить свои доходы, активно способствуя обмену знаниями и инвестируя в специфические отношенческие активы. Осуществляя рост межорганизационных, коллективных конкурентных преимуществ, появляющихся, благодаря конкурентной интеграции, компания участвует в создании значительно лучшего и большего пирога. Конкурентная интеграция – процесс объединения и использования ресурсов с обязательным определением лучшего участника. Здесь уместно сравнение: мировой рекорд поставит тот легкоатлет, который соревнуется с подобным по силе, ловкости, умению, а не тогда, когда ему предоставлены тепличные условия.
Интенсивный обмен знаниями и информацией, горизонтальная мобильность квалифицированных кадров, осуществляющих миграцию между фирмами, благодаря общей инфраструктуре способствуют развитию фирм. И здесь мы видим проявление конкурентной интеграции. Акцентируя внимание на этом уровне интеграции, позволим не согласиться с утверждениями, что конкуренция – атрибут «старой экономики, основанной на конфликте и соревновании» [2] Полагаем, что достижение качественно новых идей обусловлено активностью членов компании, а эта активность побуждается соревновательностью.
Почему сетевые образования оказываются жизнеспособными? Постоянные контакты позволяют участникам сетей обмениваться полезной информацией, осуществлять взаимоконтроль. Длительное знание друг друга помогает формировать социальный капитал в виде накопленных взаимных обязательств, формировать доверие и деловые репутации. Посредством сетей поддерживается конкурентное напряжение и одновременно оказывается взаимная поддержка, нацеленная на общую стабилизацию рынка [3].
Выводы
Информационная экономика обусловила формирование новых подходов к ведению бизнеса: вместо большого количества самостоятельных и замкнутых на собственном интересе фирм, главным делом которых являлась конкурентная борьба, мы имеем сегодня сеть взаимодействующих организаций, результативность и эффективность функционирования которых достигается конкурентной интеграцией. Целесообразность формирования сетевых организаций обусловлена возможностью получения дополнительной ренты как результата синергии участников сети благодаря формированию синергетического мировоззрения, установлению коммуникаций с другими потенциальными участниками сети и обобщению навыков, ресурсов и компетенций.
Источники:
2. Нив Г. Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Радаев В.В. Рынок как переплетение социальных сетей [Текст] // Российский журнал менеджмента, Том 6, 2008, № 2.
4. Стратегические альянсы [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
5. Третьяк О.А. Своеобразие отношенческого подхода к стратегическому управлению [Текст] // Российский журнал менеджмента, Том 7, 2009, № 3.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:30:04