Новые подходы к управлению инновационными проектами во взаимодействии с ФПИ РВК
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (66), Июнь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773066
Аннотация:
Представлены некоторые усовершенствованные организационно-управленческие подходы по «запуску» инновационных проектов.
Ключевые слова: управление предприятием, консалтинг, организационная структура, инновационный проект, инвестор, организационно-управленческая инновация, венчурный партнер
Формализация практики введения организационно-управленческих инноваций (ОУИ) в интересах практического осуществления технико-технологических инноваций (ТТИ) есть актуальная задача развития производства.
Предполагается, что такая работа на примере проекта «Активатор» может стать инструментом решения подобных задач другими инноваторами – в виде самостоятельного кейса.
Предпосылки инновационных проектов
Основная проблема на современном этапе в сфере развития производства – это введение в технико-технологический оборот новых решений [1]. Такие решения есть. К сожалению, отсутствуют работоспособные организационно-управленческие механизмы их практического воплощения.
Попытаемся показать на примере конкретного и очень интересного проекта возможности внедрения в практику инноваторов следующих подходов, а именно обращения к консультантам по управлению в сфере продвижения инновационных проектов.
Общие данные по представляемому проекту
Основная цель проекта – организация start-up начиная с посевной стадии. В данном проекте консультанты могут выступать в качестве венчурного партнера.
В рамках проекта предполагается создание Инновационной компании, привлечение в нее начальных посевных инвестиций, участие консультантов в управлении компанией с целью обеспечения ее дальнейшего развития и капитализации, сопровождение бизнеса до стадии проведения следующего раунда венчурных или прямых инвестиций.
Рассматриваемый проект start-up основан на коммерциализации технологии активации, предусматривающей экономически оправданную переработку золошлаковых отходов (ЗШО) теплоэлектростанций (ТЭС) – проект «Активатор».
С помощью инновационных технологий планируется создание нового высокоэффективного производства и решается экологическая проблема загрязнения окружающей среды техногенными отходами. В результате переработки отходов производится востребованная рынком продукция.
Содержание консультационной работы
Задачи консультационной работы на 1-м этапе проекта состояли в осуществлении всего комплекса мероприятий, необходимых для подготовки к созданию Инновационной компании (start-up).
Необходимо было организовать процесс деятельности по созданию компании и ответить на вопросы: «Кто, что, как, когда и почему будет делать в рамках текущего и последующих этапов проекта?».
Принципиально важным для любого start-up является привлечение в него инвесторов, которые поверят в перспективы будущего бизнеса и найдут для себя приемлемыми условия по финансированию проекта.
Организация Инновационной компании по представляемому проекту предполагала создание трехстороннего партнерства между разработчиками инноваций, инвесторами и консультантами. Последние выступали в качестве венчурных партнеров.
Данный подход по созданию широких партнерств при организации start-up достаточно распространен. В частности, существуют определенные регламенты, которые применяются в практике Фонда посевных инвестиций (ФПИ) ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»).
В связи с этим для привлечения инвесторов в проект, как частных, так и институциональных, необходимо подготовить комплект проектных материалов, организовать серию презентаций, встреч, переговоров между сторонами и согласовать условия партнерства [2].
С целью эффективной организации работ должна быть разработана диаграмма последовательности всех этапов проекта. С учетом этого распределены между участниками направления и объемы работ и организован процесс их взаимодействия.
Совместными усилиями с инициаторами проекта (разработчиками инноваций), консультантами проведена следующая работа:
- выработана и сформулирована концепция создания и развития Инновационной компании;
- проведены маркетинговые исследования рынков сбыта продукции, получаемой при переработке (активации) золошлаковых отходов ТЭС;
- в привязке к базовой бизнес-модели согласованы направления и этапы дальнейших инновационных разработок по созданию эффективной технологии сепарации ЗШО;
- в рамках бизнес-плана разработаны производственный и организационный планы развития Инновационной компании на трех производственных площадках, определены основные бизнес-процессы и их владельцы, прописана маркетинговая стратегия продвижения продукции на рынок;
- разработана финансовая модель проекта, дана оценка его эффективности и рисков, рассмотрены альтернативные сценарии развития проекта;
- разработаны организационная структура Инновационной компании, органы управления, план по персоналу (штатное расписание, задачи отделов и мотивация персонала).
Процесс согласования позиций между разработчиками проекта и инвесторами завершился подписанием документа, отражающего основные условия реализации проекта, входа и выхода из него сторон Инновационной компании (ИК).
Данный документ определяет:
- перечень Проектных соглашений, которые подписываются/принимаются на разных этапах реализации проекта (инвестиционное соглашение, договор об осуществлении прав участников, устав Инновационной компании, трудовые договоры с генеральным и финансовым директором ИК; корпоративные решения ИК и корпоративные одобрения документов по реализации проекта каждой из сторон);
- предварительные условия подписания Проектных соглашений;
- общие и предварительные условия, порядок финансирования проекта;
- условия учреждения ИК, обязательства сторон по вкладам, структура уставного капитала ИК;
- права на интеллектуальную собственность и перечень объектов интеллектуальной собственности, необходимых для реализации проекта;
- права и обязанности (ограничение на выход из состава участников, ограничение на конкуренцию, преимущественное право на покупку долей, право присоединиться к продаже, опционам, защита прав участников);
- корпоративное управление в ИК (структура органов управления, порядок формирования и количественный состав, порядок предоставления финансовой и оперативной информации инвесторам);
- способы разрешения споров и тупиковых ситуаций.
Участники проекта и их роли
Со стороны консультантов в проекте участвовали сотрудники консультационной компании, специализирующиеся в области бизнес-планирования, бизнес-моделирования, маркетинга. Для оценки технической стороны проекта дополнительно привлекались независимые эксперты соответствующего профиля.
Команда консультантов отвечала за:
- общую организацию процесса разработки необходимого комплекта документов;
- проведение исследований и подготовку содержания отдельных проектных материалов (резюме, разделов бизнес-плана, презентации и т.д.);
- налаживание кооперации как внутри команды разработчиков, так и более широкой кооперации с ФПИ РВК и частными инвесторами;
- согласование всех материалов и позиций с заинтересованными сторонами.
Со стороны команды разработчиков инноваций (инициаторов проекта) участвовали три специалиста разного профиля, которые отвечали за:
- самоопределение по возможным сценариям развития создаваемой под проект Инновационной компании;
- подготовку технической и технологической части проекта.
Методы, используемые при выполнении проекта
В рамках проекта применялись подходы как проектного, так и процессного консалтинга.
Деятельность проектной команды организовывалась в соответствии с разработанным планом 1-го этапа проекта. Участники команды в соответствии со своими профилем и компетенциями подготавливали необходимые проектные материалы.
Для определения основных целей и задач, концепций и сценариев развития проекта, согласования подготовленных материалов проводилась серия бизнес-сессий с разным составом участников. Осуществлялось командообразование.
Результаты проекта
Согласно разработанным планам предполагается два сценария проекта – внедрение технологии активации без сепарации золошлаковых отходов и с сепарацией (более сложная технология) [3].
Объем начальных посевных инвестиций по обоим сценариям составляет 33,5 млн рублей, которые привлекаются в startup со стороны ФПИ РВК и частных инвесторов. Последующие инвестиции будут осуществляться за счет реинвестирования операционной прибыли. Всего инвестиций в проект по сценарию 1 предполагается 175,6 млн руб. и по сценарию 2 – 185,6 млн руб.
В нижеприведенной таблице представлены основные параметры проекта.
Показатели
|
Сценарий 1
|
Сценарий 2
|
Инвестиции
|
175,6 млн. руб.
|
185,6 млн. руб.
|
Выручка с НДС в 5-й год проекта
|
688,0 млн. руб.
|
1415,2 млн. руб.
|
Дисконтированный срок окупаемости
|
2,81 года
|
1,83 года
|
Средняя оценка стоимости компании к окончанию 5 года проекта
|
532,1 млн. руб.
|
2 266,5 млн. руб.
|
Мультипликатор P/I (доля в стоимости компании / вложенные инвестиции)
|
7,2 раз
|
30,5 раз
|
1. Удалась беспрецедентная попытка связать «лебедей, раков и щук» в совместно организованный проект для достижения конкретного инновационного результата.
В качестве технического результата проекта, обозначенного в настоящей статье, выступает конкретный материал: легкий, прочный, дешевый, безопасный и лучший в РФ, экологически чистый. И это – полдела!
2. Но самое главное, что подобная организационно-управленческая схема может быть распространена и на любые другие инновационные проекты.
Поэтому такая организационная технология, по-существу, задает возможности «тиражирования» организационно-управленческих инноваций (ОУИ) в интересах осуществления необходимых технико-технологических инноваций в современных условиях РФ.
Источники:
2. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. Образовательные инновации / В.Г. Зинов, Т.Я. Лебедева, С.А. Цыганов [Текст]. – М.: Дело, АНХ, 2010.
3. Управление Инновационным проектом «Активатор» во взаимодействии с ФПИ РВК [Текст]. – НТО, компания «СПЛАН», 2011.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 07:58:03