Transformation of Approaches to Enterprise Innovation Capacity Research in Conditions of Information Technologies Development

Sergey Ershov

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2012

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17562727
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The task of forming and utilization of innovative capacity has become actual in conditions of economy based on knowledge. The existing factors that characterize enterprise innovative capacity are insufficient. Author offers new approach to its evaluation which considers information technologies and Internet opportunities.

Keywords: intangible assets, knowledge economy, innovative capacity, electronic commerce, information technologies



Одним из ключевых факторов развития бизнеса в условиях современной экономики становится инновационная деятельность.

Однако для ее эффективного осуществления необходимо четкое представление о том, какими ресурсами и возможностями обладает предприятие и как они могут быть использованы для достижения поставленных задач.

С упором на информацию

Опираясь на системно-ситуационный подход, можно заключить, что построение внутрифирменной системы управления основывается на исследовании внутреннего потенциала предприятия и факторов внешней среды, непосредственно оказывающих влияние на деятельность организации.

Следовательно, определение параметров и характеристик инновационного потенциала является обязательным для принятия адекватных решений, касающихся текущего и перспективного развития компании.

Термин «инновационный потенциал» был впервые употреблен Питером Друкером применительно к современной промышленности. Друкер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования [6].

В настоящее время под инновационным потенциалом понимают возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственную деятельность.

В экономической теории существует большое многообразие подходов к выбору показателей, характеризующих составляющие инновационного потенциала. Основываясь на изученных материалах, посвященных исследованию инновационного потенциала предприятия, можно выделить следующие его элементы [4]:

1. Кадры (доля персонала, имеющего специальное образование; доля лиц, занятых в изобретательской деятельности; мотивированность персонала; наличие специалистов в сферах управления персоналом, маркетинге).

2. Интеллектуальная база, (технологическая документация, изобретения, полезные модели и т. д.).

3. Материально-техническая база (исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование).

4. Финансы (собственные, заемные, бюджетные, грантовые).

5. Организационная составляющая, (наличие собственных подразделений НИОКР, конструкторского отдела, отдела маркетинга новой продукции, отдела контроля качества продукции, патентно-лицензионного отдела).

6. Прочие источники, такие как партнерские связи предприятия с научно-исследовательскими организациями, наличие опыта управления предприятием, наличие стратегии инновационного развития.

Однако стоит отметить, что в современных условиях данных показателей становится недостаточно для всестороннего изучения инновационного потенциала предприятия. При его оценке целесообразно учитывать следующие тенденции, наблюдающиеся в экономике в настоящее время:

• постепенный переход предприятий от традиционного бизнеса к бизнесу электронному;

• все более тесное взаимодействие между поставщиками и потребителями за счет применения глобальной сети, открывающей новые рынки;

• концентрация усилий предприятия на удовлетворении запросов потребителей и получении от него ответной реакции;

• капитализация нематериальных активов, таких как бренд и репутация.

В настоящее время большую роль в общей эффективности предприятия начинают играть сетевые технологии и технологии управления информацией. Вопросы хранения, обработки и распространения информации стали ключевыми для выживания организации и представляют собой основной резерв для роста производительности предприятия и сокращения его расходов. Именно поэтому одним из критериев оценки инновационного потенциала предприятия должен стать уровень использования информационных технологий (далее – ИТ).

Опираясь на опыт зарубежных стран, в первую очередь Германии, где инновационная политика является одним из национальных приоритетов, можно заключить, что предприятия, основу бизнес-процессов которых составляют информационные технологии, относятся к технологически ориентированным (Innovations-oriente). Они характеризуются высокими показателями затрат на НИОКР, освоение новых технологических процессов, продвижение и сбыт продукции [2].

В то же время исследование эффективности использования ИТ в конце 1990-х годов в Германии показало, что реализация задач в области управления информацией не всегда приводит к получению предприятием дополнительных конкурентных преимуществ и росту прибыли. Однако было отмечено, что информационные технологии положительно влияют на инновационный потенциал предприятия [3].

Руководители компаний ощущают все большую необходимость в переходе от традиционной модели бизнеса к бизнес-моделям, основанным на использовании информационных технологий.

Большой рост при малых усилиях

Одним из наиболее перспективных направлений развития бизнеса с использованием информационных технологий является электронная коммерция. Внедрение системы электронной коммерции позволяет предприятию снизить транзакционные издержки, повысить качество продукции, сократить сроки поставки и охватить новые рынки. Также появляется возможность использовать удаленный труд специалистов, при этом координировать и получать результаты их работы в режиме реального времени.

Выделим на рисунке 1 основные структурные различия в потенциалах традиционного предприятия и предприятия электронной коммерции.

Из представленного рисунка видно, что основой развития традиционного предприятия является физический капитал, то есть основные средства и оборотные активы.

У предприятий электронной коммерции на первый план выходят такие составляющие ведения бизнеса, как управление нематериальными активами, развитие ИТ и кадрового потенциала. Подобная трансформация позволяет высвободить капитал, сконцентрированный в физических активах, и направляет его на формирование бренда, накопление нематериальных активов, привлечение потребителя и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли.

Также использование методов электронной коммерции дает предприятию широкий выбор новых возможностей для ускоренного развития.

Это выражается в возможности генерирования новых идей, изобретении новых продуктов и услуг быстрее, чем это делают компании традиционного бизнеса. Сетевые технологии играют важную роль при разработке прототипов новой продукции, согласовании технических характеристик и стратегии вывода продукции на рынок.

С точки зрения реализации продукции преимущества предприятий электронной коммерции заключаются в возможности предоставить клиенту максимально широкий спектр товаров и при этом учесть персональные потребности и вкусы потребителя.

Интернет-технологии формируют новую внутреннюю культуру бизнеса, развивая у предприятий способность адаптации к изменяющимся условиям рынка. Ускоряется процесс актуализации идей [3].

Также стоит отметить, что согласно статистическим исследованиям, инновационные проекты в области ИТ, в том числе электронной коммерции, требуют меньших инвестиционных затрат на начальных этапах развития бизнеса, а также являются более привлекательными по срокам их реализации и темпам роста.

Вывод

Электронная коммерция обладает высоким инновационным потенциалом, и ее внедрение на предприятии позволит активизировать инновационную деятельность. Преимущества, которые представляют бизнесу информационные технологии и Интернет, дают основания считать, что в ближайшем будущем произойдет повсеместный переход от традиционной коммерции к коммерции электронной, что положительно скажется на общем уровне инновационности отечественной экономики.


Страница обновлена: 31.03.2025 в 06:12:18