Финансовое обеспечение развития науки в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (61), Январь 2012
Цитировать:
Зубкова Л.Д. Финансовое обеспечение развития науки в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 23-28.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310475
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Анализируются особенности финансового обеспечения развития науки в Российской Федерации, сделан вывод о необходимости абсолютного и относительного увеличения бюджетного финансирования и расширения участия бизнеса в финансировании научных исследований и разработок.
Ключевые слова: инновации, налоговое стимулирование, научные исследования и разработки, финансирование науки, федеральные целевые программы
В Российской Федерации действующая система финансирования инновационной деятельности формировалась в условиях рыночно-трансформационных преобразований и характеризуется потребностью восполнения ограниченности бюджетного финансирования привлечением средств предпринимательского сектора, внебюджетных фондов, международных организаций, сбережений населения и других источников. Тем не менее разнообразие источников лишь в незначительной степени компенсирует недостаток бюджетных ресурсов в контуре финансирования науки и инноваций.
А сколько потратили и еще потратим?
Первое десятилетие нового века характеризовалось ежегодным ростом бюджетного финансирования науки на 15-20%, однако в относительном выражении доля средств бюджета, выделяемых на развитие научной сферы, остается практически неизменной и составляет немногим более 2%. [1] (рис.1).
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП России на протяжении рассматриваемого периода остается крайне низкой и составляет около 1%, тогда как в Великобритании – 1,8%, в США – 2,7%, в Японии – 3,5% [2]. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по формам собственности демонстрирует особенности их финансирования в Российской Федерации. Так, более 70% [3] всех затрат приходится на организации государственной формы собственности.
Рис.1. Динамика бюджетного финансирования науки в 1995-2013 гг., млрд. рублей (1995 год – трлн. рублей) (2011 г. и далее - прогноз) [5]
В период преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. первоочередное внимание в экономике России уделялось реализации антикризисных мер, что отразилось и на объемах финансирования сектора исследований и разработок. С 2010 года наблюдается более выраженная положительная динамика бюджетного финансирования научных исследований.
Бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования за прошедший 2011 год составили 85 млрд рублей и на плановый период 2012 и 2013 гг. планируются в объеме 83 млрд рублей по каждому году соответственно. При этом наибольший удельный вес расходов приходится на поддержку государственных академий наук и их региональных отделений.
Наряду с прямым бюджетным финансированием постепенно развивается налоговое стимулирование инновационной активности, которое включает возможность списания затрат на исследования и разработки в течение двух лет, если их результаты используются в ходе производства или продаж; освобождение от налога на финансирование проектов ИиР за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования; на продажу прав интеллектуальной собственности, налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон. Однако очевидно, что роль налогового стимулирования предпринимательского сектора в сфере инноваций весьма сужена как в связи с высокой долей бюджетного финансирования предпринимательского сектора, так и низкой инновационной активностью последнего в рамках малого и среднего предпринимательства.
В целом государственная финансовая поддержка научно-исследовательских организаций и работ реализуется в контуре указанных выше механизмов: прямого финансирования и налогового стимулирования, тогда как сектор государственных закупок и государственно-частное партнерство играют пока незначительную роль.
Преобладающая часть государственных затрат, особенно в секторе прикладных исследований и разработок, осуществляется в форме государственных заказов. Однако действующая система находится в стадии становления и в настоящее время еще не является эффективным инструментом содействия инновациям.
Необходима точечная поддержка…
В середине 2000-х годов в целях ускорения модернизационных процессов в экономике России было сформировано более 50 федеральных целевых программ (ФЦП), ряд из которых имеет непосредственное отношение к науке, технологиям и инновациям: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (2007-2012 гг.); «Национальная технологическая база» (2007-2011 гг.); «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.) и др.
Механизм ФЦП объединяет средства государства и предпринимательского сектора, доля которых варьируется и зависит от сферы поддерживаемой деятельности. Распределение бюджетных ассигнований в контуре приоритетных областей науки и техники представлено на рисунке 2. Доля механизма ФЦП, предполагающего распределение средств на конкурсной основе, в общем объеме финансирования сектора исследований и разработок составляет около 30%. Доля расходов на федеральные целевые программы составляет около 8% расходной части федерального бюджета, в том числе 1,7% бюджетных расходов на реализацию наукоемких программ.
Рис.2. Запланированные в 2007-2012 гг. бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ по исследованиям и разработкам в приоритетных областях науки и техники, млрд рублей [6]
В начале 1990-х годов в России в целях активизации инновационной деятельности стали формироваться специальные финансовые институты при участии государства (Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)). Бюджеты РГНФ и РФФИ представляют собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку. Основными принципами их деятельности являются конкурсность, адресность, а также безвозмездность и безвозвратность финансовой поддержки.
Ключевым направлением деятельности фондов является поддержка проектов в области фундаментальных исследований (более половины средств бюджетов РФФИ и РГНФ). Эти формы финансового обеспечения инновационной деятельности не являются универсальным средством в части системного воздействия, призваны к реализации точечных мер поддержки, в том числе в связи с ограниченным объемом предоставляемых грантов.
В 2010 году за счет средств РФФИ профинансировано около 16,8 тыс. инициативных научных проектов в объеме 5787 млн рублей [7]. Здесь и инициативные научные проекты, и фундаментальные исследования, и электронные библиотеки, и поддержка материально-технической базы, а также региональные конкурсы и конкурсы в рамках СНГ.
Роль внебюджетных источников финансирования затрат на исследования и разработки в значительной степени сужена в связи с недостаточным уровнем их стимулирования. Так, на протяжении 2000-х годов доля предпринимательского сектора в общей структуре финансирования сектора исследований и разработок практически не изменилась и составила около 20% [1]. Доля зарубежного финансирования внутренних затрат на исследования и разработки за исследуемый период сократилась и в 2009 году равнялась 6,4% (в 2000 году – 12%) [1].
Выводы
Таким образом, в течение рассматриваемого периода можно отметить относительную стабильность финансовой ситуации в сфере исследований и разработок. Сложившаяся структура финансирования во многом обусловлена преобладанием организаций научной сферы, находящихся в государственной собственности (более 70%). Наряду с этим наблюдается сокращение кадрового потенциала российской науки с одновременным ухудшением его структурных показателей. На начало 2010 года численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составляла 48,4% от уровня 1992 года [1].
В условиях построения постиндустриального общества, экономической основой которого является научно-производственный сектор, проблемы формирования эффективного механизма финансового обеспечения деятельности сферы, обеспечивающей получение новых знаний, выходят на первый план. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости существенного относительного и абсолютного увеличения бюджетных расходов на науку и их концентрации на перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в рамках которых российские организации имеют конкурентные преимущества.
Достижение необходимого уровня востребованности научных разработок возможно лишь в рамках реализации политики сокращения разрыва между научным и производственным секторами посредством использования государством косвенных механизмов стимулирования бизнес-сообщества. Формирование эффективно функционирующей системы финансирования науки и инноваций как основы построения инновационной структуры позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики и обеспечить населению высокое качество жизни.
Источники:
2. Россия и страны мира. 2010.: Стат. сборник [Текст]. – M.: Росстат, 2010.
3. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник [Текст]. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
4. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] // http://www.minfin.ru/.
5. Федеральный закон от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011и на плановый период 2012 и 2013 годов» [Электронный ресурс] // http://www.minfin.ru/.
6. Обзоры ОЭСР по инновационной политике. Российская Федерация [Электронный ресурс] // http://www.oecd.org/document/62/0,3746,en_2649_34273_38848318_1_1_1_1,00.html.
7. Российский фонд фундаментальных исследований. Обзор конкурсов РФФИ за 2010 год [Электронный ресурс] // http://www.rfbr.ru/rffi/ru/general_information/n_546.
8. Российский фонд фундаментальных исследований. Общие сведения о фонде [Электронный ресурс] // http://www.rfbr.ru/rffi/ru/general_information
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:38:37