Человеческие ресурсы и доверие как обязательное экономическое условие получения дохода организации

Мельников О.Н., Жаворонков П.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (53), Май 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16038416
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрен авторский подход к определению человеческого ресурса как логической суммы физического и интеллектуального ресурсов человека. Показано, что доверие является одним из факторов риска, оказывающего существенное влияние на экономические результаты использования человеческих ресурсов в деятельности организаций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, человеческие ресурсы, интеллектуальные ресурсы, физические ресурсы, экономика доверия



Инновационная деятельность сегодня больше не является прерогативой отдельных индивидуумов, личностей или специализированных групп. Она охватывает страны и континенты зачастую привлекая к участию в инновационных процессах интернациональные коллективы специалистов. Примеров приводить можно много. Вот некоторые из них.

Международная космическая станция (МКС) – крупнейший совместный проект 23-х государств. Большой адронный коллайдер – в строительстве и исследованиях на котором принимает участие свыше 10 000 ученых и инженеров – более, чем из 100 стран.

Это крупнейшие научные проекты, двигающие науку вперед на новый виток развития и в будущем призванные дать возможность получения дохода от использования полученных научных знаний в массовом производстве. Однако ни один проект подобного масштаба невозможно реализовать без использования ресурсов самого человека. При этом, поскольку человек является существом социальным, доверие между людьми выступает фактором, определяющим эффективность любых совместных действий. Их ресурс, потенциал, капитал – экономические категории, которые тесно связаны между собой. И все же…

Что такое человеческие ресурсы?

Сегодня имеется множество подходов к определению человеческих ресурсов как экономической категории. Но, на наш взгляд, главную роль с позиций экономики здесь играют «ресурсы»1. Человек же является носителем двух видов ресурсов, принадлежащих ему на правах его личной собственности – физических (мышечных) и интеллектуальных ресурсов, которые он может использовать с целью получения необходимых ему средств, обеспечивающих его жизнеспособность.

Если свои физические ресурсы человек использует в виде проявления физической энергии, то интеллектуальные ресурсы он использует через генерирование своей творческой (креативной) энергии (см. рис. на с. 13) [4]. Причем они всегда используются совместно, находясь в логической взаимосвязи между собой.

Рис. Экономическая сущность проявленияи использования ресурсов человека

Учитывая тот факт, что интеллект и креативная деятельность человека также находятся в жесткой логической связке, сегодня интеллектуальные ресурсы все чаще понимают в расширенном толковании, а именно как интеллектуально-креативные ресурсы [3, 5].

При этом следует всегда помнить, что человек, как справедливо подчеркивал У.Э. Деминг, – это не актив и не ресурс в широком смысле этого слова – это драгоценность, которую нужно охранять [2]. Сегодня нельзя купить или продать человека с его мыслями, знаниями, умениями как это было во времена древнего Рима. Работодателю приходится идти на оправданный риск нанимать вольнонаемного рабочего, оценивая его возможности и возлагая на него определенное доверие в решении рабочих задач.

Одним из наиболее ярких примеров использования интеллектуально-креативных возможностей человека с целью получения дохода является корпорация, созданная под руководством Билла Гейтса – Microsoft. Рыночная стоимость которой в 2010 г. оценивалась в $247,23 млрд. на NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation — Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам) – американский внебиржевой рынок, специализирующийся на акциях высокотехнологичных компаний [6]. Стоит отметить, что только 5% стоимости корпорации составляют материальные активы, 25-30% стоимость бренда, остальное – это её интеллектуально-креативные ресурсы.

Доверие как фактор риска

Предприниматель прекрасно понимает, что без риска невозможно развивать бизнес, но вынужден доверять вновь пришедшему работнику часть своих производственных, интеллектуальных и других секретов, необходимых для воплощения его бизнес-планов в жизнь. Отсюда следует, что он доверяет (выдает) работнику символический кредит на испытательный и последующий срок их совместной деятельности. С другой стороны, работник доверяет предприятию свои знания, которые являются его личной неотчуждаемой собственностью, надеясь на обещанные вознаграждения за умение их применять.

Как правило, доверие определяется как «надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания», и связывается с такими понятиями, как «порядочность», «честность» и «проявление заботы» [1]. На практике измерение данных компонентов доверия вызывает трудность. Это не существенно при иррациональном принятии решения, но важно в контексте управленческой деятельности, где доверие есть результат рационального решения, принимаемого на основе исследования фактов, по дающихся измерению. Поэтому имеет смысл уточнить понятие «доверие» с позиций использования его в экономических целях.

Доверие – это готовность быть зависимым от других людей в ситуации неопределенности и в ожидании определенной выгоды от этого [1]. Ситуация неопределенности детерминирована отсутствием возможности контроля и опасностью неверного прогнозирования поведения других людей. В предпринимательстве доверие тесно связано с понятиями «выгода», «риски» и «зависимость». Оно является следствием оценки зависимости, возможного риска и потенциальной выгоды от решения о доверии.

Интерес к доверию, как экономической категории возрос вместе с появлением всё большего числа стратегических альянсов и других форм сотрудничества компаний. Если нет доверия, то издержки ведения хозяйственной деятельности растут примерно на 50% из-за необходимости ведения надзора и контроля [1].

Итак, доверие становится фактором риска, который должны учитывать предприятия при разработке своих стратегических планов. Причем не только в отношении рыночных (внешних) аспектов своей деятельности, но и в отношении организации внутренних систем управления.

«Внешнее» доверие ведёт к тому, что клиенты доверяют фирме, делятся с ней информацией о своих потребностях, предпочтениях и опыте. Оно является основой инвестирования клиента в фирму в форме информации, времени, эмоций и т.п.

Доверие работников («внутреннее» доверие) ко всему тому, что делает фирма, обеспечивает ей надежный тыл, и создает предпосылки для успешного, в том числе стратегического, развития.

Отсюда следует, что в экономике, опирающейся на знания, фирмы, применяющие те или иные системы управления, с учетом уровня доверия, складывающегося в коллективе, будут иметь значительное большее преимущество перед остальными.

То есть управление с учетом доверия как одного из факторов, определяющих риски, которые сопровождают деятельность предприятий, является необходимым условием повышения эффективности управления интеллектуально-креативными ресурсами современных (особенно наукоемких) предприятий. Это позволяет обеспечивать рациональность использования творческого потенциала работников, повышать устойчивость организаций в условиях неопределенностей, в которых они функционируют в настоящее время.

Вывод

В корпоративном секторе доверие становится чрезвычайно важной экономической и социально-психологической категорией. В процессе разделения двух классических фундаментальных функции бизнеса – владения и управления – доверие становится определяющим фактором. Между стейкхолдерами складываются особые отношения, и их эффективность во многом зависит от степени доверия между ними.

Каждый из участников бизнеса видит компанию, в которой они работают, под собственным углом зрения, который связан с различиями ожиданий. Персонал воспринимает ее как «работодателя», акционеры – в качестве «управляющего капиталами», потребители как производителя ценностей и услуг и т.д.

Однако именно человеческие ресурсы являются фундаментальной основой экономики любой страны. Причем все большее место начинает занимать проблема повышения рациональности экономического использования интеллектуально-креативных ресурсов человека. Без их использования невозможно дальнейшее развитие ни науки, ни экономики.


Источники:

1. Фукуяма Ф. – Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – АСТ Москва, 2008 г. – 736 стр.
2. Deming W. Edwards The New Economics for Industry, Government, Education. — 2nd. — MIT Press, 2000.
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Креативная экономика, 2010 г. – 378 с.
4. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007 г. – №1. – С. 11-18
5. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации): Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Максимцева И.А. – М.: Креативная экономика, 2010 г. – 468 с.
6. Интернет сайт – Википедия — свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org/wiki/NASDAQ

Страница обновлена: 22.09.2024 в 07:57:29