Роль государства в сглаживании влияния финансового кризиса на развитие отраслей инновационного сектора
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (49), Январь 2011
Цитировать:
Джавадова И.С. Роль государства в сглаживании влияния финансового кризиса на развитие отраслей инновационного сектора // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – С. 86-91.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578236
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Материал посвящён анализу роли государственной поддержки в сглаживании влияния современного финансового кризиса на развитие отраслей инновационного сектора. В ней рассматривается состояние инновационного сектора в России и странах ОЭСР в период кризиса. Особое внимание уделяется анализу косвенных инструментов государственного стимулирования, применяемых в период кризиса, а также выработке предложений по дополнительному налоговому стимулированию инновационного развития.
Ключевые слова: налоговые льготы, инновационное развитие, кризис, стимулирование инноваций
Для оценки уровня развития инновационного сектора в стране используются различные показатели, рассчитываемые национальными органами статистики и международными организациями. Одним из основных является показатель расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по всем секторам экономики в процентах от ВВП. В России этот показатель на протяжении последних 10 лет остается на уровне 1%, в то время как в целом по Европейскому союзу (ЕС) он составляет около 2%.
В 2008 году расходы на исследования и разработки в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достигли 935,7 млрд долларов США по паритету покупательной способности, или около 2,3% общего ВВП. Эти данные подтверждают тот факт, что по уровню затрат на исследования и разработки Россия отстает от промышленно-развитых стран.
Под ударами кризиса
Необходимо отметить, что расходы на НИОКР показывают большие колебания, чем ВВП, следовательно, можно ожидать, что падение ВВП в результате кризиса приведет к еще большему сокращению уровня расходов на исследования и разработки. Для оценки изменения уровня финансирования инноваций в кризисный период можно рассмотреть данные по расходам на НИОКР в США как одной из наиболее передовых стран в области стимулирования инновационного развития. В США общее падение уровня расходов на НИОКР составило 8%, начиная с декабря 2008 года.
Во время кризиса сокращаются и венчурные инвестиции, которые являются одним из основных источников финансирования новых инновационных проектов. В США венчурные инвестиции начали сокращаться с 2008 года, к первой половине 2009 года они сократились на 60% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Значительное влияние на финансирование исследований и разработок оказывают прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые предоставляют не только финансирование, но и доступ к новым зарубежным технологиям и обмену знаниями. Поток ПИИ в страны «большой семерки» сократился на 25% в 2008 году.
Также, по данным исследования 500 крупных предприятий по всему миру, проведенного компанией McKinsey, 34% компаний в 2009 году снизили расходы на исследования и разработки, незначительное повышение наблюдается лишь с начала 2010 года. В большей степени это касается снижения расходов на долгосрочные и высокорисковые инновационные проекты.
Уровень развития инновационного сектора непосредственно влияет на производительность труда, создание рабочих мест и благосостояние нации. В данной ситуации правительства различных стран проводят политику, направленную на поддержку инноваций. В целом развитие инновационного сектора стимулируется путем использования прямых и косвенных инструментов.
Можно отметить, что во многих странах среди мер государственной поддержки преобладают косвенные меры. Во многом это связано с тем, что косвенные инструменты оказывают меньшее влияние на рыночный механизм. К косвенным инструментам относят налоговые льготы, кредитно-денежное и таможенное регулирование.
Рис. 1. Объем государственной поддержки инновационных предприятийв 2008–2010 годах (в процентах к ВВП 2008 года)
Рис. 2. Уровень налоговых льгот на 1 доллар США расходов на НИОКР в 2008 г.
Налоговые льготы
Наиболее распространенным инструментом являются налоговые льготы для инновационных предприятий, которые включают налоговые кредиты, налоговые освобождения и амортизационные льготы. В ОЭСР около 54% всех стимулов для инновационного сектора осуществляется через налоговую систему.
Для оценки влияния налоговых льгот на общую налоговую нагрузку на инновационные предприятия в мировой практике используется показатель В-индекс.
В-индекс показывает текущую стоимость доналогового дохода, который необходим для покрытия первоначальных расходов на НИОКР и уплаты корпоративного налога на доход.
Данный индекс рассчитывается последующей формуле:
B = ATC/(1-t),
где
t – ставка корпоративного налога на доход;
ATC – посленалоговая стоимость одного доллара расходов на НИОКР.
Для анализа используется более удобный показатель 1-В-индекс. Больше значение индекса соответствует более привлекательному налоговому режиму для инновационных предприятий.
Таким образом, график показывает, что, например, в Испании на 1 доллар расходов на исследования и разработки для крупных предприятий налоговая льгота составит 0,349. Наибольшие льготы предоставляются правительствами Франции и Испании, при этом не делается различий между малыми и крупными предприятиями. В Канаде и Нидерландах напротив наибольшие льготы получают малые и средние предприятия.
Из данных рис. 1 можно сделать вывод, что в нашей стране налоговые льготы для предприятий не являются эффективными, так как не способствуют снижению налоговой нагрузки, следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы.
Анализируя государственную политику, можно отметить, что многие страны увеличили объем государственных расходов с целью стимулирования инноваций. Правительство Германии в рамках антикризисных мер выделило 900 миллионов евро для стимулирования исследований и разработок в секторе малых и средних предприятий. Правительство Франции выделило 70 миллионов евро для развития нанотехнологий и отрасли информационно-коммуникационных технологий. Правительство Канады в 2009 году выделило 1,5 миллиарда канадских долларов для поддержки инновационного сектора.
Налоговые кредиты
Необходимо отметить, что в рамках антикризисных мер, принимаемых правительствами различных стран, много внимания уделяется дополнительным налоговым льготам для инновационных предприятий. Одним из основных инструментов является налоговый кредит для предприятий, осуществляющих исследования и разработки. В Португалии был увеличен налоговый кредит до 82,5% общих расходов на исследования и разработки, что является в настоящее время самым высоким показателем в Европе. Также существуют меры налоговой поддержки, направленные на поддержание занятости. Так, Италия снизила налог на доходы физических лиц для исследователей, проживающих за рубежом, при условии их возвращения в Италию.
В целом наиболее популярными инструментами налогового стимулирования инновационной деятельности в рамках антикризисных программ являются:
• снижение ставок налогов (НДС, налог на прибыль);
• отсрочка уплаты налогов;
• ускоренная амортизация;
• налоговые льготы.
Анализируя влияние кризиса на инновационный сектор в нашей стране необходимо отметить, что по состоянию на начало 2009 года расходы частного сектора на инновации в России сократились почти на 80%, венчурных фондов – на 40%, а государственного сектора – всего на 7%. По оценке Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), общие потери рынка инноваций в РФ во время кризиса составили около 300 млрд рублей.
В данном случае государство оказывает значительную поддержку развитию отечественных инновационных предприятий. В 2008 году на развитие инновационного сектора было выделено около 1 трлн рублей из федерального бюджета.
Налоговое стимулирование в России
В нашей стране был принят ряд мер дополнительного налогового стимулирования для предприятий.
• С 2009 года ряд основных средств переносится в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования с целью стимулирования обновления соответствующего оборудования. Это позволяет предприятиям при применении нелинейного метода начисления амортизации списывать основные средства, используя больший повышающий коэффициент.
• Снижение федеральной части налога на прибыль до 2% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
• Освобождение от обложения на логом на добавленную стоимость операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (п. 7 ст. 150 НК РФ).
• Снижение ставки налога на прибыль по упрощенной схеме налогообложения: субъектам РФ дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Также в рамках антикризисных мер планируется предоставление льгот по уплате налога на прибыль, расширение льготного перечня НИОКР, позволяющего списывать расходы с коэффициентом 1,5.
В качестве дополнительных мер налогового стимулирования можно предложить введение постоянного налогового кредита для предприятий, что в свою очередь будет способствовать осуществлению предприятиями долгосрочных инновационных программ (в настоящее время предприятие максимально может использовать налоговый кредит в течение пяти лет), а также отмену процентов по такому кредиту.
Налоговый кредит не только стимулирует инновационную деятельность, но и даёт возможность предприятиям создавать новые рабочие места или выплачивать заработную плату без задержек. По данным исследования компании Ernst & Young, в 2008 году в Великобритании около 70% средств, полученных предприятиями за счет налоговых кредитов, было направлено на выплату заработной платы. Также одной из возможных мер является снижение налоговой нагрузки на вновь создаваемые малые и средние предприятия, которые зачастую осуществляют инновационную деятельность.
Вывод
Развитие инновационного сектора во многом определяет перспективы развития страны. При этом многие эксперты считают, что финансовый кризис – это идеальное время для перехода экономики России на инновационный путь развития, ибо обвал мировых финансовых рынков затрагивает реальный сектор, и единственный способ для российских предприятий противостоять кризису – это использовать инновационные технологии.
Источники:
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 03.11.2010 г. № 291-ФЗ.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в ред. Постановления Правительства от 24.02.2009г. №165.
4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газета. – 2009. – №4872.
5. Hall B. The Financing of Research and Development, Working Paper 8773, National Bureau of Economic Research, 2002. – Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w8773.pdf.
6. OECD Policy Responses to the Economic Crisis: Investing in Innovation for Long-Term Growth, 2009. – Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/59/45/42983414.pdf.
7. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard. 2009. – Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/content/book/sti_scoreboard-2009-en.
8. Research incentives in the new tax landscape, Ernst&Young, EYGM Limited, 2010. – Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Research_incentives_in_the_new_tax_landscape/$FILE/Research_incentives_in_the_new_tax_landscape.pdf.
9. R&D after the crisis: McKinsey Global Survey results. – Режим доступа: https://www.mckinseyquarterly.com/Operations/Product_Development/RD_after_the_crisis_McKinsey_Global_Survey_results_2576?pagenum=3.
10. R&D in the downturn: McKinsey Global Survey Results. – Режим доступа:https://www.mckinseyquarterly.com/RD_in_the_downturn_McKinsey_Global_Survey_Results_2342.
11. Warda, J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009, mimeo, 2009.
12. Warda J. Measuring the Attractiveness of R&D Tax Incentives: Canada and Major Industrial Countries, A Report Prepared for Statistics Canada, 1999. – Режим доступа: http://www.epe.lac-bac.gc.ca/100/200/301/statcan/science_innovation88f0006 e/1999/no010/88F0006XIB99010.pdf.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:10:03