Оценка инновационного потенциала предприятия в современных условиях
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (42), Июнь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112912
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В современных условиях инновации – основной ресурс экономического развития предприятия. Инновационный потенциал является важным фактором экономического роста. От инновационного потенциала зависит дальнейшее развитие и процветание предприятия.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкурентоспособность, инновационный потенциал предприятия
Любое предприятие, если оно не совершенствуется, не развивается, оказывается неконкурентоспособным. Растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей вести борьбу за достойное место. Своевременное внедрение инноваций – одно из главных условий выживания предприятий в быстроменяющемся мире. Инновационный потенциал является важным фактором инновационной деятельности.
Изучение понятия «инновационный потенциал»
Инновационный потенциал по своему содержанию, формам проявления, взаимосвязи и взаимообусловленности составных его частей явление очень сложное и многогранное. Особенности инновационного потенциала и возможности его эффективного использования могут быть выявлены лишь при комплексном подходе к его анализу.
Отсутствие методических рекомендаций по комплексному анализу и оценке в известной мере обусловлено недостаточным масштабом исследований по этим проблемам, закрытостью многих данных научно-технических организаций, изменением условий в инновационной деятельности в связи с переходом к рыночным отношениям. Нельзя не отметить укрупненность статистических данных, их несистемность, а порой и противоречивость.
Был изучен ряд трактовок понятия «инновационный потенциал». В частности, некоторые ученые считают, что инновационный потенциал – это совокупность финансово-экономических, природно-географических, социально-психологических, политических, а также других факторов и предпосылок создания, совершенствования и использования нововведений на определенной территории. Одной из главных задач при активизации инновационного потенциала является расширенное воспроизводство и эффективное использование инноваций в широком смысле этого понятия, включающего и технические, и организационные, и социальные инвестиционные проекты, реализуемые различными хозяйствующими субъектами на всех уровнях и сферах социально-экономической жизни.
Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов и продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это мера готовности организации выполнить поставленные инновационные задачи.
Вне привязки к конкретной сфере потенциал можно рассматривать как способность материи переходить от возможности к реальности, от одного состояния в другое (например, от старого к новому). При этом потенциал есть мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью, и возможного, то есть достижимого при определенных условиях.
Авторское понятие инновационного потенциала
Принимая во внимание вышеизложенное, категорию «инновационный потенциал» вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.
По мнению А.А. Трифиловой, под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Инновационный потенциал характеризуется как совокупность различных ресурсов, включающая:
а) интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
б) материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
в) финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
г) кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованные в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
д) инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
е) иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Принимая во внимание все вышеизложенное, делаем вывод, что существуют различные трактовки инновационного потенциала, отсутствует единое мнение по вопросу о его содержании и структуре.
Развитию инновационного потенциала российских компаний, как и инновационному развитию российской экономики в целом, мешают:
Выводы
Для формирования и запуска инновационного потенциала в России требуется не только мощный организационно-управленческий и правовой импульс, но и оздоровление среды, в которой могут быть реализованы частные инициативы и активизированы экономические агенты. Усилия со стороны правительства ориентированы главным образом на создание и развитие инновационной инфра- структуры.
Источники:
конференции / Под общей ред. Л.С. Валинуровой, О.Б. Казаковой. – Уфа: РИО БАГСУ, 2006.
2. Мухамедьяров А.М., Диваева Э. Методолого-методические оценки уровня инновационного потенциала // Экономика и управление. – 2009. – № 1.
3. Факторы устойчивого развития регионов России: Книга 4 / Под общей редакцией С.С. Чернова. –– Новосибирск: ЦРНС, 2009.
4. Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Инновационно-инвестиционная стратегия: Учебное пособие / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, М.В. Казаков, Л.Г. Назметдинова. – Уфа: РИО БАГСУ, 2007.
5. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
6. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 3.
7. Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2009. – № 1.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 02:39:18