Современные тенденции развития высшего профессионального образования

Романова И.Б., Байгулова А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (42), Июнь 2010

Цитировать:
Романова И.Б., Байгулова А.А. Современные тенденции развития высшего профессионального образования // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 91-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112917
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Показана роль образования как отрасли, ответственной за подготовку человеческих ресурсов для экономики на корпоративном, региональном и глобальном уровнях.

Ключевые слова: интеграция науки и образования, образовательные услуги, образование, человеческие ресурсы



В связи с переходом к экономике знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости в настоящее время рыночная модель образования нуждается в своем дальнейшем развитии. При этом следует учесть ряд общеэкономических тенденций и особенности их проявления в сфере образовательных услуг.

Регионализация

Тенденция регионализации, обусловленная действием факторов сепаратизма отдельных регионов при значительном их укрупнении. Регион рассматривается как квазигосударство – относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики вследствие того, что регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов под влиянием процессов децентрализации и федерализации.

Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики. Иной подход предполагает рассмотрение региона как квазикорпорации – крупного субъекта собственности и экономической деятельности.

В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала, взаимодействуют с национальными и транснациональными корпорациями. Подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности, включая предпринимательский климат, и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитнофинансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.

Альтернативой им выступает социальных подход. Он имеет дело с регионом – социумом как общностью людей, обитающих на определенной территории, при этом на первый план выдвигаются задачи воспроизводства социальной жизни населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Социальный подход учитывает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума.

В сфере образовательных услуг тенденция регионализации приобретает содержание, смысл которого определяет ориентация образования на решение социально-экономических задач развития регионов, в том числе стратегически значимых для России. При этом наиболее перспективным становится подход к рассмотрению региона с комплексных, многоаспектных позиций как участника глобализации экономики, что воплощается в идее создания территориальных комплексов профессионального образования.

Будучи субъектом региона, вуз предстает центром, аккумулирующим вокруг себя и в себе интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные субъекты и ресурсы, совместная деятельность и использование которых не противоречат целям общества, установкам государства и обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала региона.

Корпоратизация

Тенденция корпоратизации, предполагающая использование преимуществ координированного управления интегрированными формами организации, просматриваются на линиях вертикальных и горизонтальных взаимодействий, при этом допускается создание интегрированных структур смешанного типа.

Интеграционные процессы в сфере науки, образования и производства могут носить институциональный, программный либо кластерный характер. В качестве перспективной формы интеграции научной, образовательной и производственной деятельности могут быть рассмотрены интегрированные образовательно-промышленные группы.

В узком смысле термин «корпоратизация» в высшем образовании предполагает рассмотрение университета как экономической корпорации, связанной с производством и распространением знаний и подчиняющейся тем же нормам и правилам, что и другие хозяйствующие субъекты. С.В. Ива нов и А.М. Осипов выделяют следующие признаки вуза, которые характерны для современных корпораций [1]:

  • институциональная и организационная устойчивость;
  • определенная, узкая сфера деятельности, специфичность продукта;
  • обладание кадровыми и информационными ресурсами, составляющими основу корпоративного капитала, наращивание которого зависит от положения в отраслевой конкурентной среде;
  • локальный и сетевой характер деятельности;
  • относительная общность интересов и социально-экономического положения сотрудников, зависящего от формирующейся вокруг вуза конкурентной среды и клиентской базы;
  • иерархическая социальная организация персонала. Дополнительный признак вуза как корпорации – его стремление к укрупнению и росту, поглощению зависимых организаций.

    На практике интеграционные процессы обнаруживают себя чаще всего в сфере предпринимательства. В сфере образовательных услуг они становятся возможными в меру адаптации вузов к условиям рынка и обретают свои перспективы при поддержке государства. Последняя должна быть соотносимой с корпоративной миссией вузов, которая включает в себя три главные составляющие:

  • накопление, сохранение и преумножение культурного и образовательного потенциала станы;
  • повышение уровня общей и профессиональной образованности населения;
  • участие (наряду с академическими и отраслевыми структурами) в развитии научно-технического потенциала страны.
  • В сфере образовательных услуг в последние годы активизируются интеграционные процессы, дающие синергетические эффекты за счет координации усилий государства, бизнеса, науки и образования. Обособленное существование научных, образовательных и производственных структур снижает потенциал их развития, препятствует полноценному вхождению отечественных вузов в мировое научно-образовательное пространство.

    Глобализация

    Тенденция глобализации, являющаяся в последние 10 лет господствующей тенденцией мировой экономики. Именно интернационализация производителей и выпускаемой продукции требует глобального знания и его международного применения, объективно приводит к феномену транснационального образования. Информационные и телекоммуникационные технологии лишь ускоряют этот процесс.

    Можно выделить и другие факторы, стимулирующие процесс интернационализации образования [2]:

    Растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономических систем.

    Усиление мобильности основных факторов роста производства – капитала, рабочей силы, технологий, информации. Это приводит к повышению мобильности студентов и преподавателей.

    Поворот мирового сообщества к повсеместному использованию рыночных механизмов и демократических процедур. В высшем образовании эти процессы сопровождаются восстановлением подлинной автономии высшей школы.

    Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, дальнейшая либерализация торговли товарами и сферы услуг.

    Ориентация развитых стран на переход к экономике знаний как основному источнику силы и богатства.

    Интернационализация образования

    Существуют различные подходы к определению понятия «интернационализация образования». В качестве одного из принятых научным сообществом определений интернационализации можно считать лаконичную дефиницию Дж. Найта (1993): « это процесс внедрения международного аспекта в исследовательскую, образовательную и обслуживающую функции высшего образования» [3].

    Интернационализация высшего образования на европейском геополитическом пространстве осуществляется в рамках Болонского процесса. Формальным началом Болонского процесса является подписанная в 1999 году Болонская Декларация. В 2003 году Россия присоединилась к этому процессу, подписав Болонскую Декларацию.

    Болонская Декларация включает следующие направления в реформировании европейской системы высшего образования [4]:

  • обеспечение качества образования на основе сопоставимых процедур оценки качества;
  • реализация многоцикловой системы высшего образования;
  • реализация образовательных программ на основе научных исследований;
  • обеспечение студенческой мобильности и мобильности профессорско-преподавательского состава;
  • использование единой системы учета объемов академической работы по изучению предмета на основе единой Европейской системы передачи кредитных единиц (European Credit Transfer System – ECTS);
  • использование единой формы приложения к диплому об уровне высшего образования (Diploma Supplement);
  • обеспечение участия студентов в управлении университетом;
  • всемерная поддержка европейской составляющей в содержании образовательных программ;
  • обеспечение привлекательности Европейского образовательного пространства путем представления широкого спектра услуг обучающимся;
  • развитие программ обучения через всю жизнь.
  • Самая известная форма интернационализации высшего образования – это мобильность студентов. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 году число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 миллионов человек, а к 2025 году – 4,9 миллионов. Хотя мобильность преподавателей не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать также чрезвычайно важной формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава связана с чтением академических курсов и научными исследованиями.

    Сильным стимулом для интернационализации обучения является возрастающее влияние международных профессиональных объединений в различных сферах деятельности.

    Выводы

    Таким образом, современное образование как важнейшая отрасль народного хозяйства, решающая проблемы обеспечения экономики подготовленными человеческими ресурсами, в настоящее время должна отвечать решению проблем на корпоративном и региональном уровнях с учетом проблем глобализации экономики.


    Источники:

    1. Иванов С.В., Осипов А.М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. – 2004. – № 11.
    2. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 3.
    3. Синицына Г.П., Баташова С.М. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования. – http://prof.msu.Ru/publ/omsk2/o50.htm.
    4. Солдаткин В.И. Международная сертификация образовательных программ и преподавателей // Материалы 3-й Всероссийской научно-практ. конференции-выставки.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:53:42