Современные тенденции развития высшего профессионального образования
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (42), Июнь 2010
Цитировать:
Романова И.Б., Байгулова А.А. Современные тенденции развития высшего профессионального образования // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 91-96.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112917
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Показана роль образования как отрасли, ответственной за подготовку человеческих ресурсов для экономики на корпоративном, региональном и глобальном уровнях.
Ключевые слова: интеграция науки и образования, образовательные услуги, образование, человеческие ресурсы
В связи с переходом к экономике знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости в настоящее время рыночная модель образования нуждается в своем дальнейшем развитии. При этом следует учесть ряд общеэкономических тенденций и особенности их проявления в сфере образовательных услуг.
Регионализация
Тенденция регионализации, обусловленная действием факторов сепаратизма отдельных регионов при значительном их укрупнении. Регион рассматривается как квазигосударство – относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики вследствие того, что регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов под влиянием процессов децентрализации и федерализации.
Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики. Иной подход предполагает рассмотрение региона как квазикорпорации – крупного субъекта собственности и экономической деятельности.
В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала, взаимодействуют с национальными и транснациональными корпорациями. Подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности, включая предпринимательский климат, и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитнофинансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.
Альтернативой им выступает социальных подход. Он имеет дело с регионом – социумом как общностью людей, обитающих на определенной территории, при этом на первый план выдвигаются задачи воспроизводства социальной жизни населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Социальный подход учитывает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума.
В сфере образовательных услуг тенденция регионализации приобретает содержание, смысл которого определяет ориентация образования на решение социально-экономических задач развития регионов, в том числе стратегически значимых для России. При этом наиболее перспективным становится подход к рассмотрению региона с комплексных, многоаспектных позиций как участника глобализации экономики, что воплощается в идее создания территориальных комплексов профессионального образования.
Будучи субъектом региона, вуз предстает центром, аккумулирующим вокруг себя и в себе интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные субъекты и ресурсы, совместная деятельность и использование которых не противоречат целям общества, установкам государства и обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала региона.
Корпоратизация
Тенденция корпоратизации, предполагающая использование преимуществ координированного управления интегрированными формами организации, просматриваются на линиях вертикальных и горизонтальных взаимодействий, при этом допускается создание интегрированных структур смешанного типа.
Интеграционные процессы в сфере науки, образования и производства могут носить институциональный, программный либо кластерный характер. В качестве перспективной формы интеграции научной, образовательной и производственной деятельности могут быть рассмотрены интегрированные образовательно-промышленные группы.
В узком смысле термин «корпоратизация» в высшем образовании предполагает рассмотрение университета как экономической корпорации, связанной с производством и распространением знаний и подчиняющейся тем же нормам и правилам, что и другие хозяйствующие субъекты. С.В. Ива нов и А.М. Осипов выделяют следующие признаки вуза, которые характерны для современных корпораций [1]:
иерархическая социальная организация персонала. Дополнительный признак вуза как корпорации – его стремление к укрупнению и росту, поглощению зависимых организаций.
На практике интеграционные процессы обнаруживают себя чаще всего в сфере предпринимательства. В сфере образовательных услуг они становятся возможными в меру адаптации вузов к условиям рынка и обретают свои перспективы при поддержке государства. Последняя должна быть соотносимой с корпоративной миссией вузов, которая включает в себя три главные составляющие:
Глобализация
Тенденция глобализации, являющаяся в последние 10 лет господствующей тенденцией мировой экономики. Именно интернационализация производителей и выпускаемой продукции требует глобального знания и его международного применения, объективно приводит к феномену транснационального образования. Информационные и телекоммуникационные технологии лишь ускоряют этот процесс.
Можно выделить и другие факторы, стимулирующие процесс интернационализации образования [2]:
– Растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономических систем.
– Усиление мобильности основных факторов роста производства – капитала, рабочей силы, технологий, информации. Это приводит к повышению мобильности студентов и преподавателей.
– Поворот мирового сообщества к повсеместному использованию рыночных механизмов и демократических процедур. В высшем образовании эти процессы сопровождаются восстановлением подлинной автономии высшей школы.
– Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, дальнейшая либерализация торговли товарами и сферы услуг.
– Ориентация развитых стран на переход к экономике знаний как основному источнику силы и богатства.
Интернационализация образования
Существуют различные подходы к определению понятия «интернационализация образования». В качестве одного из принятых научным сообществом определений интернационализации можно считать лаконичную дефиницию Дж. Найта (1993): « это процесс внедрения международного аспекта в исследовательскую, образовательную и обслуживающую функции высшего образования» [3].
Интернационализация высшего образования на европейском геополитическом пространстве осуществляется в рамках Болонского процесса. Формальным началом Болонского процесса является подписанная в 1999 году Болонская Декларация. В 2003 году Россия присоединилась к этому процессу, подписав Болонскую Декларацию.
Болонская Декларация включает следующие направления в реформировании европейской системы высшего образования [4]:
Самая известная форма интернационализации высшего образования – это мобильность студентов. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 году число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 миллионов человек, а к 2025 году – 4,9 миллионов. Хотя мобильность преподавателей не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать также чрезвычайно важной формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава связана с чтением академических курсов и научными исследованиями.
Сильным стимулом для интернационализации обучения является возрастающее влияние международных профессиональных объединений в различных сферах деятельности.
Выводы
Таким образом, современное образование как важнейшая отрасль народного хозяйства, решающая проблемы обеспечения экономики подготовленными человеческими ресурсами, в настоящее время должна отвечать решению проблем на корпоративном и региональном уровнях с учетом проблем глобализации экономики.
Источники:
2. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 3.
3. Синицына Г.П., Баташова С.М. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования. – http://prof.msu.Ru/publ/omsk2/o50.htm.
4. Солдаткин В.И. Международная сертификация образовательных программ и преподавателей // Материалы 3-й Всероссийской научно-практ. конференции-выставки.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:53:42