Развитие общественных пространств г. Казани как фактор повышения привлекательности жилищного фонда города

Кульков А.А.1, Рахимова Л.З.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Кульков А.А., Рахимова Л.З. Развитие общественных пространств г. Казани как фактор повышения привлекательности жилищного фонда города // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 417-448. – doi: 10.18334/zhs.6.4.41503.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42620107
Цитирований: 2 по состоянию на 20.08.2021

Аннотация:
Качество городских пространств является важнейшей составляющей в определении уровня жизни населения и привлекательности жилищного фонда города. В связи с этим нами была поставлена цель по определению индекса качества городской среды и анализ привлекательности жилищного фонда города. Исследование развития общественных пространств г. Казань проводилось на основе глубинного интервью и использования открытых данных. По итогам исследования выявлено, что лишь при активном участии государства и всех жителей города можно добиться масштабных результатов. Определены показатели, влияющие на качество городской среды. Установлено, что общественные пространства играют важнейшую роль в жизни города и оказывают прямое влияние на формирование спроса на жилище. Наличие доступной зоны отдыха становится обязательным условием для развития как вторичного рынка жилой недвижимости, так и новых объектов. Представленные результаты будут интересны для профессиональных участников рынка жилой недвижимости, органов государственной и муниципальной власти и рядовых жителей города

Ключевые слова: общественные пространства, жилищный фонд, рынок жилья, индекс качества городской среды, рекреационные зоны

JEL-классификация: O18, R21, R31



Введение

Формы деятельности человека и его потребности в сфере отдыха – это две взаимосвязанные категории, которые идут неразрывно между собой и составляют сложную взаимосвязь [7] (Gelfond, 2019). Они предполагают такую деятельность, как искусство, участие в общественной деятельности, путешествия и туризм, спорт, интеллектуальная деятельность, занятия любимым делом и т.д.

Есть несколько дифференциаций свободного времени:

- повседневный отдых;

- еженедельный отдых;

- периодический отдых в выходные дни;

- ежегодный или длительный отдых в период отпусков и каникул.

Одним из важнейших факторов, которые определяют свободное время за пределами жилища, является время доступности общественных пространств.

В градостроительной практике оно дифференцируется в зависимости от характера объекта и возрастных групп контингента отдыхающих. По данным научных исследований, для наиболее распространенных комплексов повседневного досуга, включающих первичные спортивные устройства, площадки отдыха взрослого населения и детей, время пешеходной доступности не должно превышать 10-15 мин, для зон отдыха – городских парков, спортивных и культурно-просветительских комплексов – оно может составлять 20-30 мин.

Еженедельный отдых является преобладающим у населения города и составляет при пятидневной рабочей неделе до 104 выходных дней в году. И на сегодняшний день создание городов-парков является неотъемлемой частью градостроительства [26] (Chernozipunnikova, 2019).

Создание комфортной и доступной среды является важнейшей составляющей в обустройстве общественных пространств. Это связано с взаимодействием таких понятий, как материальность и духовность в течение дня, недели, года.

Жилище является первичной средой для отдыха [8] (Gorshkova, Krysova, 2019). И зона для отдыха не может разделяться от комплекса вопросов жилищной проблемы. В связи с этим учет потребностей интересов жителей при планировании жилищного фонда является главным условием оптимального решения общественных пространств [21] (Savelev, Kiseleva, Bondar, Pigin, 2019).

Пространственная организация общественных пространств определяется из спроса и предложения среды для отдыха [11] (Dribos, Enin, Dribos, Enin, 2019). Исходя из того, что жители учитывают затраты времени и средства на проезд, каждое общественное пространство пользуется разным спросом.

На основании вышесказанного можно утверждать, что данный сегмент должен быть исследован, необходим анализ данного сектора, прежде всего, для выявления направлений развития общественных пространств и определения индекса качества городской среды, который будет применим для любого типа городской среды.

В данном исследовании поставлена цель по разработке проблемы развития общественных пространств г. Казани как фактора повышения привлекательности жилищного фонда города.

Изучив данный сегмент в современном мире, рассмотрев статьи многих авторов, можно утверждать, что современные методы определения качества городской среды не позволяют выявить конкретные области развития общественных пространств [19] (Paley, 2019).

Данная проблематика является актуальной, несмотря на то, что существует множество методик определения качества городской среды, так как многие исследования устарели либо относятся только к определенному типу города. Необходимо дальнейшее изучение данного направления в связи с отсутствием единого индекса определения качества общественных пространств в нашей стране, тогда как в различных странах уже есть индикаторы, такие как Global City Indicators, City Blueprint, European Green City Index, European Green Capital Award.

Изучив статьи многих авторов, можно утверждать, что данная проблематика не полностью изучена. Например, А.В. Бикмаева в своих работах рассматривала технологию, которая позволяет оценить влияние внешних и внутренних факторов на качество городской среды, что не дает ответа на вопрос, какие именно критерии должны быть для определения качества городских пространств [2] (Bikmaeva, 2015). Е.А. Вагнер в своей работе рассматривал качества общественных пешеходных пространств на базе сравнительного анализа, методов городской этологии и прикладной квалиметрии, позволяющих количественно оценить социальную эффективность функционирования и уровень качества архитектурной среды общественных пешеходных пространств [5] (Vagner, 2016). Е.А. Котова в своих исследованиях рассматривает множество проблем, которые возникают при развитии городской среды, одной из которых является создание комфортных услуг проживания. А.В. Почтовая в своем исследовании рассматривала общественные пространства города Красноярска, анализировала нормативно-правовое регулирование данного сектора, что является немаловажным в определении методики выявления индекса качества общественных пространств и др. [20] (Pochtovaya, 2017).

Методика исследования

Для анализа динамики средней стоимости кв. м. жилья использовались данные маркетингового исследования рынка жилой недвижимости (Казань), которое проводилось компанией PwC в мае 2018 года совместно с агрегатором данных «Avito».

В разделе анализа событий, повлиявших на привлекательность жилищного фонда, использовалась информация из официальных открытых источников, таких как Постановление от 7 марта 2018 года № 237, распоряжение от 6 марта № 387-р, Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», сайты администраций города, новостные порталы.

Для выявления индекса качества городской среды проводилось глубинное интервью жителей города Казани, которое было проведено авторами 09.11.2018 г. в EF English First в г. Казани при выступлении в EF Talks на тему «Urban Trends». Количество интервьюированных – 20 человек, проживающих в разных районах г. Казани, была проведена оценка общественных пространств и составлены профили трех основных парков города: ЦПКиО им. Горького, Парк имени Урицкого и Горкинско-Ометьевский лес. Также проводился визуальный осмотр этих парков. По словам градостроителей, ЦПКиО им. Горького, Парк имени Урицкого и Горкинско-Ометьевский лес являются тремя ключевыми парками города Казань, на основании которых проводился анализ критерий оценки общественных пространств для выявления индекса качества общественных пространств всех парков города.

В рамках влияния различных событий на изменение спроса на недвижимость оценивалась динамика изменения численности населения в семи районах города Казань в момент наступления события.

Зарубежный опыт в исследовании общественных пространств

Для выявления наиболее важных критериев в определении индекса качества городской среды проводился анализ общественных пространств по зарубежным странам. 12 ноября 2019 года в BBC журналистка Мэдди Сэвидж опубликовала анализ исследования университета «Nordic Urban Planning», в данной публикации она выделила следующие критерии:

1. Фитнес-центр на открытом воздухе.

2. Выходные на выставках в шаговой доступности.

3. Зеленые парки.

4. Хорошо освещенные общественные места.

5. Развитый транспорт.

6. Доступные места для детей и пожилых.

Из данного примера можно выбрать такие критерии, как зеленые парки, хорошо освещенные общественные места и доступные места для детей и пожилых для выявления индекса качества общественных пространств в городе Казани. Также хотелось бы отметить, что такие города, как Копенгаген, Стокгольм, Осло и Хельсинки вошли в число 25 лучших городов мира по качеству жизни в 2019 году согласно крупным исследованиям, проведенным глобальной консалтинговой компанией Mecer и международным журналом Monocle. Стокгольм занял 2-е место по индексу качества городской жизни, по мнению Аркадис (Нидерландская консалтинговая компания по проектированию, инжинирингу и управлению), в то время как Копенгаген, город с населением чуть менее 800 000 человек, занял 9-е место в глобальном рейтинге качества городской жизни, по мнению Economist Intelligence Unit (EIU). Во всех этих исследованиях используются разные индексы определения качества городской жизни, но в то же время подчеркивается успех скандинавской модели городского планирования в установлении приоритетов качества жизни населения и стремлении к более зеленому будущему.

Зарубежная практика показывает, что общественные пространства играют важную роль в повышении привлекательности городов в целом и отдельных городских кварталов в частности, и напрямую влияют на качество жизни человека. Кроме того, потребности в общественных пространствах и парковых зонах растут по мере того, как усугубляются экологические и социальные проблемы городов.

Ценность выявления индекса качества, а также исследования развития общественных пространств г. Казани и анализа привлекательности жилищного фонда города состоит не только в стоимостных показателях, но также социальных, культурных других показателях, которые вынесены за рамки настоящего исследования и могут быть рассмотрены в будущем.

Главная особенность общественных пространств – это экология, то есть создание инструментов для сохранения окружающей среды, которая положительно влияет на экологическую безопасность, комфорт и энергоэффективность городской среды.

На примере парка Миллениум в Чикаго (США) можно увидеть, что парк с его более чем 5 млн посетителей в год генерирует ежегодный годовой доход в размере 1,4 млрд долл. США в виде прямых расходов посетителей и дополнительные 78 млн долл. США в виде налоговых поступлений [1] (Benuzh, Mochalov, Mochalova, 2019). Количество жилых домов в этом районе за первое десятилетие существования парка увеличилось на 57 %. Также можно увидеть, что доход от жилых домов с видом на парк увеличился на 25–40 %. Принцип, названный впоследствии «Эффект Миллениума», говорит о влиянии близлежащего парка на увеличение цены на недвижимость. Это яркий пример с использованием методов гибкой ценовой политики, при которой оценивается и используется экономическое влияние экологических удобств.

Также Лондонский Риджентс Парк показывает, что капитализация недвижимости на территории, прилегающей непосредственно к Риджентс парку, повысилась во многие сотни раз.

Джефа Спека, американский урбанист, автор книги «Город для пешехода», провел огромное количество исследований в сфере общественных пространств и установил, что для создания зон отдыха необходимы следующие принципы:

1. Непосредственное использование мультифункциональности.

2. Небольшие кварталы для отдыха горожан.

3. По периметру вышеуказанных кварталов должны стоять здания.

4. Тротуары и деревья, которые является основной составляющей в создании пространства.

Данную тему затрагивали многие градостроители и других стран, например, в Гранаде были проведены исследования, которые показали непосредственную значимость для отдыха 4-х главных факторов – природного облика территории, высокого биоразнообразия, близкого расположения к месту проживания и легкой доступности, а также наличия элементов благоустройства в определенных пределах. В таких странах, как Малайзия, Япония, Китай, Великобритания, также проводились исследования по данной проблематике, которые пришли к таким же результатам. Доступность зон отдыха с высокими показателями по критериям доступности, чистоты, безопасности и т.д., также общественные пространства, которые обеспечивали бы город чистой экологической атмосферой, являются самыми важными факторами для горожан [6] (Vyatkina, 2012).

В Амстердаме многих исследователей также волнует данная тема, и, анализируя их исследования, можно увидеть, что многие горожане предпочитают отдых и пребывание на природе (рис. 1). Было опрошено 750 респондентов, возрастная группа которых составляет от 15 до 65 лет.

Рисунок 1. Предпочтения жителей города Амстердам, чел. Источник: http://www.isfahan.ir/Dorsapax/userfiles/file/urbanlatin.pdf.

В Канаде и США были проведены исследования общественных пространств. Анализируя эти страны, можно говорить о том, что эти страны достигли хороших результатов в области обеспеченности материально-технической базой, территориальными природными ресурсами, системой организации и управления данной сферой, финансовыми средствами, системой образования специалистов. Общественные пространства – это три взаимосвязанных сектора: государственный, общественно-добровольный и коммерческий, деятельность которых реализуется на общенациональном, региональном и местном (муниципальном) уровнях [2] (Bikmaeva, 2015). Рекреационно-досуговые организации обеспечивают обслуживание общественных пространств, являются общественным достоянием и находятся в открытом доступе для населения [5] (Vagner, 2016).

Большая часть (в США – 34 %) природных земельно-водных пространств находится в ведении агентств федерального уровня, обязанностью которых является обеспечение рекреационных услуг для населения своих стран. Основными задачами таких агентств является осуществление мер по разумному использованию и сохранению общественных пространств и строительства [3, 27] (Bushmakova, Dubova, Shorkina, 2019; Chiesura, 2004).

Таким образом, на примере общественных пространств США и Канады, предоставляющим гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы, наглядно видно, что реализация полномасштабного обслуживания общественными пространствами является реальностью при активной деятельности и объединенных усилиях общественно-добровольного, коммерческого и государственного секторов [25] (Fursov, 2019). Большинство рекреационных организаций и учреждений этих секторов на общенациональном, региональном и местном уровнях показывают качественное обслуживание населения и предоставляют высококачественные рекреационные услуги.

Практическая значимость

Общественные пространства априори рассматриваются как благоприятные территории, но этого мало.

Формула «Транспорт + парк + вопросы содержания = долгосрочное повышение уровня капитализации объектов недвижимости» работает в течение многих десятилетий в разных городах по всему миру. В свою очередь, такое повышение капитализации за счет ландшафтных объектов можно напрямую соотнести с устойчивым развитием городских территорий на уровне микрорайона (в социальном и экологическом аспектах).

Многочисленные туристы, которые посещают известные парки, создают дополнительный доход для бизнеса и городских властей [10] (Desyatnichenko, Zaporozhan, Kuklina, 2017). Приток посетителей в парки, проведение на территориях общественных пространств различных мероприятий, где встречаются люди различных социальных слоев, создают социальный капитал и чувство сообщества и сопричастности к жизни города [22] (Telichenko, Benuzh, Mochalov, 2017).

Изучение экономической ценности парков является новым шагом, но весьма важным для ландшафтных архитекторов, экономистов и городской администрации. Слишком часто парки рассматриваются только как инертные объекты, созданные исключительно для спокойного отдыха горожан, а не для мотивации активной деятельности. Рассматривать парки без учета их стоимости является ошибочным [16] (Le Min Tuan, 2019). Парки и общественные пространства города являются активом, который генерирует доход и формирует сбережения для различных отраслей жизни города [13] (Kiyanenko, 2018).

На привлекательность жилищного фонда также влияют различные политические и социальные факторы, что также является немаловажным при проведении исследования.

Описание событий, которые повлияли на жилищный фонд

1. Введение санкций (1 квартал 2014 года).

Присоединение Крыма, введение санкций и осложнение отношений с западным миром спровоцировали первую волну ажиотажа на рынке недвижимости. В равной мере повысилась активность как инвестиционных покупателей, так и людей, поспешивших побыстрее купить квартиру для собственных нужд.

2. Программа «Жилье для российской семьи» (2 квартал 2014 года).

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ от 05 мая 2014 г.

3. «Черный декабрь» – обвал рубля (4 квартал 2014 года).

Обвальное падение рубля по отношению к доллару США и евро 16 декабря 2014 года. Этот и предыдущий день относят к проявлениям нового финансового-экономического и валютного кризиса в России. Данное событие спровоцировало вторую волну ажиотажа на рынке недвижимости, когда население старалось спасти денежные средства от девальвации.

4. Запущена программа льготной ипотеки (1 квартал 2015 года).

Постановление о субсидировании ставки по ипотечным кредитам было подписано 13 марта 2015 года. Государство компенсирует разницу между ставкой банка, которая не должна быть выше, чем ключевая, плюс 3,5 п. п., и ставкой для конечного заемщика, которая не должна превышать 12 %. Программа действует для кредитов, выданных с 1 марта 2015 года до 1 марта 2016 года.

5. Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости (1 квартал 2015 года).

ФЗ № 284 от 04.10.2014 г. о внесении изменений в Налоговый кодекс. В соответствии с п. 1 ст. 402 инвентаризационная оценка для расчета налога на недвижимость заменяется на кадастровую стоимость объекта. Величина налога на имущество увеличивается.

6. Изменение ФЗ о материнском капитале (2 квартал 2015 года).

Средства материнского капитала теперь можно направлять на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой.

7. Ожидание окончания программы льготной ипотеки (4 квартал 2015 года).

На фоне ожиданий, связанных с окончанием программы льготной ипотеки, отмечено повышение спроса на рынке жилья.

8. Продление программы до конца 2016 года (1 квартал 2016 года).

Программа льготной ипотеки была продлена до конца 2016 года.

9. Поправки к ФЗ-214 о долевом строительстве (2 квартал 2017 года).

Закон устанавливает повышенные требования к застройщикам, которые привлекают средства граждан в строительство жилья, и предполагает создание специального государственного компенсационного фонда долевого строительства.

10. Президент РФ В.В. Путин поручил отказаться от долевого строительства и перейти к проектному финансированию через 3-5 лет (3 квартал 2017 года).

Президент России В.В. Путин поручил утвердить дорожную карту по поэтапному замещению в течение 3-5 лет средств граждан, привлекаемых для строительства многоквартирных домов, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан.

11. Введение программы «Государственная поддержка граждан Республики Татарстан в обеспечении жильем на 2018 год» (1 квартал 2018 года).

12. Финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства осуществляется в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (4 квартал 2018 года).

13. Реализация программы «Формирование комфортной городской среды» (4 квартал 2018 года).

На реализацию программы развития общественных пространств в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 год выделено 2 655,1 млн рублей (2 млрд рублей – из бюджета Республики Татарстан, 655,1 млн рублей – из федерального бюджета) на обустройство 58 объектов общественных пространств во всех 45 муниципальных образованиях республики.

14. Флагманский проект «Татарстан – центр притяжения населения в Приволжье» (4 квартал 2018 года).

В 2018 году миграционный прирост населения в Республике Татарстан составил 2 737 человек, что на 2 054 человека меньше, чем в 2017 году. Уменьшение миграционного прироста обусловлено главным образом сокращением числа прибытий в республику из государств ближнего и дальнего зарубежья. Число мигрантов, переселяющихся в пределах Республики Татарстан, составило 57 912 человек, что на 3,8 % больше по сравнению с 2017 годом. Проект «Татарстан – центр притяжения населения в Приволжье» направлен на повышение миграционного прироста населения Республики Татарстан, прежде всего за счет мигрантов из других регионов России, и увеличение в потоке мигрантов квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

15. Развитие туристско-рекреационного комплекса (1 квартал 2019 года).

Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации в сфере туризма, показывает устойчивую положительную динамику по основным показателям развития отрасли. Ежегодный темп прироста туристского потока в республику в среднем составляет 8 %. По итогам 2018 года количество иностранных граждан, прибывших в Республику Татарстан, возросло на 24,3 % по сравнению с показателем 2017 года и составило 345 757 человек.

16. Реализации регионального проекта «Жилье» на территории Республики Татарстан (1 квартал 2019 года).

В 2019 году Минстроем России была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года № 510-р методика формирования индекса качества городской среды. Индекс будет рассчитываться ежегодно для каждого города Российской Федерации и будет публиковаться Минстроем России до 1 ноября.

17. Введение эскроу-счетов (2 квартал 2019 года).

С 1 июля 2019 года все российские девелоперы, привлекающие средства граждан, обязаны перейти на схему долевого строительства жилья с применением эскроу-счетов. Но для ряда проектов будут сделаны исключения – застройщики смогут работать по старой схеме. Согласно утвержденным Правительством РФ критериям, для достройки после 1 июля без перехода на новую схему финансирования с применением эскроу-счетов в общем случае степень готовности объекта должна составлять не менее 30 %, и в нем должно быть продано по договорам долевого участия не менее 10 % площадей.

В частности, хотелось бы рассмотреть программу «Формирование комфортной городской среды» и то, как она повлияла на рынок жилья, а также провести анализ методики формирования индекса качества городской среды. При изучении данной федеральной программы можно найти методики формирования индекса качества городской среды, можно найти ряд формул для определения качества города, но как определить качество общественных пространств? Вопрос остается открытым.

Анализ текущей ситуации в городе Казани

В Казани проживает 1 251 969 человек (по состоянию на 2019 год), а Казанская агломерация составляет 1 560 000 человек, куда входят Лаишеский район, Высокогорский район, Верхнеуслонский район, Атнинский район, Пестречинский район, Зеленодольский район.

Благоустройство города и развитие общественных пространств в Казани является важнейшей составляющей в развитии самого города и улучшении экологии. В этом заинтересованы не только администрация города, но и сами жители [12] (Kadyrov, 2019).

Общественное пространство – это территория, которое предназначена для общего использования и доступна для населения вне зависимости от национальности, возраста и иных характеристик.

В 2017 году в городе велись работы по улучшению состояния Парка Урицкого, парков «Крылья Советов», «Черное озеро», «Кадейдоскоп», парка Победы, Горкинско-Ометьевского лесопарка, набережной озера Нижний Кабан, городского детского пляжа, общая площадь которого составляет 130 га. За 2019 год было выделено 10 млн рублей для финансирования общественных пространств и отремонтировано 70 малых архитектурных форм, что показывает заинтересованность правительства в развитии городской среды.

Развитие общественных пространств – это новое направление, и оно привлекает не только туристов, но самих жителей города. И обновление парков, скверов, озеленение территории, и строительство спортивных площадок дает большое преимущество привлекательности жилищного фонда в условиях данной территории [17] (Moshkova, 2019).

Также в Казани уделяется большое внимание жилищному фонду [4] (Bushtets, Zabruskova, 2019). В 2019 году в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах г. Казани приняли участие 234 домов. В этих домах был проведен ремонт системы центрального отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, ремонт подвала, кровли, фасада, подъездов, энергообследование и другие работы. Жителей начал волновать другой вопрос. По мнению руководства администрации Вахитовского и Приволжского районов, проанализировавшего число обращений в Вахитовском районе, жалобы касались обустройства детских площадок, благоустройства дворовых территорий, ремонта дорог, соблюдения графика вывоза мусора, то есть уровень обращений становится более детализированным.

В Казани на сегодняшний день отсутствует комплексный инструмент мониторинга, который связывает оценку качества городской среды и оценку действий по ее улучшению в единую систему.

Индекс качества городской среды и мировые городские рейтинги качества городской среды

Индекс качества городской среды и мировые городские рейтинги качества городской среды были разработаны в середине 2000-х годов. Они были необходимы для определения наилучших городов для жизни внутри одной страны или по всему миру [15] (Kulkov, Rogozhnikova, 2017). Они базировались на данных экономической ситуации или по отдельным аспектам жизни города (доступность жилья, развитие инфраструктуры и дорог и т.д.)

Оценка является комплексным методом в определении индекса качества городской среды, которая основывается на таких показателях, как экология, социальный капитал, экономическое развитие, креативный потенциал, туристическая привлекательность, качество жизни в городе и т.д.

Основные задачи данного исследования – определить дальнейшее развитие и выявить основные проблемы города:

· Выявить проблемы городской среды.

· Определить направление работ по улучшению среды в конкретном городе.

· Сформировать решения для более комфортной жизни горожан.

Развитие города способствует удовлетворенности населения Казани общественными пространствами и средой города, то есть совокупностью условий, которые созданы людьми и природой и которые оказывают влияние на характер жизнедеятельности человека. И индекс качества должен оценивать не только город, но и общественные пространства, которые непосредственно связаны и с развитием жилищного фонда.

Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ). В него входят все жилые помещения независимо от форм собственности, в том числе жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, а также иные жилые помещения, пригодные для проживания.

По словам профессора Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, жилье XXI века – это не большое количество квадратных метров, а жилье в плотной, многофункциональной, обустроенной среде.

Критериями оценки общественных пространств являются:

1) безопасность;

2) комфорт;

3) экологичность;

4) доступность (развитость и возможность подъезда транспорта, парковки и т.д.);

5) современность среды (город с точки зрения возможностей, предоставляемых населению города).

Рассмотрим, используют ли рекреационные зоны Казани устаревшую модель либо новую на примере трех главных зон отдыха Казани: Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького, парка Урицкого и Горькинско-Ометьевского леса.

В данном исследовании отражены результаты глубинного интервью жителей города Казань, которое было проведено автором 09.11.2018 г. в EF English First в г. Казани при выступлении в EF Talks на тему «Urban Trends». Количество интервьюированных составило 20 человек, проживающих в разных районах г. Казани, была проведена оценка общественных пространств и составлены профили трех основных парков города.

Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького

Парк Горького является крупным общественным пространством Вахитовского района города Казань. Парк основан в 1928 году, общая площадь составляет 227 056 м2.

В 2013 году зашла речь о восстановлении парка Горького и возвращении его былого величия. Первый этап реконструкции был завершен в 2014 году: построили новые пешеходные дорожки, сделали газоны, а также игровые площадки для детей.

Рисунок 2. Оценка среды парка ЦПКиО им. Горького

Источник: разработано авторами.

Безопасность

Тревожные кнопки. В парках по нормам безопасности должны быть установлены кнопки экстренного вызова, которые могли обеспечить безопасное пребывание населения в зонах отдыха и для того, чтобы посетители парка могли вызвать патруль и переговорить с диспетчером. По словам председателей Общественной палаты по безопасности, а также руководства Общероссийского профсоюза НСБ, можно утверждать, что необходимо оснащение парков стойками безопасности и стационарными точками с экстренными кнопками. Стационарные стойки решат этот вопрос, так как у администрации парка есть их координаты.

В ЦПКиО им. Горького нет общедоступных кнопок экстренного вызова.

Также в целях безопасности парк не предусмотрел «кабинки безопасности» – прозрачные освещенные будки с кнопками вызова экстренных служб и камерами слежения.

Карта парка. В каждом парке необходимо установить карту парка для того, чтобы посетители могли сориентироваться в парке.

В ЦПКиО им. Горького есть такая карта, также есть большое количество указателей, по которым каждый сможет сориентироваться в парке.

Видеонаблюдение в Парке Горького сделано на базе пилотной программы «Умный и безопасный город», на базе которого поставлены 55 видеокамер компании Cisco, видеоархивы с глубиной хранения до 3 суток, интеграционной платформы видеоменеджмента и интеллектуального видеоанализа компании ISS – «Интеллектуальные Системы Безопасности» и системы ситуационного видеомониторинга компании HeadPoint. Интеграторами пилотной площадки выступили российские системные интеграторы СТЭП ЛОДЖИК и ICL-КПО ВС.

Система ситуационного видеомониторинга HeadPoint является полностью отечественной разработкой, позволяющей объединить существующие системы видеонаблюдения в единую систему мониторинга, предоставить доступ различным ведомствам и городским и коммунальным службам к средствам видеонаблюдения в соответствии с их полномочиями и приоритетами.

Инновационность системы заключается в том, что ее использование позволяет уйти от просмотра огромного количества видеопотоков и перейти к реальному управлению событиями. События могут формироваться от любых датчиков, таких как системы видеоанализа, средства безопасности, системы управления трафиком, управления доступом, метеодатчиков и т.д. В рамках пилотной площадки реализованы следующие сценарии автоматического анализа видеоизображений:

· обнаружение оставленных предметов;

· обнаружение пересечений запрещенных зон;

· захват и распознавание лиц.

Данный пилотный проект был реализован при участии Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, мэрии Казани, ОАО «Таттелеком», компаний Cisco, СТЭП ЛОДЖИК, ISS и ICL-КПО ВС. Проект предусматривает обеспечение жителей города беспроводным доступом в интернет и реализацию системы ситуационного видеонаблюдения и видеоаналитики. Как ожидается, проектирование комплексного решения «Умный и безопасный город Казань» завершится до конца 2014 года и будет передано на рассмотрение руководству Республики Татарстан.

В ЦПКиО им. Горького специалисты ICL-КПО ВС установили 24 беспроводные (Wi-Fi) точки доступа Cisco из числа тех, что с мая 2013 года выпускаются в России. Данные устройства размещены в специальных вандалоустойчивых коробах, что обеспечивает их работоспособность в различных условиях. Доступ в интернет осуществляется на базе телекоммуникационной сети ОАО «Таттелеком».

В ЦПКиО им. Горького установлены эргономичные светильники, которые обеспечивают безопасность и комфортные условия пребывания в рекреационной зоне.

Комфорт

Данный индикатор можно получить, оценивая наличие всевозможных тропинок, дорожек, скамеек и т.д. ЦПКиО им. Горького обустроен велодорожками, спортплощадками, детскими игровыми зонами, дорожками для прогулок, также есть площадки для активного отдыха: мини-футбола, стрит-бола и тренировок. Предусмотрена и открытая зона отдыха на газоне. В парке есть светомузыкальный фонтан, в зоне которого есть удобные для просмотра и отдыха скамейки. В парке можно найти место для любой целевой аудитории и с разными зонами интересов. По таким характеристикам, как чистота, ухоженность, озеленение, Парк Горького можно оценить как комфортное общественное пространство для жителей города.

Экологичность

Парк Горького считается самым неблагополучным согласно данным исследования Института фундаментальной медицины и биологии КФУ. В качестве индикатора в КФУ решили выбрать березовую пыльцу.

Допустимая норма стерильности составляет порядка 4 %, которая зависит от множества различных факторов, например погодных условий, возраста дерева и т.д, при проведении исследования. В Парке Горького выявлено 30 % стерильных зерен в березовых деревьях, причинами является влияние автомобильного транспорта, так как данная рекреационная зона находится в тесном кольце дорог.

Анализируя Парк Горького, было выявлено неудовлетворительное состояние зоны отдыха, но учитывая, что в городе не так много зеленых зон, можно утверждать, что в Парке Горького сосредоточена основная часть природно-экологического каркаса центральной части города.

Доступность

ЦПКиО им. Горького расположен на большом расстоянии от станций метро, и доехать до парка можно на автобусе либо на личном автомобиле. Рядом с парком есть платная подземная парковка. Вход в парк свободный круглосуточно, и гости города и сами жители могут свободно передвигаться по парку в течение 24 часов в сутки.

Также по исследованиям состояния доступности жителями Казани с ограниченными возможностями, был сделан вывод, что все заезды на дорожки, которые отходят от главной аллеи, выстроены на одном уровне с ней, то есть можно беспрепятственно передвигаться, не упираясь в поребрики. То же самое касается выездов к пешеходному фонтану: из 4 подходов к нему 3 обустроены для инвалидов. Более того, прямо на коляске можно будет проехаться и по самому фонтану – решетка на нем сделана из очень прочного материала.

Современность среды

Оценивая современность города, необходимо рассмотреть парк со стороны привлекательности его для горожан. Эксперты агентства «Промрейтинг» оценивали наиболее популярные общественные пространства в столице Республики Татарстан. В перечень вошли 20 самых посещаемых городских мест – бульвары, парковые зоны, спортивные и архитектурные сооружения, детские площадки, улицы, площади и скверы.

В пятерку лидеров вошли Казанский Кремль, улица Баумана, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Центр семьи «Казан» (народное название – «Чаша») и Кремлевская набережная. Учитывая данный рейтинг, можно утверждать, что ЦПКиО им. Горького является одним из самых посещаемых парков в столице Татарстана.

При оценке современности среды необходимо также отметить, отвечает ли парк современным требованиям и удовлетворяет ли потребности населения. На основании вышесказанного можно утверждать, что ЦПКиО им. Горького соответствует требованиям общего характера, к которым относятся территория, доступная для населения, и которая соответствует по размерам и экологическим характеристикам наилучшим условиям для населения, обеспечение пространственного разнообразия парковых ландшафтов; требованиям к обеспечению доступа маломобильных групп населении, к которым относятся входные комплексы, пешеходные пути, места парковки машин инвалидов и т.д.; требованиям к обеспечению безопасности, информатизации и связи, к которым относятся требования к безопасности, меры противопожарной защиты, система видеонаблюдений, обеспечение беспроводным доступом в интернет; требованиям к системе ориентирования, к которым относятся входные зоны, стенды с картой-схемой, пешеходные пути, зоны отдыха и их оборудование, детские, спортивные площадки, безопасность и информирование и т.д.; требованиям к освещению, к которым относятся установки утилитарного значения, которые обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов и установки декоративного назначения, которые предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоемов, деревьев, кустарников, цветников.

Исходя из того, что общая площадь парков и скверов Вахитовского района составляет 488 302 (табл. 1), а общая численность населения в данном районе составляет 85 983 человек (по состоянию на 2019 год), можно утверждать, что в Вахитовском районе необходимо еще дополнительных 4,32 озелененной площади на одного человека, учитывая, что на одного человека по норме приходится 10 озелененной площади (согласно местным нормативам «О местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Казань (с изм. на: 21.06.2017 г. по таблице 4.7.3.1.1).

Таблица 1

Парки Вахитовского района в городе Казани

Парки и скверы
Площадь,
Дата основания
ЦПКиО им. Горького
227 056
12 августа 1928 года
Сквер Баки Урманче
2 500
1997 год
Сквер имени Толстого
2 400
1949 год
Лядской сад
21 500
1869-1870 годы
Сад Эрмитаж
39 000
Конец XIX века
Сквер имени Николая Ершова
16 492
1967 год
Ленинский сад
25 608
20-30-х годах XX в.
Парк Черное Озеро
45 214
Первая половина XIX века
Сквер Карла Фукса
10 166,80
1896
Парк Тысячелетия
52 172
2005
Сквер имени Габдуллы Тукая
8 924
-
Парк Молодожёнов
47 436
-
Сад имени Кирова
10 286
9 сентября 2015 года
Итого
488 302

Источник: рассчитано авторами.

Парк имени Урицкого

Парк Урицкого построили в Казани в советскую эпоху. Точная дата основания парка Урицкого неизвестна. После распада Советского Союза парк Урицкого в Казани, как и многие другие достопримечательности и зоны отдыха в стране, пришел в упадок. Здесь не было и нет каких-либо уникальных исторических или архитектурных памятников, кроме монумента, посвященного героям Великой Отечественной войны. Тем не менее парк необходимо обновлять и делать доступным каждому жителю и гостю города. Заниматься этим в условиях масштабного экономического кризиса было некому. парк был открыт 30 августа 2016 года после реконструкции. Он находится в Московском районе.

Оценка 5 индикаторов современности среды парка имени Урицкого. На основании опроса жителей города Казани, который также был проведен автором 09.11.2018 г. в EF English, был составлен профиль парка им. Урицкого (рис. 3).

Рисунок 3. Оценка среды парка им. Урицкого

Источник: разработано авторами.

Безопасность

Тревожные кнопки. Из вышесказанного следует, что по требованиям безопасности должны быть установлены кнопки экстренного вызова для того, чтобы посетители парка могли вызвать патруль и переговорить с диспетчером.

В парке имени Урицкого также нет общедоступных кнопок экстренного вызова.

В целях безопасности парк не предусмотрел «кабинки безопасности» – прозрачные освещенные будки с кнопками вызова экстренных служб и камерами слежения.

Карта парка. В парке имени Урицкого есть такая карта, также есть большое количество указателей, по которым каждый сможет сориентироваться по парку.

В парке есть видеонаблюдения. В рамках программы Wi-Fi доступа на открытых площадках города были установлены беспроводные (Wi-Fi) точки доступа.

Освещение. В парке имени Урицкого все дорожки освещены, и можно утверждать, что безопасность и комфортные условия пребывания в рекреационной зоне обеспечены.

Возле ЦКС «Московский» реконструировали пирс: поставили новые опоры, ограждения и заменили покрытие. На озере обустроили три деревянных спуска к воде.

Комфорт

В парке создан транзит, который продолжил веломаршрут из города на Лебяжье озеро от улицы Королева в сторону улицы Васильченко. Эти три дорожки заасфальтированы и освещены. Также создана прогулочная зона, которая располагается между двумя спортивными площадками и также ведет в сторону улицы Васильченко. В парке также установлены 50 скамеек со спинками и 50 урн.

Аллеи парка освещены в темное время суток. Обустроили спортивные площадки. Для удобства и безопасности спортсменов на футбольном поле под искусственный газон положили резиновое покрытие, чтобы во время падения не травмировать колени. а для того, чтобы во время дождя на поле не застаивалась вода, сделали дренаж.

Экологичность

По данным исследования доцента кафедры биоэкологии, гигиены и общественного здоровья института фундаментальной медицины и биологии КФУ Кадрии Ибрагимовой, самым экологически чистым считается парк имени Урицкого. В качестве индикатора в КФУ решили выбрать березовую пыльцу.

Допустимая норма стерильности составляет порядка 4 %, которая зависит от множества различных факторов, например, погодных условий, возраста дерева и т.д при проведении исследования. В парке имени Урицкого выявлено 6 % стерильных зерен в березовых деревьев.

Анализируя парк имени Урицкого, был сделан вывод о чистом экологическом состоянии зоны отдыха.

Доступность

На территории парка в местах, где проходят тепловые сети, огромные трубы, которые мешали жителям комфортно передвигаться по территории парка, сделаны современные металлические конструкции. Они установлены над тепловыми сетями. Переходы будут оборудованы пандусами, которые доступны для маломобильных групп населения, велосипедистов и родителей с колясками.

На выходе из парка, по улице Васильченко, обустроили автомобильную стоянку на 40 машин.

Современность среды

В целом проект был разработан с учетом современных тенденций и требований: предусмотрены и просторная парковка, и велосипедная дорожка, и прокат инвентаря, и зоны для занятия спортом. Особенность парка – центральное озеро и мостики через водный канал.

Таблица 2

Парки Московского района в городе Казани

Парки и скверы
Площадь,
Дата основания
Парк Урицкого
89 766
-
Парк «Сосновая роща»
86 011
1970
Сквер им. Васильченко
19 041
2005
Сквер «Тебриз»
15965
2017
Сквер Молодежный (Декабристов, 1)
15 000
2015
Городской лесопарк «Лебяжье»
1 850 000
1996
Итого
2 075 783

Источник: рассчитано авторами.

Название городского лесопаркового хозяйства «Лебяжье» распространено на все городские лесопарки, подчиняющиеся МУП Треста водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» г. Казани. В Кировском районе расположена основная площадь городского лесопаркового хозяйства (3211 га), непосредственно называемая «Горлесопарк «Лебяжье». В Московском районе лесопарковая зона примыкает к поселку Левченко (185 га), в Советском районе горлесопарк занимает склоны долины реки Ноксы у поселков Нагорный и Карьеры и в городском микрорайоне «Азино» по улице Чишмяле (198 га). В Приволжском районе городскому лесопарку принадлежит территория леса у п. Мирный (90 га). Территория «Горлесопарка «Лебяжье» расположена в подзоне южной тайги на четвертой (наиболее древней) террасе р. Волга.

Исходя из того, что общая площадь парков и скверов Московского района составляет 2 075 783 (табл. 2), а общая численность населения в данном районе составляет 130 206 человек (по состоянию на 2019 год), можно утверждать, что в Московском районе достаточно озелененной площади на одного человека, учитывая вышеописанный норматив.

Горкинско-Ометьевский лес

Это один из крупнейших и новейших парков Казани, который был открыт в декабре 2016 года, с тех пор парк пополняется новыми объектами и инфраструктурой. Горкинско-Ометьевский лес – это самый современный и многофункциональный парк Казани, первый построенный с нуля за 50 лет.

Оценка 5 индикаторов современности среды Горькинско-Ометьевского леса. На основании опроса жителей города Казань был составлен профиль Горькинско-Ометьевского леса (рис. 4).

Рисунок 4. Оценка среды Горькинско-Ометьевского леса

Источник: разработано авторами.

Безопасность

На входе в Горкинский лес установлена массивная деревянная светящаяся в темное время суток арка.

Все лыжные трассы теперь освещены и можно кататься до глубокой ночи, для безопасности новичков установлена навигация.

Раньше местные жители, чтобы сократить свой маршрут, спускались в лес с улицы Братьев Касимовых. Люди спускались вниз с очень крутого склона, минуя ливневую канализацию в овраге, которая после дождя приобретала вид небольшой речки с жижей. Перейти ее было непросто – приходилось перекидывать деревяшки, чтобы хоть как-то перебраться на ту сторону. Теперь проблема решена: над глубоким и сильно замусоренным оврагом построили пешеходный мост, который сейчас связывает территорию леса с улицей Братьев Касимовых.

Комфорт

Главный вход в парк расположен со стороны проспекта Победы. Здесь горожан встречает входная группа с названием парка – «Горкинско-Ометьевский ЛЕС». Это активная зона отдыха с сезонной выставкой и автомобильной парковкой для посетителей. Акцентом здесь являются семиметровые арочные конструкции с динамичной подсветкой, формирующие под собой площадь для выставок. Проходя дальше на территорию междулесья, справа от тропинки расположена фестивальная площадка со сценой – тут можно будет проводить мероприятия как летом, так и зимой.

Напротив фестивальной поляны вместо старой лыжной базы построили многофункциональный павильон с тренерскими комнатами, судейской с видом на стартовую/финишную поляну, раздевалками и душевыми кабинами, кафе, пунктом обслуживания парка, комнатой матери и ребенка, охраной и туалетом, здесь же будет прокат лыж и тюбингов. От здания базы спускаются трибуны, на которых можно будет сидеть и слушать лекции или смотреть кино, а зимой это место превратится в зону для болельщиков лыжных соревнований. Очень важно, что лыжные трассы освещены – теперь можно безопасно кататься даже ночью.

Овальная форма зоны сухого фонтана обрамлена плавным силуэтом скамеек, а большие фонари в форме капель росы как бы скатываются по травинке. Весной струи воды из сухого фонтана будут бить прямо из-под земли. а сейчас в вечернее время он служит еще одним украшением леса, переливаясь разными цветами.

Качели, лавочки, песочница, кафе, освещение, деревянные дорожки – в парке в целом удобная инфраструктура. Особого внимания заслуживают:

· игровая площадка и зона отдыха по пути к Сказочному лесу –

научно-познавательные и развлекательные мероприятия для детей – основное направление в концепции парка;

· природный рекреационный комплекс с инфраструктурой для отдыха и занятий спортом;

· памп-трек в Горкинском лесу – специальная трасса для велосипедистов, не имеющая ровных участков, т.е. вся она состоит из чередующихся ям и кочек; трасса обычно замкнутая, протяженностью несколько десятков метров.

На самом деле эта площадка не только для детей, но преимущественно здесь находятся именно они и подростки. Трасса подходит также для тренировок перед соревнованиями взрослых спортсменов.

Экологичность

Два разделенных лесных массива, Горкинского и Ометьевского лесов, объединились в одну природную территорию. Дальше необходимо было спроектировать потоки спортсменов и горожан таким образом, чтобы, прогуливаясь в одно и то же время, они не пересекали пути друг друга. Для решения задачи тщательно изучались существующие трафики, и в итоге потоки развели в точках пересечения на разные уровни – построили для пешеходов мост, а лыжники проезжают под ним, исключая таким образом возможность столкновения. Теперь в лесу друг с другом соседствуют прогулочные экодорожки из лиственницы и освещенные лыжные трассы. Весной здесь будут проводиться экоэкскурсии. Экологи провели ряд исследований для Ометьевского леса и спроектировали экологические тропы, которые проходят мимо самых ценных и интересных видов деревьев и участков леса. Экотропы будут иметь на своем маршруте расширенную навигацию с пояснениями. Это нужно для того, чтобы отдыхающие смогли не только прогуливаться и отдыхать, но и получать новые знания об экологических особенностях леса.

В рамках проекта «Горкинско-Ометьевский лес» был разработан новый дендроплан, согласно которому осенью этого года были высажены саженцы кустов и деревьев. На следующий год весной будет продолжена посадка кустарников и многолетних цветов.

Уникальное экологическое игровое пространство (более 2000 кв. м), вписанное прямо между осин. Основная концепция – это познание мира через природу. Оборудование и зонирование площадки разработано так, чтобы дать возможность детям испытать новые непривычные ощущения и потренироваться. Игровая площадка максимально приближена по своей стилистике и функциям к лесному окружению. Здесь есть два игровых уровня: воздушный, проходящий через кроны деревьев, образованный высокими «грибами» и скайвеем, а также базовый, располагающийся на земле и разделенный на подзоны: центральное игровое ядро и поляны исследований и сенсорный лабиринт. Площадка рассчитана на возраст от 2 до 15 лет, но, как показала практика, взрослые играют здесь вместе со своими детьми. Кстати, эти детские площадки от архитектурного бюро «Чехарда» теперь будут производить в Татарстане. Все оборудование сертифицировано.

Доступность (развитость и возможность подъезда транспорта, парковки и т.д.)

Вход в парк расположен между Республиканской клинической инфекционной больницей (Пр. Победы, 83) и заправкой Автодорстрой. Прокат и кафе находятся в парке по адресу Проспект Победы, 69.

Проезд до Горкинского парка не совсем удобен тем, кто не живет в этом районе. Добираться сюда на автобусе или трамвае придется с пересадкой.

Горкинский парк находится на остановке Чишмяле (Проспект Победы). Здесь ходит автобус № 1 и трамвай № 5.

Также можно доехать на автобусах № 106с, 123, 197 – эти маршруты рейсовые (до Аэропорта, Царицыно и поселка Арышхазда)

Условно рядом с парком находятся станции метро «Горки» и «Проспект Победы», но от них придется долго идти пешком.

У Горкинского парка есть своя парковка, но, судя по опыту, она явно мала и не может вместить всех желающих, особенно в выходные дни или вечером. Припарковать машину также можно и по улице Братьев Касимовых – здесь разрешена парковка на проезжей части, но специально оборудованной нет. Чтобы оставить там машину, вам нужно будет объехать весь парк и начать прогулку «с конца».

Современность среды (город с точки зрения возможностей, предоставляемых населению города)

Парк можно назвать универсальным, так как тут будет интересно людям всех возрастов, но в первую очередь, конечно, детям. Примерно в середине парка находится очень интересная детская площадка – «Сказочный лес». Это уникальная игровая зона, выполненная только из природных материалов и выглядящая при этом очень современно.

Далее расположена одна из самых популярных зон Горкинского леса – поющие фонтаны и фонари. Подсветка воды и фонарей постоянно меняется. К сожалению, эта зона не такая большая, как, например, в Парке Горького, потому что тут бывает многолюдно.

Таблица 3

Парки Советского района в городе Казани

Парки и скверы
Площадь,
Дата основания
Городской парк «Весна»
90 000
2018 год
Константиновский лес
76 000
-
Сквер Гулливер
8 500
2014
Ак таш
7 821
-
Дербышкинский лес
14 510
-
Бульвар по улице Фучика
21 600
2018 год
Итого
218 431

Источник: рассчитано авторами.

Учитывая, что в Советском районе много леса – Ноксинский лес, лес на Файзи, Азинский лес, Самосыровский лес, Константиновский лес, Белянский лес, Ново-Сосновский лес, Царицынский лес, Березовая роща и т.д., можно утверждать, что в данном районе достаточно озеленения, но исходя из того, что общая площадь парков и скверов Советского района, где население может провести свой досуг, составляет 218 431 (табл. 3), а общая численность населения в данном районе составляет 320 659 человек (по состоянию на 2019 год), можно утверждать, что здесь недостаточно площади общественных пространств, в связи с чем необходимы меры по формированию концепции общественных пространств в данном районе.

Анализ цен на жилье в зависимости от обеспеченности рекреационной зоной

Анализ цен на жилой фонд был произведен на основании данных сайта «Авито». В анализе использовались только объявления с корректно указанным адресом, которые не были заблокированы. В данном разделе исследования под предложением подразумевается количество объявлений, размещенных на территории города, под спросом – динамика изменения населения в каждом районе [18] (Ovsyannikova, Rabtsevich, Yugova, 2018). При анализе динамики цен продаж и средней стоимости кв. м использовались данные, указанные пользователем в объявлении. На основании проведенного исследования были получены следующие результаты (рис. 5).

Рисунок 5. Цены на жилье за 2014–2019 гг., руб./кв. м

Источник: разработано авторами.

Таблица 4

Динамика изменения численности населения, чел

Районы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Авиастроительный
114 704
115 370
115 991
116 712
116 810
116 703
Вахитовский
86 753
87 183
86 638
88 293
87 059
85 983
Московский
130 895
131 338
131 917
132 074
131 491
130 206
Ново-Савиновский
210 213
211 913
213 399
215 498
217 992
219 559
Приволжский
238 829
244 669
248 762
250 915
253 036
253 053
Кировский
112 258
113 560
114 727
117 363
120 243
125 806
Советский
297 198
301 618
305 531
311 023
316 869
320 659

Рисунок 6. Динамика средней стоимости кв. м жилья, руб./кв. м

Источник: разработано авторами.

По динамике изменения численности населения мы можем увидеть, что с течением года значительные изменения наблюдались в Авиастроительном, Ново-Савиновском, Приволжском, Кировском и Советском районах. Можно утверждать, что реконструкция Парка Горького в 2014 году повлияла на рост населения в Вахитовском районе. По состоянию на 2013 год оно составляло 85 451 чел., на 2014 год – уже 86 753 чел. Также можно наблюдать рост цен кв. м. жилья в данном районе, например, по состоянию на 2013 год кв. м. жилья оценивался в 66 300 руб., на 2014 год – 70 393 руб. (рис. 6). После строительства таких парков, как Парк имени Урицкого, «Горкинско-Ометьевский лес», можно наблюдать рост цен на 36 %, 38 % соответственно.

Анализ текущего состояния озеленения жилых зон города Казани

Рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения и включают территории скверов, бульваров, садов, парков, городских лесов, лесопарков и пляжей (на основании документа «О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ» от 28 декабря 2007 года № 23-26).

Для выявления дефицита и профицита обеспеченности города Казани зелеными зонами был проведен анализ численности населения и количества зеленой площади в каждом районе (табл. 4 и рис. 7-13). И был сделан вывод о том, что озелененной площади недостаточно в каждом районе и необходимы меры по улучшению состояния озелененных пространств.

Таблица 5

Текущее состояние озеленения города Казани за 2019 год

Название района
Площадь района, га
Численность, тыс. чел
Площадь озеленения, га
Обеспеченность озеленением, кв. м / чел.
Недостаток озеленения, кв. м / чел.
Авиастроительный
3891
116,703
24,5
2,10
7,90
Вахитовский
2582
85,983
48,83
5,68
3,31
Кировский
10879
125,806
19,5
1,55
8,45
Московский
3881
130,206
207,58
15,94
7,43
Ново- Савиновский
2066
219,559
18,5
0,84
9,16
Приволжский
11577
253,053
25
0,99
9,01
Советский
7687
320,659
21,84
0,68
9,70
Источник: рассчитано авторами.

Развитие рекреационных зон города предусматривает:

– формирование общественных пространств и озелененных территорий вдоль реки Волги;

– создание непрерывной системы зеленых насаждений общего пользования вдоль обоих берегов реки Казанки за счет организации ландшафтного парка «Островки Казанки», реконструкции Центрального парка культуры и отдыха, организации парковой зоны «Немецкая Швейцария», благоустройства набережной р. Казанки (от Фуксовского сада до Кировской дамбы), организации Федосеевского сада (от Кремля до церкви Св. Евдокии);

– формирование парковой зоны вдоль старого русла р. Казанки с комплексом Зилантова монастыря как культурного и духовного памятника;

– формирование рекреационных комплексов и озелененных территорий вдоль внутренних водоемов города – системы озер Кабан – за счет реконструкции и расширения Казанского зооботанического сада вдоль озера Средний Кабан и Ботанической протоки, реконструкции прибрежной территории и организации парка вдоль правого берега озера Нижний Кабан, благоустройства правого берега озера Верхний Кабан;

– сохранение уникальных природных комплексов в рекреационных целях (район озер Подувалье и Отарское, долины Сухой реки, долины реки Ноксы и т.д.);

– формирование на вновь осваиваемых и реконструируемых территориях жилой и общественной застройки участков зеленых насаждений общего пользования, планировочно взаимосвязанных с массивами городских парков, лесопарков и с прилегающими к городу лесными массивами.

Анализируя наличие озеленения и цены на жилье, можно утверждать, что общественные пространства играют важнейшую роль в жизни города и оказывают прямое влияние на формирование спроса жилищного фонда населением города, что характеризуется привлекательностью данного сектора и повышением цены продажи. Учитывая плотность ЖФ и населения, можно сделать вывод о том, что, чем выше обеспеченность общественным пространством, тем больше плотность населения. Чем ниже обеспеченность общественным пространством, тем ниже плотность населения.

На сегодняшний день «Город-парк» – это новый формат жилого комплекса, когда внутри города находится такое место, где современные жилые дома, дворы, бульвары сливаются с городским природным парком в единое целое.

Радиусы доступности общественных пространств измеряются расстоянием от места спроса до места размещения. Следовательно, со спросом жилья должен формироваться спрос на общественные пространства как две взаимосвязанные и взаимозависимые составляющие в жизнеобеспечения человека.

Экология играет важную роль в определении качества жизни населения. Сохранение дикой природы и зеленых насаждений должно быть неотъемлемой частью в строительстве жилья, так как благодаря им уменьшается загрязнение атмосферы, снижается шум, улучшается микроклимат и т.д.

В связи с этим жилищный фонд, который расположен вблизи рекреационных зон с повышенным обеспечением зеленых насаждений, так называемых «городских зеленых пространств» (urban green spaces), пользуется огромным спросом и является в современном мире объектом повышенного интереса.

По данным научных исследований, «городские зеленые пространства» и парки играют важную роль в снижении стресса и улучшении психического здоровья людей [23] (Ulitskaya, Akimova, Ishamyatova, 2016).

Учитывая при анализе природные потребности, «зеленая атмосфера» признана важной составляющей, которая подвергается высокой оценке жителями своего района проживания. Также помимо потребностей самих жителей наблюдается экономическая выгода от наличия близкорасположенных к жилищному фонду общественных пространств.

Стоимость на жилье увеличивается также от эстетических предпочтений. И природный пейзаж, чистота, отсутствие шума – ключевые факторы при приобретении жилья.

Учитывая при анализе социальные потребности, можно утверждать, что жители города предпочитают больше «зеленые пространства», нежели социальные возможности вблизи места их проживания. Но в целом и данная потребность играет одну из ключевых при выборе жилья.

И именно природные ландшафты и обеспечение жителей зоной отдыха являются важнейшей составляющей во взаимодействии между социумом [9, 14] (Grosheva, 2019; Kuznetsova, Yakovleva, 2019).

На основании вышесказанного можно утверждать, что в современном мире в обеспечении жилищного фонда играют большую роль общественные пространства в пешей доступности. И обеспечение качественной жизни в стремительно урбанизирующемся обществе должно неразрывно идти вместе с созданием зон отдыха для жителей.

Заключение

1. Проанализировав зарубежный опыт в исследовании общественных пространств, были рассмотрены предпочтения жителей тем или иным целям и был сделан вывод о том, что лишь при активном участии государства и всех жителей города можно добиться масштабных результатов.

2. Проанализировав наиболее важные аспекты, влияющие на качество городской среды, были определены показатели, на основании которых был проведен анализ трех главных зон отдыха г. Казани: Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького, парк Урицкого и Горькинско-Ометьевский лес.

3. Анализируя полученные результаты текущего состояния озеленения жилых зон города Казани, можно утверждать, что общественные пространства играют важнейшую роль в жизни города и оказывают прямое влияние на формирование спроса жилищного фонда населением города, что характеризуется привлекательностью данного сектора и повышением цены продажи. Учитывая плотность жилищного фонда и населения, можно сделать вывод о том, что чем выше обеспеченность общественным пространством, тем больше плотность населения. Чем ниже обеспеченность общественным пространством, тем ниже плотность населения.

4. Развитие общественных пространств вместе с жилищным фондом играют ключевую роль при выборе жилья. Наличие доступной зоны отдыха становится обязательным условием для развития не только привлекательности самого жилого объекта, но и в определении индекса качества городской среды, которая основывается на таких показателях, как экология, социальный капитал, экономическое развитие, креативный потенциал, туристическая привлекательность, качество жизни в городе и т.д.

5.


Источники:

1. Бенуж А.А., Мочалов И.В., Мочалова Т.С. Как измерить экономические выгоды от общественных пространств и парков // Недвижимость: экономика, управление. – 2019. – № 1. – С. 62-72.
2. Бикмаева А. В. Технология оценки влияния факторов на развитие городской среды // Экономика, социология и право. – 2015. – № 1. – С. 36–40.
3. Бушмакова Ю.В., Дубова О.В., Шоркина Ю.А. Проблемы формирования комфортной городской среды в г. Горнозаводске // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. – 2019. – № 1. – С. 21-35.
4. Буштец Д.В., Забрускова М.Ю. Система общественных пространств на бывших промышленных территориях в срединной зоне города Казани // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2019. – № 1. – С. 55-61.
5. Вагнер Е. А. Формирование архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 1. – С. 17.
6. Вяткина Б. М. Целевая реабилитация как средство управления городской средой // Известия вузов. Строительство. Недвижимость. – 2012. – № 1. – С. 85–92.
7. Гельфонд А.Л. Концепция формирования потенциальных пространственных каркасов исторических поселений // Academia. Архитектура и строительство. – 2019. – № 1. – С. 26-34.
8. Горшкова Г.Ф., Крысова Е.С. Архитектурный потенциал общественных пространств в историческом центре города Кирова // Приволжский научный журнал. – 2019. – № 2. – С. 97-101.
9. Грошева Т.И. Теоретические основы и практика реконструкции ландшафтно-рекреационных пространств города // Научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 124-139.
10. Десятниченко Д.Ю., Запорожан А.Я., Куклина Е.А. Рекреационное пространство как объект управления инновационным развитием территорий города // Управленческое консультирование. – 2017. – № 9. – С. 64-73.
11. Дрибос Я.Д., Енин А.Е. Дрибос Я.Д., Енин А.Е. Прогностика открытых общественных пространств города Лиски // Архитектурные исследования. – 2019. – № 1. – С. 107-118.
12. Кадыров Т.Э. Проблемы формирования общественных пространств в структуре городских агломераций (на примере Казанской агломерации) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2019. – № 1. – С. 101-108.
13. Кияненко К.В. Конгломераты, комплексы, гибриды: паттерны многофункциональности в жилище // Жилищные стратегии. – 2018. – № 2. – С. 119-136. – doi: 10.18334/zhs.5.2.39249.
14. Кузнецова Н.В., Яковлева К.Е. Проектирование структурных составляющих локальных общественных пространств массовой жилой застройки // Бизнес и дизайн ревю. – 2019. – № 1. – С. 9.
15. Кульков А.А., Рогожникова А.А. Проблемы формирования комфортной и безопасной среды дворового пространства в условиях развития жилищного строительства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 23. – С. 3847-3862. – doi: 10.18334/rp.18.23.38637.
16. Ле Минь Туан Влияние планировки города на возникновение островов тепла в мегаполисах с тропическим климатом (г. Ханой) // Вестник МГСУ. – 2019. – № 2. – С. 148-157.
17. Мошкова М.Ю. Тенденции формирования досуговой среды общественных городских пространств // Аллея науки. – 2019. – № 1. – С. 228-232.
18. Овсянникова Т.Ю., Рабцевич О.В., Югова И.В. Диспропорции на рынке жилищных инвестиций: анализ причин и оценка последствий // Жилищные стратегии. – 2018. – № 4. – С. 453-468. – doi: 10.18334/zhs.5.4.39694.
19. Палей Е.С. Общественное пространство европейского университета в процессе исторического развития // Архитектон: известия вузов. – 2019. – № 1. – С. 3.
20. Почтовая А. В. Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления // Вопросы экономики и управления. – 2017. – № 4. – С. 3-7.
21. Савельев М.В., Киселева Д.А., Бондарь Н.В., Пигин Ю.А. Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2019. – № 33. – С. 173-188.
22. Теличенко В.И., Бенуж А.А., Мочалов И.В. Формирование комфортной городской среды // Недвижимость: экономика, управление. – 2017. – № 1. – С. 30-33.
23. Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Ишамятова И.Х. Анализ рынка и диагностирование потребителей индивидуальных жилых домов в Пензенском городском округе // Жилищные стратегии. – 2016. – № 4. – С. 261-278. – doi: 10.18334/zhs.3.4.37160.
24. Федотов Е. С. Социальная роль благоустройства городской среды мегаполиса // Социальная политика.Социология. – 2013. – № 2. – С. 272–284.
25. Фурсов А.А. Правовые основы привлечения граждан к процессам благоустройства (на примере городских округов) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – № 2. – С. 67-84.
26. Чернозипунникова В.А. Реки как каркас общественных пространств Тобольска // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). – 2019. – № 1. – С. 31-39.
27. Chiesura A. The role of urban parks for the sustainable city // Landscape and Urban Planning. – 2004. – № 1. – С. 129-138. – doi: 10.1016/j.landurbplan.2003.08.003.

Страница обновлена: 03.07.2024 в 10:48:04