Рецензия на монографию «Организация нотариата и нотариальной деятельности: опыт государств-участников Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)»
Алибаева Г.А.1
1 Евразийская юридическая академия имени Д.А. Кунаева, Казахстан, Алматы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644363
Актуальность темы монографии обусловлена значением, которое приобрел нотариат в Республике Казахстан, в том числе негосударственный (частный) нотариат. Последний, являясь в настоящее время преобладающей формой организации нотариата в стране, объединив в своем составе частнопрактикующих нотариусов, активно осуществляет возложенные на него государством функции в системе правоохранения по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, которые ранее были прерогативой исключительно государственного нотариата. По поручению Главы государства с осени 2011 года Правительством Республики Казахстан проводится работа по вступлению Казахстана в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Казахстан, заявив о своей заинтересованности в сотрудничестве с ОЭСР, официально закрепил в меморандуме о взаимопонимании и реализации Страновой программы сотрудничества на 2015-2016 годы. Заявив о вхождении в группу из 30 наиболее развитых стран к 2050 году, Правительство Казахстана обязано принимать шаги по модернизации и реформированию в таких секторах как государственное управление, охрана окружающей среды, фискальная политика, образование и здравоохранение. Модернизации подлежат те сферы, которые наименее развиты, конкурентоспособны и требуют немедленного улучшения. Среди наиболее важных вопросов совершенствования и реформирования находятся такие как правоохранительные институты, обеспечение прав человека. Эти вопросы находятся в одной корзине и предоставляют комплексную сферу — государственное управление.
ОЭСР на постоянной основе готовит экспертные обзоры по различным направлениям развития экономики, политики, государственного управления и др. в государствах ОЭСР, эти исследования являются важнейшим источником формирования стандартов ОЭСР, основой для подготовки рекомендаций для новых членов, партнеров ОЭСР. Нотариат как объект экспертного исследования ОЭСР рассматривается в качестве института, регулирующего юридические профессии; статус нотариуса в исследованиях ОЭСР изучается с позиции представителя либеральной профессии (латинский нотариат), структурные реформы которого, должны быть оправданы с позиции обеспечения стабильности нотариальной практики, экономической основы организации нотариата, законности нотариальных действий. Вместе с тем, в анализах ОЭСР ставится вопрос о возможности снятия ограничений в институте нотариата, касающихся фиксированных нотариальных тарифов, лимитов на количество нотариусов, территориального ограничения практики нотариуса и запрета на размещение рекламы нотариальной деятельности.
Упрощение законодательства является одной из рекомендаций ОЭСР в сфере государственного управления и борьбы с коррупцией. Упрощение законодательства зачастую оказывается гораздо эффективнее, чем какие-то специальные стратегии и меры по борьбе с коррупцией. Снижение рисков коррупций способом упрощения законодательства в разных отраслях должно коснуться всех аспектов государственного управления, в том числе в области функционирования правозащитных институтов, к числу которых относится нотариат.
Основной целью исследования является разработка рекомендаций, предложений, направленных на дальнейшее развитие правовых основ нотариальной деятельности в Казахстане как перспективного направления правовой науки и в качестве важнейшего механизма реализации ряда конституционных прав человека и гражданина.
Прикладная цель исследования связана с обоснованием и выработкой комплекса предложений по совершенствованию действующего нотариального законодательства, устранению административных, коррупциогенных процедур, затрудняющих реализацию нотариальной помощи, предложений по повышению эффективности государственной правовой политики, внедрению стандартов государств ОЭСР в области нотариальной профессии во внутреннее право Казахстана.
Тема анализа исследовалась специалистами, в том числе исполнителями исследования, фрагментарно, до сих пор не являлась предметом комплексного анализа в правовой науке. В научных источниках отражены результаты работы только по отдельным вопросам правового обеспечения нотариата и нотариальной деятельности в отдельных странах ОЭСР. Рецензируемая монография является одной из первых попыток исследования в отечественной правовой науке проблем значения и содержания правовых основ национальных институтов нотариата в странах ОЭСР.
Несомненным достоинством работы является то, что в ней приведен богатый практический материал, статистические и иные аналитические данные. При рассмотрении отдельных политических аспектов поднимаемых проблем приводятся различные позиции. Тогда как теоретические проблемы характеризуются широким осмыслением. Значимость работы определена и тем, что авторы попытались охватить весь спектр существующих проблем и предопределить возможности нового подхода к правовому обеспечению функционирования нотариата, а также предложить возможные проблемы их решения. Бурибаевым Е.А., Хамзиной Ж. А. проводится анализ законодательного опыта ряда ведущих стран в сфере нотариата, предлагается использование их опыта в Казахстане.
Комплексный и системный подход авторов к рассматриваемой теме позволил достаточно полно рассмотреть необходимый круг вопросов, подвести научную основу охранительной и обеспечительной деятельности государства в сфере нотариата. Вместе с тем в работе получены результаты прикладного характера, направленные на совершенствование действующего законодательства в рассматриваемой области. Это позволило авторам работы заложить прочный фундамент для развития и дальнейшего функционирования правовых основ нотариата Республики Казахстан и выявить закономерности и особенности нотариальной деятельности. Выводы и рекомендации по вопросам организации и деятельности нотариата могут быть и должны быть использованы в учебном процессе юридических учебных заведений, в нотариальной практике, в дальнейших разработках по данной тематике и учтены в нормотворческой деятельности страны.
Композиционно работа построена верно и логично, по теоретически верному плану, позволяющему раскрыть практически все стороны проблемы. Исследование отличается внутренним единством. Теоретические проблемы, поднимаемые в работе, характеризуются широким осмыслением
Исходя из вышеизложенного, считаю, что монография «Организация нотариата и нотариальной деятельности: опыт государств-участников Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)» является завершенным исследованием, цель и задачи работы достигнуты и может быть рекомендовано к печати.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 01:57:45