Реализация проекта «Системный город» (на примере г. Екатеринбурга)

Городнова Н.В.1, Самарская Н.А.2, Крупкин А.В.3
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
3 Институт Строительства и Архитектуры - Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Городнова Н.В., Самарская Н.А., Крупкин А.В. Реализация проекта «Системный город» (на примере г. Екатеринбурга) // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 449-474. – doi: 10.18334/zhs.6.4.40924.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42620108
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Преобладание обзорных публикаций, освещающих актуальность внедрения опыта реализации концепции «Smart City», недостаточность государственной поддержки Smart-проектов, учитывающих региональную специфику, а также несовершенство методов оценки перспектив их внедрения на территории России, делает тематику данного научной работы, посвященной реализации уникального регионального Smart-решения, еще более актуальной. Цель исследования – рассмотреть возможность осуществления «пилотного» проекта «Системный город» (на примере г. Екатеринбург) в рамках одного из существующих девелоперских проектов в целях тиражирования решения «Smart City» на территории России. В процессе исследования авторами выявлены позитивные последствия реализации концепции «Системный город», введен показатель эффективности внедрения Smart-решений в условиях государственно-частного партнерства, а также разработана модель его исчисления. Сделан вывод о том, что строительство «Smart-houses» в рамках проекта «Системный город» позволит г. Екатеринбург реализовать пилотный проект и стать лидером не только в России, но и за рубежом в сфере продаж Smart-продукта на основе систематизации фундаментальных знаний о потребителе и комплексного оказания услуг с применением постоянно совершенствующихся информационных технологий. Полученные результаты могут быть полезными для органов государственной власти и научного сообщества, в сферу интересов которых входит решение проблем внедрения Smart-технологий в строительстве.

Ключевые слова: город, строительство, национальный проект, цифровизация, информационные технологии, «Системный город», «Smart City», Smart-продукт, Smart-технологии, энергоэффективность, безопасность

JEL-классификация: R19, R38, R39

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность темы исследования. Эффективное функционирование городского пространства, комфортность среды обитания жителей крупных мегаполисов, решение проблем экологии, внедрение информационных и Smart-технологий являются приоритетными задачами социально-экономической политики любого государства и приобретают в последнее время еще большую актуальность, в том числе в Российской Федерации.

Впервые открыто и широко о проблеме устойчивого развития города и необходимости применения IT-технологий в жизнедеятельности городов было заявлено в Докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды (1987 г.). Устойчивым признается такое развитие города, при котором соблюдается баланс интересов государства, развития экономики и общества, а также сохраняется окружающая среда [23] (Krupkin, Gorodnova, 2018). Одним из общепринятых направлений устойчивого развития города является реализация концепции «Smart City» – интегральной политэкономической системы управления городской инфраструктурой, базирующейся на инновационно-информационном подходе, реализующей принципы энергосбережения и энергоэффективности осуществления производственно-хозяйственных процессов, позволяющей повысить собственную производительность города, его инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и безопасность, а также сформировать удобную, комфортную и доступную для жизни населения среду обитания и инфраструктуру [24] (Lazaroiu et al., 2016).

В имеющихся на сегодняшний день научных исследованиях особое внимание авторами уделено анализу мирового опыта внедрения информационных технологий [4, 13, 27] (Eriza, 2017; Perezolova,2015; Schirrer, 2018), проблемам повышения комфортности проживания в крупных городах [2, 11] (Goryacheva, Trubina, 2018; Lavrova, 2017), внедрению цифровых платформ [22, 24] (Komamizu et al., 2016; Lazaroiu et al., 2016), трансформации городского пространства от постиндустриальной фазы к фазе цифровизации и внедрению Smart-продуктов [30, 31] (Wang, Xu, 2015; Zhu, Zuo, 2015). Серьезного внимания экспертов заслуживает процесс формирования больших баз данных, научного и прикладного инструментария для сбора и обработки гигантских массивов информации в целях построения умной экономики [15, 24] (Rumyantsev, 2015; Lazaroiu et al., 2016). Кроме того, учеными исследуются процесс взаимодействия с государственными органами власти и проблемы повышения эффективности публичного управления городами в рамках внедрения цифровых технологий [12, 21] (Makarevich, 2019; Globa et al., 2017). Немаловажное значение до сих пор придается проблеме повышения энергоэффективности и энергосбережению при возведении объектов капитального строительства [25] (Merlino et al., 2015), а также глобальной проблеме экологической безопасности человечества [11] (Lavrova, 2017).

Следует отметить, что проблематике внедрения информационных технологий в повседневную жизнь горожан, а также формированию комфортной и эффективной городской среды посвящен достаточно широкий ряд публикаций иностранных и отечественных авторов. Однако авторы данной статьи отмечают, что в большинстве опубликованных материалов оценивается актуальность и перспективность «ниши» внедрения Smart-продуктов, предпринимается попытка адаптации наработанного зарубежного опыта реализации проектов «Smart City» без оценки их региональной специфики. В научных трудах присутствуют в основном комментарии экспертов профессионального сообщества, строителей-исследователей и IT-экспертов. Комплексных монографических исследований ученых, посвященных экономико-правовым режимам внедрения и регулирования Smart-подходов, пока не отмечено. Кроме того, в российских реалиях практически отсутствуют экспериментальные площадки, формируемые в рамках конкретных инновационных проектов и позволяющие интегрировать возможности государства и частного бизнеса.

Несмотря на наличие значительного объема научных исследований и публикаций, посвященных теоретическим, методологическим и практическим аспектам применения информационных технологий, региональным инновационным проектам, направленным на повышение эффективности управления городским пространством, а также направлениям государственной политики социально-ориентированного развития российской экономики, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания. Глубина и масштабность проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость определили цель и задачи данного научного исследования.

Цель работы – на базе обобщенного опыта работы в рамках реализации концепции «Smart City» обосновать целесообразность осуществления «пилотного» внедрения регионального проекта «Системный город» (г. Екатеринбург) в рамках одного из существующих девелоперских проектов по комплексному освоению территории, создать предпосылки для дальнейшего тиражирования решения «Smart City» на территории Российской Федерации.

Методы исследования

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации крупных национальных проектов в Российской Федерации, в частности формирование комфортной городской среды и реализация концепции «Smart City».

Предметом исследования является формирование комфортной городской среды для населения России в современных экономических условиях, а также реализация программы «Системный город» (на примере г. Екатеринбург).

Научной базой исследования являются публикации российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам повышения комфортности проживания в крупных мегаполисах в различных странах и регионах Российской Федерации.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной и территориальной служб государственной статистики Российской Федерации, результаты предшествующих научных исследований авторов, публикации в специальных изданиях и сети Интернет.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в частности методы экономического и логического анализа, системный метод, синтез, постановка задачи аппроксимации, экономико-математическое моделирование.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда»

Современное состояние экономики любой страны мира характеризуется прежде всего уровнем и качеством жизни ее населения [11] (Lavrova, 2017). Этот показатель определяет степень обеспеченности материальными благами граждан страны или жителей определенного региона, их финансовой и духовной удовлетворенности тем объемом товаров, услуг и возможностей, который они могут использовать в данный период времени. Повышение качества жизни населения – важнейшая задача государственной социальной политики, которой уделяется самое пристальное внимание Правительством Российской Федерации [8] (Krivov, 2017).

Реализация концепции цифровой умной экономики, применение IT- и Smart-технологий, создание комфортных условий проживания [10] (Krupkin, Gorodnova, 2018), улучшение экологической обстановки в городах существенно влияют не только на общий уровень здоровья и продолжительности жизни граждан страны, но и на психологическое состояние человека.

Разработка и реализация национальных проектов наглядно показывают стремление государства к улучшению экономической и социальной ситуации в современной России.

С целью повышения качества жизни и комфортного проживания граждан с 1 октября 2018 года Правительство Российской Федерации приступило к реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в национальный проект «Жилье и городская среда».

Проект рассчитан до 31 декабря 2024 года. Бюджет федерального проекта составляет 287,8 млрд руб. Основные показатели федерального проекта представлены в таблице 1.

По данным таблицы 1, для показателя № 2 в целях прогнозирования его значения к 2024 году была получена следующая аппроксимирующая функция:

Y = 5008x0,5137, (1)

где Y – реализованные мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды (количество обустроенных общественных пространств), накопительным итогом начиная с 2019 года, тыс. ед.;

xпорядковый номер года, x = 3.

Таблица 1

Планируемые показатели федерального проекта


Показатель
Ед. изм.
Значение показателей
2019 год
2021 год
2024 год
1
Реализация проектов победителей всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, накопительным итогом начиная с 2019 года [1]

Не менее ед.

80

240

480
2
Реализованы мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды
(количество обустроенных общественных пространств),
не менее тыс. ед. накопительным итогом начиная с 2019 года [2]

Тыс. ед.

5 008

7 150

н/д
8806
(прогноз)
3
Среднее значение индекса качества городской среды по РФ, прирост относительно базового уровня

%

+2

+10

+30
Источник: составлено авторами на основе данных федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»

Прогнозируемая величина показателя на 2024 год: Y = 8806 тыс. ед. (не менее тыс. ед. накопительным итогом начиная с 2019 года).

Цели и целевые показатели реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» следующие:

1) кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 %, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза [11] (Lavrova, 2017);

2) создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 %.

Реализация федерального проекта предполагает решение следующих задач:

1) реализация мероприятий ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город» («Smart City») [15] (Rumyantsev, 2015);

2) формирование и публикация индекса качества городской среды [11] (Lavrova, 2017);

3) внедрение системы мониторинга реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды;

4) разработка методического документа «Стандарт комплексного развития территорий» с учетом лучших мировых практик в области городского планирования;

5) проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.

Реализация концепции «Smart City»

Как показывает анализ мирового опыта экономического развития [3, 12] (Grebenschikova, 2017; Makarevich, 2019), на сегодняшний день характерным трендом становится повсеместная урбанизация, последствиями которой является перемещение более 50 % населения в крупные мегаполисы [27] (Schirrer, 2018). По прогнозам ООН, к 2050 году в крупных городах будет проживать свыше 70 % населения всего земного шара, процесс урбанизации приведет к предельной загрузке мощностей городской среды. По данным Росстата, рассматриваемый показатель составляет свыше 73 % [27] (Schirrer, 2018). Основной предпосылкой является необходимость решения проблемы снижения нагрузки на городскую инфраструктуру посредством внедрения прорывных IT- и Smart-технологий. Внедрение в повседневную жизнь общества так называемых «умных технологий» позволяет повысить комфортность среды обитания для человека, его качество жизни, эффективность использования природных ресурсов, что, несомненно, улучшает экологическую обстановку в городах, существенно влияя на общий уровень здоровья и продолжительность жизни граждан страны [11] (Lavrova, 2017).

Сегодня все крупные компании и транснациональные структуры активно инвестируют в развитие данных технологий. В ряде зарубежных стран, в том числе в США и странах Европейского союза, Персидского залива, Азии, получила широкое распространение концепция «Smart City», которая включает создание в крупных мегаполисах базовой цифровой и интеллектуальной инфраструктуры [28] (Schneps-Shneppe, 2016).

Цель проектов концепции «Smart City» – это решение проблем, связанных с управлением крупными городами в условиях урбанизации и глобализации.

До настоящего времени ни за рубежом, ни в России не сформулировано однозначного определения понятия «Smart City» [10] (Krupkin, Gorodnova, 2018). В переводе с английского языка данный термин означает «Умный город» – это инфраструктурное, системообразующее решение для современного города, что подразумевает прежде всего развитие городов с применением цифровых и платформенных технологий в условиях устойчивой экономики. Это позволит сделать крупные города конкурентоспособными, энергоэффективными и удобными для жизни населения [19] (Cerruela, Luque, Gómez-Nieto, 2016).

Основными современными тенденциями реализации концепции «Smart City» в Российской Федерации являются:

1) технологические решения концепции являются основой для создания современных решений для существующих городов в целях их реконструкции;

2) «Smart City» отвечает социальным вызовам и экономическим запросам постиндустриального общества;

3) реализация концепции «Smart City» является базовым элементом инвестиций в человеческий капитал (к примеру, проект «Сотовый оператор в ЖКХ»);

4) реализация современного центра развития новых технологий и конкурентоспособных производств путем создания соответствующей среды жизнедеятельности, основанной на инновационных технологиях решениях «Smart City» [14] (Rakhmatullin, 2018);

5) рынок интегрированных решений в градостроительстве обладает гигантским потенциалом роста и направлен на реализацию продуктов будущего [29] (Uhodnikova, 2017) – эффективных зданий, комфортных для жизни и бизнеса, способных к трансформации, обеспечивающих безопасность, энергоэффективность, обеспечение бытовых потребностей, обучение, заботу о здоровье, логистику и прочее [31] (Zhu, Zuo, 2015);

6) наличие серьезно фрагментированного рынка, на котором присутствует большое количество игроков и операторов, предоставляющих не связанные между собой услуги в области автоматизации, бытового обслуживания, строительства, безопасности, эксплуатации, консалтинга, необходимость оказания указанных услуг в комплексе;

7) по оценкам экспертов, в целях реализации проекта необходимо формирование вертикально-интегрированной компании, обладающей практически всеми ресурсами и компетенциями для успешного продвижения концепции «Smart City» как в России, так и на мировом уровне.

Основными характеристиками системного города являются:

1) высокоэффективная цифровая экономика и эффективный менеджмент [15] (Rumyantsev, 2015);

2) высокий уровень качества жизни народонаселения [11] (Lavrova, 2017);

3) мобильность и адаптивность населения к быстро меняющимся внешним условиям и факторам;

4) активное участие населения в жизни и функционировании города [21] (Globa et al., 2017);

5) сохранение окружающей среды;

6) создание комфортной среды обитания и инфраструктуры [6] (Korolev, 2015).

В ходе научного исследования были проанализированы основные принципы реализации концепции «Smart City» (табл. 2). Результаты исследования показали, что внедрение инструментов «умного города» позволяет достичь до 60 % экономии денежных средств [3].

Таблица 2

Систематизация накопленного опыта реализации проектов «Smart City»

№ п/п
Наименование проекта,
время начала реализации
Город,
страна
Специфические особенности
Позитивные последствия
Примечания
1
Алгоритм движения городского транспорта,
октябрь,
2001 г.
г. Нью-Йорк,
США
1. Создание понятных и прозрачных условий бизнеса.
2.Ориентир на безопасность территории [31].
3. Выработка единого минимального необходимого
набора показателей эффективности проекта.
1. Вовлечение городов в широкомасштабный процесс стандартизации
городской инфраструктуры.
2. Реализация промышленной революции в IT-технологии и
городской инфраструктуры [3].
3. Сбор данных о необходимых технологиях для конкретного города [2].
1. Устранение дисбаланса для населения мегаполиса в распределении информационных потоков [25].
2. Повышение эффективности функционирования города [21].
3. Расширение международных связей экономических субъектов.
2
Концепция Smart Almaty,
2012 г.
Программа развития регионов до 2020 года.
Программа «Цифровой Казахстан» – адаптация лучших глобальных проектов
г. Алматы,
Казахстан [4]
1. Отсутствие жесткой конкуренции на рынке.
2. Составная часть инновационной стратегии [14].
3. Развитие всех сфер жизни города (безопасность, городская инфраструктура, образовательные и социальные центры).
1. Внедрение интеллектуальных и экологических инициатив [14].
2. Развитие человеческого капитала [11].
3. Формирование высокоурбанистической среды для физических и юридических лиц [27].
4. Развитие транспорта (электронное билетирование), видеофиксация нарушений ПДД.
1. Внедрение отдельных инициатив.
2. Выявление проблем и взаимодействия девелоперов, муниципальных органов власти, законодательных структур, застройщиков и иных специалистов.
3. Серьезные экологические проблемы [14].
3
Проект «Сонгдо»
г. Сонгдо, Южная Корея
Построение города на искусственном острове
Аккумулирование последних достижений в сфере планирования городской среды, строительства, архитектуры.
Развитие транспорта, экология
4
Концепция «Smart Сity»
Россия
1. Набор технических и организационных решений с целью повышения управляемости всего городского пространства.
2. Новая индустриализация и реиндустриализация, фактор устойчивого развития.
3. Отставание от наработанного мирового опыта.
4. Внедрение принципов умного города при участии иностранных специалистов (пример: взаимодействие властей г. Ульяновск и ФРГ).
1. Формирование глобальной экспертной и предпринимательской сети и вовлечение в нее городское сообщество.
2. Увеличение объемов обмена человеческим капиталом и инновационными ресурсами.
3. Развитие города и, как следствие, получение дополнительных источников инноваций [6].
4. Формирование единой инфраструктурной сети как источника свободного потока информации.
5. Гуманистическая компонента процесса превращения жителя города в благоприобретателя инноваций.
1. Разрыв в социально-экономическом развитии регионов
России.
2. Отсутствие необходимого объема ресурсов.
3. Различие в определении целей и задач развития.
4. Инициатор идеи реализации проекта – органы государственной власти [13].
5. Несоответствие идеи запросам бизнеса и общества и, как следствие, ее недооценка.
5
Городской проект развития инфраструктуры,
«Смарт Сити Казань»
сентябрь 2012 г.
г. Казань,
Татарстан [5]
1. Разумное размещение основных объектов капитального развития.
2. Продуманная политика развития транспортной инфраструктуры [7].
3. Сведение проекта к поставке
мультимедийного
оборудования.
4. Отсутствие инвестиций в социальный и человеческий капитал.
1. Реализация проекта «Умный город» на основе модели ГЧП [2].
2. Поддержка проекта инновационной средой.
3. Повышение комфортности жизни граждан.
4. Адекватная оценка риска проекта.
5. Создание городской безопасной среды.
6. Открытость и подотчетность работы органов государственной власти, повышение эффективности государственного управления [13].
Проект развития инфраструктуры подготовлен Агентством инвестиционного
развития Республики Татарстан и малазийским консорциумом – компаниями
AMANAH CapitalGroup, Straits Consulting Engineers, AJM Planing and Urban
Design Group.
6
Проект
«Smart City»
г. Москва,
г. Санкт-Петербург
1. Выявление политических факторов и разницы между городами-участниками проекта.
2. Проявление тенденции к нелинейности процессов реализации проектов в различных городах [2].
Возникновение недобросовестной конкуренции и борьбы компаний за свой особый сегмент нового рынка.
Наличие инфраструктурных проблем, которые не позволяют приступить к внедрению
концепции Smart City.
Источник: составлено авторами

Ожидаемыми позитивными последствиями реализации концепции «Smart City» в российских городах являются [9] (Kuleshova, 2013):

1) унифицированное подключение жителей к разнообразным услугам и сервисам с применением технологических IT-решений промышленного и современного класса;

2) обеспечение высокого уровня управления и надежности городских служб и сервисных организаций [31] (Zhu, Zuo, 2015);

3) формирование конкурентной среды для поставщиков массовых сервисов и услуг;

4) снижение совокупных эксплуатационных издержек города, повышение эффективности потребления и уровня комфорта для жителей города [30] (Wang, Xu, 2015).

Исследование и систематизация широкого ряда научных публикаций зарубежных и отечественных ученых позволили сделать следующие выводы:

1) преобладание обзорных публикаций, освещающих злободневность и актуальность внедрения ресурсосберегающих технологий и информационных инструментов, выделяющих специфику и проблемы адаптации мирового опыта реализации концепции «Smart City» в экономически стабильных странах [1, 19] (Azarov, Opara, 2018; Cerruela, Luque, Gómez-Nieto, 2016);

2) серьезные проблемы и сложность апробации имеющихся российских наработок в силу отсутствия соответствующего полномасштабного финансового обеспечения и инвестиционной поддержки высокорисковых инновационных проектов;

3) отсутствие государственной поддержки реальных механизмов реализации Smart-проектов в условиях государственно-частной интеграции при реализации национальных проектов [20] (De Los Ríos-Carmenado, Ortuño, Rivera M., 2016);

4) наличие в основном комментариев экспертов профессионального сообщества (строителей и IT-экспертов), пока не отмечено комплексных монографических исследований ученых, посвященных экономико-правовым режимам внедрения и регулирования Smart-подходов;

5) отсутствие экспериментальной площадки, учитывающей региональную специфику реализации концепции «Smart City», формируемой в рамках конкретных инновационных проектов и возможности апробации правовых режимов регулирования Smart-проектов и оценки дальнейших перспектив их внедрения на территории Российской Федерации [26] (Pratama, 2018).

Возможность строительства и реализации на рынке «Smart-houses» за счет привлечения к данному проекту партнеров, являющихся лидерами в отдельных сегментах комплексного Smart-продукта, позволит г. Екатеринбург реализовать пилотный проект и стать лидером не только в России, но и за рубежом в сфере увеличения продаж за счет фундаментальных знаний о клиенте, об объектах недвижимости и комплексного предложения услуг, товаров на базе постоянно совершенствующихся технологий компаний-партнеров.

В рамках последнего экспертами предлагается создание профильного инжинирингового центра, уникальной компетенцией которого может стать предложение услуг по строительству «под ключ» интегрированных зданий либо продажа отдельных продуктов и оборудования на модульной основе.

Уникальность продукта «Smart-houses» заключена в том, что это жилые дома или административные здания, которые включают в себя набор интегрированных сервисов, отвечающих образу жизни и потребностям пользователя или бизнес-модели и операционным процессам бизнеса.

Ключевыми принципиальными отличиями «Smart-houses» от объектов недвижимости, строящихся в рамках реализации концепции «Smart City», являются:

1) соответствие концепции здания потребностям пользователя и его образу жизни или бизнес-модели и трансформация под изменяющиеся требования потребителя: «ваш дом меняется вместе с вами»;

2) возможность трансформирования зданий либо отдельных систем без кардинальной перестройки, закладывается на стадии проектирования с применением системы BIM («Building Information Model»), которая позволяет визуализировать в 3D-формате любые элементы и системы здания, а также собирать и обрабатывать все данные о нем: эскизы, инженерные расчеты, применяемые материалы и пр. [4] (Eriza, 2017);

3) оборудование зданий комплексом взаимосвязанных систем безопасности, телефонии, освещения, сигнализации, энергопотребления [25] (Merlino et al., 2015);

4) возможность подключения различных провайдеров-партнеров (ритейл – заказ и доставка продуктов, медицина – вызов врача, доставка лекарств и т.п.);

5) энергоэффективность зданий, дистанционное управление и комфортность проживания за счет настройки внутренней системы энергопотребления и увязки ее с электроприборами.

Реализация программы «Системный город», г. Екатеринбург

В настоящее время на рынке г. Екатеринбург существуют следующие предложения и услуги, которые могут быть применены в реализации продукта «Smart-houses»:

1) Verizon – это услуги дистанционного мониторинга безопасности и энергопотребления;

2) Motorola – это комплексные решения на модульной основе с поставкой и настройкой оборудования и сопровождения;

3) большинство игроков (Siemens, ABB, Shneider) находится на начальном этапе вхождения на данный рынок.

Рассматриваемый продукт перестает быть продуктом «бизнес-класса» за счет доступных потребительских цен и возможности варьирования набора опций, сложность и модификация которых будет предусмотрена на стадии проектирования здания.

По данным экспертов Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, отдельные указанные выше решения уже предлагаются потребителям и в целом рынок недвижимости г. Екатеринбург готов к данному продукту.

Следует отметить, что продуктом являются не только различные сервисы и их комбинации, но и разработка концепции, управление строительством, поставка оборудования и сопровождение проекта до стадии передачи заказчику.

В рамках реализации концепции «Smart City» в г. Екатеринбург планируется осуществление «пилотного» внедрения проекта «Системный город» в рамках одного из существующих девелоперских проектов по комплексному освоению территории (КОТ), а также создание специализированной управляющей компании для «пилотного» внедрения и дальнейшего тиражирования решения «Smart City».

Основными целями реализации проекта «Системный город» являются:

1) реализация амбициозной программы создания инвестиционно-привлекательного, межотраслевого, сервисного бизнеса за счет инновационного развития с максимальным использованием преимуществ, связанных с принадлежностью к сопутствующим бизнесам и последующим выходом на соответствующие открытые рынки;

2) формирование инновационного актива, нового технологического уклада или постиндустриальной фазы, являющихся первыми в формирующейся нише и позволяющих стать лидером инноваций в России и в странах СНГ;

3) концентрация усилий в направлении разработки типового интегрированного решения проекта «Системный город» и укрепление взаимодействия и коммуникативных связей с бизнесами крупных интегрированных компаний;

4) продвижение продуктов, услуг и технологий бизнесов сотовых операторов, банков, телекоммуникационных компаний и масс-медиа, ритэйлеров, медицинских услуг, клининговых, логистических фирм и др.;

5) объем требуемых инвестиций на первоначальных этапах (1-2 года) составляет около 210 млн руб. Идея развития построена на получении синергетического эффекта от использования незадействованных возможностей в целях наращивания объемов бизнеса, формирования на данной основе современных и конкурентоспособных, межотраслевых сервисных продуктов и их дальнейшего продвижения на рынок.

Реализация решений «Smart City» в рамках проекта «Системный город» базируется на инновационных решениях в таких областях, как архитектура (сочетание централизованных и распределенных компонентов); инфраструктура (применение специальных материалов и технологий); организация бизнес-процессов (применение специальных решений в области управления); информационных технологий (применение специализированных программных продуктов и методологий); сервисы, информационная поддержка пользователей, предоставление стандартных услуг на централизованной основе, поддержка выбора решений по запросу пользователя; одновременная поддержка большого количества поставщиков сервисов и услуг; создание комплексных продуктов, включающих сервисные, финансовые и информационные услуги.

Прогноз позитивных последствий внедрения проекта «Системный город» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Прогноз позитивных последствий реализации проекта «Системный город» (на примере г. Екатеринбург)

№ п/п
Прогнозируемые
позитивные последствия
Получения эффекта от интегрированного решения лучших российских практик
( % от обычного уровня)
Решение «Smart City»
( % от обычного уровня)
1
Экономия издержек:
– за счет оптимизации инженерных решений и технической архитектуры;
– за счет промышленного подхода к разворачиванию инфраструктуры;
– за счет стандартизации модулей решения

20
30
25

40
30
50
2
Создание дополнительной стоимости:
– за счет внедрения набора стандартных сервисов;
– за счет возможности предоставления дополнительных сервисов по желанию клиента

10
5

50
100
3
Эксплуатационные издержки:
– за счет централизации и унификации сервисной поддержки;
– за счет применения современных технологий и дистанционного обслуживания

20


50
100
4
Дополнительные доходы:
– за счет производства и предоставления дополнительных сервисов;
– другие доходы

50


100
50
5
Качество системы управления
20
100
6
Конкурентные преимущества при участии в тендерах на застройку
Есть, на уровне лучших российских практик
Есть, на уровне лучших международных практик
Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области

Кроме представленных в таблице 3 позитивных последствий можно спрогнозировать следующие эффекты:

1) удовлетворение сформированного запроса государства и общества на решение проблем ЖКХ и повышение качества жизни населения;

2) формирование и контроль канала доступа к конечному потребителю товаров и услуг;

3) контроль клиентской базы, контроль потребительских предпочтений с возможностью влияния на них, в том числе как избирателей;

4) мультиплицирующий эффект в рамках интегральной системы риэлтерских компаний, услуг ЖКХ, телекоммуникационных услуг, финансовых услуг, товаров розницы, медицинских услуг и т.д.;

5) повышение интереса со стороны стратегических инвесторов (GE, Toshiba, Siemens, ABB, Shneider, IBM).

Основные принципы проекта «Системный город» заключаются в следующем:

1. Принятие следующих стратегических и тактических принципов сотрудничества участников в рамках разработки и внедрения концепции «Smart City»:

1.1. Простота, возможность стандартизации, тиражируемость и обоснованность со стороны успешных мировых практик. Проектирование решения осуществляется с учетом его отложенной реализации + 5 лет и длительного жизненного цикла – 15–20 лет;

1.2. Создание управляющей компании как центрального элемента концентрации уникальной экспертизы существующих наработок. Сопряжение данной экспертизы с инновационными решениями и «ноу-хау» консультанта с мировым опытом. Выстраивание отношений с конечными поставщиками услуг и капитализация стоимости конечного решения.

2. Установление следующих принципов инвестирования в разработку решения «Smart City»:

2.1. Этапы программы разработки и внедрения «Smart City»: разработка концепции (0), дизайн решения (1), реализация в рамках «пилотного» проекта (2) и тиражирование (3);

2.2. Осуществление затрат на этапах разработки концепции и дизайна. Возврат инвестиций и получение дохода на этапе реализации «пилотного» проекта и дальнейшего тиражирования решения;

2.3. Финансирование этапа разработки концепции «Smart City» как высокорисковый проект на венчурной основе в минимально достаточном объеме, необходимом для проведения работ;

2.4. Тщательная проработка смысловых и бизнес-составляющих, включая объем, порядок и оценку рисков финансирования;

2.5. Привлечение стратегических инвесторов в целях диверсификации рыночных рисков.

Ключевые элементы стратегии и тактики реализации решения «Smart City» в рамках проектах «Системный город» приведены в таблице 4.

Таблица 4

Ключевые элементы стратегии и тактики решения «Smart City»


п/п
Стратегия
Тактика
1
Обеспечение актуальности решения
в перспективе на 15-20 лет
Создание вертикально-интегрированной управляющей компании проекта (бизнес-группа)
2
Учет тенденции развития смежных отраслей (сервисы, структура занятости населения и т.д.)
Создание возможности бизнесов управляющей компании по обеспечению предоставления услуг и сервисов внутри программы
3
Учет тенденции развития градостроительства, рынка труда и миграционной политики
Выработка тактики работы и согласование совместных действий с региональными властями и муниципалитетами
4
Учет конъюнктуры и стратегических перспектив изменения стоимости данного решения
Капитализация в областях востребованных со стороны потребителей конечных услуг и сервисов
5
Обеспечение качественного управления программой внедрения решения
Привлечение консультанта с международным опытом для участия в разработке решения и управления программой внедрения на этапе «пилотного» проекта
6
Обеспечение перспектив и механизмов тиражирования решения
Привлечение стратегического инвестора на этапах реализации «пилотного» проекта и тиражирования решения в целях перераспределения рыночных рисков
Согласованность стратегических и тактических установок, роли, задач и возможностей создаваемой управляющей компании
Обеспечение привлечения масштабных интеллектуальных ресурсов как внутри управляющей компании, так и крупного международного консультанта для создания стоимости конечного решения.
Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области

Работы по созданию, внедрению и тиражированию решений «Smart City» подразделяются на 4 этапа: Этап 0 – Оценка позитивных последствий. Разработка концепции проекта; Этап I – Создание типового решения «Smart City»; Этап II – Внедрение решения на базе «пилотного» проекта; Этап III – Тиражирование решения на федеральном уровне и за рубежом. Партнерами в зависимости от этапа реализации могут являться как компании бизнес-группы, так и внешние субъекты крупного бизнеса. В частности, на I этапе это управляющая компания, банки, строительный бизнес, компании связи, сервисные компании, консультанты, органы государственной власти. На II этапе это управляющая компания, банки, строительный бизнес, компании связи, сервисные компании, управляющий консультант, подрядчик, органы государственной власти, стратегический партнер и инвестор. На III этапе это управляющая компания, банки, строительный бизнес, компании связи, сервисные компании, органы государственной власти, консорциум инвесторов. Основные этапы проекта «Системный город» сведены в таблице 5.

Таблица 5

Основные этапы проекта «Системный город»


п/п
Наименование
Основные этапы проекта
Этап (0)
Этап (1)
Этап (2)
Этап (3)
1
Содержание работ
Создание проектного офиса. Постановка задачи. Утверждение плана, бюджета и мотивации проекта
Установка приоритетов. Разработка
типового
интегрированного решения.
Принятие решения о «пилотном» проекте. Выбор площадки для «пилотного» проекта
Внедрение решения на базе «пилотного» проекта.
Начало продаж. Первая обратная связь.
Упаковка инвестиционного проекта для рынка.
Road show.
Начало отношений со стратегическим инвестором-андеррайтером
Тиражирование решения.
Привлечение консорциума инвесторов
2
Сроки
1 год
2 года
2 года
От 3-х и более лет
3
Бюджет
34,5 млн руб.
172,5 млн руб. (консалтинг, содержание управляющей компании)
Оценка после наличия типового решения и конкретной площадки «пилотного» проекта
Оценка не производилась
4
Участники
Управляющая команда проектного офиса, представители бизнес-группы, консультант
Управляющая компания,
представители бизнес-группы, консультант, сервисные компании
Управляющая компания,
представители бизнес-группы, консультант, сервисные компании, стратегический инвестор
Оценка не производилась
5
Риски
Внутренние риски, связанные с коммуника-циями между проектным офисом и бизнес-группой
Внутренние риски коммуникации
проектного офиса с бизнес-группой.
Сопротивление иных профильных бизнесов
Риски аналогичны рискам девелоперских проектов.
Сопротивление местных властей
Оценка не производилась
6
Минимизация рисков
Результаты будут использованы бизнес-группой
Результаты будут
использованы
бизнес-группой, возможна продажа
Экспертиза
строительного бизнеса
Оценка не производилась
Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области

В процессе реализации программы «Системный город» г. Екатеринбург получит унифицированную, расширяемую и современную платформу управления, интеграции и обеспечения основных сервисных компонентов, а также финансирование отдельных направлений собственного развития за счет подключения к программе стратегических инвестиций в «Smart City». Жители г. Екатеринбург получат доступ к экономичному, высокотехнологичному набору сервисов и услуг с «доставкой на дом», отвечающему самым современным требованиям по качеству, надежности, безопасности и производительности [18] (Bruneckiene, 2014).

В процессе исследования факторов эффективной реализации концепции «Smart City» авторами разработана динамическая модель применения Smart-технологий в условиях государственно-частного партнерства [20] (De Los Ríos-, Ortuño, Rivera, 2016).

Задача модели представляется следующим образом [5, 10, 16] (Karpova, Shorikov, 2018; Krupkin, Gorodnova, 2018; Anthopoulos, Janssen, Weerakkody, 2016):

ISC(x) является индексом реализации «Smart City»: ISC(x) → extr,

s = 1, λ, (2)

где s = 1,λ – количество показателей / стандартов оптимальной реализации концепции «Smart City», которые могут быть представлены следующим образом.

Изменение государственной стратегии – это улучшение качества и комфортности жизни ISC1(x).

Индекс реализации «Smart City» ISC1(x) означает максимизацию ввода в действие Smart-жилья для i группы потребителей:

m T

I SC1(x) = ∑ ∑ [(dijtVt / Pjt)] / P, i = 1,n ; (3)

j = 1 t = 1

ISC1(x) → max.

где i = 1,n – группы людей, живущих или приобретающих жилье, которое называется «Smart-houses»;

j = 1,m – объекты недвижимости, построенные с использованием инновационных подходов к энергосбережению (энергоэффективности) в рамках разработки программы «Smart City» [23] (Krupkin, Gorodnova, 2018);

t = 1,T – год, когда реализуется программа «Smart City» / строительство комплекса «Smart-houses»;

dijt доля капитальных вложений, предоставленных в рамках программы «Smart City» для группы городских жителей i из жилой недвижимости j-типа («Smart-houses») в период t (0 ≤ D ≤ 1);

Vt прогнозируемый объем средств, выделенных в рамках программы «Smart City» для строительства «Smart-houses» в течение t-периода;

Pjt прогнозируемая стоимость 1 м2 «Smart-houses» j-типа в течение t-периода;

P – численность населения города, млн чел.

Рассчитаем значение индекса ISC1(x) по формуле (3) – минимизацию отклонения реализации концепции «Smart City» для i-ой группы собственников, строительство j-ого типа объектов жилого назначения (комфортная среда обитания – строительство «Smart-houses») за счет государственного финансирования в рамках работы над новыми национальными проектами, исходя из следующих условий [6], в м2: доля государственного финансирования (равная 15 %) в первый год реализации программы – 210 млн руб.; финансовое обеспечение и сопровождение финансирования реализации проектов Программы в объеме не менее 140 млрд руб. (доля государственного финансирования 21 млрд руб.); фиксированная государством стоимость 1 м2 общей площади в 3-х летней перспективе 75 тыс. руб., реализация жилья частным бизнесом – не более 80 тыс. руб. за 1 м2; численность населения г. Екатеринбург 1,468833 млн чел (по состоянию на 2018 г.); общее прогнозное количество вводимого жилья в г. Екатеринбург в год – около 1 млн м2, из них «Smart-houses» – ориентировочно 300 тыс. м2.

ISC1(x) = [(0,15 ● 140 000 000 тыс. руб.)]/75 тыс. руб. /1 м2] / 1,468 833 млн. чел = = 0,191 м2/чел.

Прирост вводимого «умного» жилья за счет федерального бюджета составит 0,191 м2 в год на каждого жителя г. Екатеринбург. Это означает, что из общего ежегодно возводимого объема жилой площади на 1000 жителей г. Екатеринбург, который составляет около 681 м2, в течение трех лет (первый год реализации проекта «Системный город» ориентировочно 2020 г.) объем введенного жилья типа «Smart-houses» составит 191 м2.

Реализовать решения концепции «Системный город» с наивысшей эффективностью способны крупные компании, бизнес-модели которых могут максимально обеспечить весь спектр запросов конечного потребителя, а также имеют высокоэффективные подразделения по направлениям деятельности, связанные с выстраиванием и налаживанием взаимодействия с федеральными и региональными органами власти [13] (Perezolova, 2015).

Заключение

Экономическими результатами реализации программы «Системный город» могут стать более чем двукратное снижение издержек на создание инфраструктуры в рамках генерального подряда на застройку уже на этапе реализации «пилотного» проекта и существенное увеличение окупаемости с получением чистой прибыли на этапе тиражирования решения. Одновременно возможен рост доходности на 1 м2 жилья на 20-25 % с учетом увеличения потребительской стоимости жилья и снижения затрат на инфраструктуру. Совокупный экономический эффект при реализации проекта в условиях комплексного освоения территории с объемом застройки, рассчитанной на проживание до 300 тысяч жителей, может составить от 69 до 345 млрд руб.

Позитивными последствиями для коммерческих банков-участников программы являются наращивание клиентской базы в розничном сегменте бизнеса в объеме свыше 100 тыс. человек, а также финансовое обеспечение и сопровождение финансирования проектов Программы в объеме не менее 140 млрд руб. По прогнозным оценкам совокупный экономический эффект для банков на розничном сегменте может составить 345 млн руб. в год, а на сегменте проектного финансирования - свыше 6,9 млрд руб. в год.

Кроме того, реализация внутри программы «Системный город» проекта с рабочим названием «Центр Smart-инжиниринга» позволит удовлетворить спрос жителей г. Екатеринбург на комплексные услуги в сфере коммерческой и жилой недвижимости, на стыке различных этапов строительства от концепции до эксплуатации. Изменение требований к эффективности бизнеса, экономичности использования ресурсов, а также возрастающие требования к комфорту проживания даже в массовых сегментах населения позволят вывести на рынок уникальный продукт – «Smart-houses», или интегрированные здания, предложения по которым в настоящее время формулируются крупнейшими лидерами рынка Екатеринбурга. Рынок интегрированных зданий обладает гигантским потенциалом роста и направлен на реализацию продуктов будущего – эффективных зданий, комфортных для жизни и бизнеса и способных трансформироваться вместе с потребителями, а также обеспечивающих безопасность, энергоэффективность, обеспечение бытовых потребностей, обучение, заботу о здоровье.

Реализация пилотного проекта «Smart-houses» на территории России дает возможность осуществления кросс-продаж за счет привлечения партнеров и компаний, уже являющихся лидерами в отдельных сегментах комплексного продукта «Smart-houses» (телеком, строительство, энергетика, медиа, здравоохранение, безопасность, образование, торговля, финансовые услуги, пр.), а также увеличения продажи за счет фундаментальных знаний о клиенте, об объектах недвижимости и комплексного предложения услуг, товаров на базе постоянно совершенствующихся технологий компаний-партнеров бизнес-группы.

[1] «Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 г. № 3). – [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. – Режим доступа свободный: www.consultant.ru. Дата сохранения: 24.07.2019 г.

[2] Там же.

[3] Концепция Smart City для Алматы акцентирует внимание на проблемах транспорта и экологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kursiv.kz/news/vlast1/smart-city-forum-2017-kak-budet-vygladet-umnyj-almaty-v-blizajsem-budusem/ (дата обращения 07.08.2019 г.).

[4] В Алматы обсуждают реализацию проектов Smart City [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kursiv.kz/news/obshestvo/v-koncepcii-smart-city-dla-almaty-akcentiruut-vnimanie-na-problemah-transporta-i-ekologii/ (дата обращения 06.08.2019 г.).

[5] Умные города спасут Россию. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://city-smart.ru/info/52.html (дата обращения 08.08.2019 г.).

[6] Данные Управления федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа свободный: http://sverdl.gks.ru/ (дата обращения 05.08.2019 г.).


Источники:

1. Азаров Б.Ф., Опара В.В. BIM-технологии: проектирование, строительство, эксплуатация // Ползуновский альманах. – 2018. – № 2. – С. 8-11.
2. Горячева М.А., Трубина Н.В. Анализ внедрения технологии Smart City в строительстве // Аллея науки. – 2018. – № 5(21). – С. 212-216.
3. Гребеньщикова Е.В. Комплексный подход к реализации концепции Smart City: опыт европейских и российских городов // Города и местные сообщества. – 2017. – С. 112-122.
4. Ериза К.Н. Успешная практика внедрения BIM-технологий // САПР и графика. – 2017. – № 8(250). – С. 12-16.
5. Карпова О.В., Шориков А.Ф. Экономико-математическое моделирование оптимизации управления бизнес-процессами предприятия // Вестник Гуманитарного университета. – 2018. – № 3(22). – С. 17-23.
6. Королев А.С. Smart City: теории и практики создания умного города // Управление городом: теория и практика. – 2015. – № 4(19). – С. 19-23.
7. Красковский Д.Г. Интернет вещей и Smart City: Autodesk показал, как развивается транспортная инфраструктура в России // САПР и графика. – 2017. – № 8(250). – С. 44-49.
8. Кривов А.С. Дом в России – новый этап // Жилищные стратегии. – 2017. – № 3. – С. 271-280. – doi: 10.18334/zhs.4.3.38276.
9. Кулешова Г.И. Развитие инновационных центров и преобразование городской среды как взаимодополняющие ресурсы // Вестник Российской академии наук. – 2013. – № 7. – С. 626. – doi: 10.7868/S0869587313070074 .
10. Крупкин А.В., Городнова Н.В. Обоснование методического подхода и научного инструментария оценки эффективности реализации концепции «Smart City» // Вестник НГУЭУ. – 2018. – № 1. – С. 150-167.
11. Лаврова Е.В. Концепция Smart City: возможности повышения качества жизни населения // Современный город: власть, управление, экономика. – 2017. – С. 46-55.
12. Макаревич И.В. Концепция «Умный город» на примере города Сингапур // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 29-31.
13. Перезолова А.С. О проблеме публичного управления в концепции умных городов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2015. – № 2. – С. 131-143.
14. Рахматуллин А.И. Моделирование инновационного проекта жилищного строительства в крупных мегаполисах // Жилищные стратегии. – 2018. – № 4. – С. 469-484. – doi: 10.18334/zhs.5.4.40656.
15. Румянцев А.А. Как построить умный город и умную экономику // Современная научная мысль. – 2015. – № 4. – С. 119-129.
16. Anthopoulos L., Janssen M., Weerakkody V. A unified Smart City model (USCM) for Smart City conceptualization and benchmarking // International Journal of Electronic Government Research. – 2016. – № 2. – С. 77-933. – doi: 10.4018/IJEGR.2016040105.
Borodinecs A., Korjakins A., Zajacs A., Iufereva A. Smart Concept expansion from local to city scale // International scientific conference on energy, environmental and construction engineering (eece-2018): electronic edition. Сер. "MATEC Web of Conferences". Saint-Petersburg, 2018. – С. 16002.– doi: 10.5901/mjss.2014.v5n12p129.
18. Bruneckiene J. The concept of Smart economy under the context of creation the economic value in the city // Public Policy and Administration. – 2014. – № 3. – С. 469-482. – doi: 0.5755/j01.ppaa.13.3.8301.
19. Cerruela García G., Luque Ruiz I., Gómez-Nieto M. State of the art, trends and future of Bluetooth low energy, near field communication and visible light communication in the development of Smart Cities // Sensors. – 2016. – № 11. – С. 1968. – doi: 10.3390/s16111968.
20. De Los Ríos-Carmenado I., Ortuño M., Rivera M. Private–Public Partnership as a Tool to Promote Entrepreneurship for Sustainable Development // WWP Torrearte Experience. Sustainability. – 2016. – С. 199. – doi: 10.3390/su8030199.
21. Globa S.B., Mutovin S.I., Berezovaja V.V., Butakova N.M. Smart City growth: experience and opportunities in the North and the Arctic // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. – 2017. – № 5-2. – С. 251-258.
Komamizu T., Amagasa T., Shaikh S.A., Shiokawa H., Kitagawa H. Towards real-time analysis of Smart City Data: a case study on city facility utilizations // 18th ieee international conference on high performance computing and communications, 14th ieee international conference on smart city and 2nd ieee international conference on data science and systems, hpcc/smartcity/dss 2016. 2016. – С. 1357-1364.
Krupkin A., Gorodnova N. Development of the Smart City Concept in sustainable economy // Iop conference series: materials science and engineering: Construction - The Formation of Living Environment. 2018. – С. 022-056.
Lazaroiu G.C., Dumbrava V., Costoiu M., Teliceanu M., Roscia M. Energy-Information-Centric Smart Campus // Eeeic 2016: International Conference on Environment and Electrical Engineering 16. 2016. – С. 7555487.
25. Merlino G., Bruneo D., Longo F., Puliafito A., Distefano S., Al-Anbuky A. A Smart City lighting case study an open stack-powered infrastructure // Sensors. – 2015. – № 7. – С. 16314-16335. – doi: 10.3390/s150716314.
26. Pratama A.B. Smart narrative in Indonesia: comparing policy documents in four cities // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 6. – С. 65-83.
Schirrer M. The Smart City against the city. Urban coup by the economic producers of the Smart City // Practical Geography: XXI Century Challenges International Geographical Union Thematic Conference dedicated to the Centennial of the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences. 2018. – С. 717-718.
28. Schneps-Shneppe M.A. How to build a smart city. Part 1. Project “Smart Cities and Communities” in a programme ЕС Horizon 2020 // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 1. – С. 12-20.
29. Uhodnikova O. Evaluation of the potential of Smart-systems // Технологический аудит и резервы производства. – 2017. – № 4(33). – С. 54-58. – doi: 10.15587/2312-8372.2017.94392.
30. Wang Z., Xu Z. On transformation from industrial city to Smart City: a case study on ShIjingshan district of Beijing // International Journal of Information and Decision Sciences. – 2015. – № 3. – С. 255-264. – doi: 10.1504/IJIDS.2015.071374.
31. Zhu Y., Zuo J. Research on security construction of Smart City // International Journal of Smart Home. – 2015. – № 8. – С. 197-204. – doi: 10.14257/ijsh.2015.9.8.21.

Страница обновлена: 07.04.2024 в 11:01:39