The potential of private business in the formation of information and communications sphere of the region
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 / December, 2009
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=12990336
Abstract:
We carry out a short excursion into the history of reforms in the telecommunication industry, during which we focus on the fact that
communication services in the region, are represented by a large (several hundred) number of telecom operators. For example, the situation in the Krasnoyarsk Territory, Tomsk Region and Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra noted that the administration of the Federation, local governments are not able to affect the network operators, as nearly half of them registered in other regions of Russia and the overwhelming numbers are private. As possible options for the impact on the situation dealt with the legislative initiative and seize the opportunities of public-private partnership.
Keywords: public-private partnership, management mechanism, licensing, operator of communication, business registration, information and communication system ofthe region, legislative initiatives
Реформы в области связи были начаты с процесса либерализации рынка телекоммуникаций, основные принципы которого зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. № 1003 «О приватизации предприятий связи» и концепции программы Российской Федерации в области связи. В результате комплекса мероприятий были приватизированы принадлежавшие государству предприятия связи, министерство перестало быть собственником, функции регулирования деятельности операторов связи были переданы в ведение вначале Государственной инспекции электросвязи, а затем Службе государственного надзора за связью в Российской Федерации.
С целью привлечения инвесторов 19 сентября 1995 года путем консолидации находящихся в федеральной собственности пакетов акций 85 акционерных обществ электросвязи был создан холдинг «Связьинвест». Следующим, не менее важным этапом либерализации отрасли связи было введение процедуры лицензирования, необходимость которой была определена Постановлением Правительства РФ № 642 от 05.06.94 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации».
В соответствии с этим постановлением лицензии на предоставление услуг связи были вынуждены получить и те предприятия, структурные подразделения которых наряду с обеспечением связью технологических процессов устанавливали, например, домашние телефоны своим сотрудникам.
Также число лицензиатов стало интенсивно увеличиваться в результате активного распространения услуг радиоподвижной связи и Интернета. В результате этих процессов, происходивших, можно сказать, спонтанно, число операторов, предоставляющих услуги инфокоммуникационных технологий в каждом из субъектов Российской Федерации стало достигать нескольких сотен.
Проанализируем сложившуюся ситуацию по состоянию на 1 апреля 2009 года в трех наиболее благополучных с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий субъектах РФ: Красноярском крае, Томской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (ХМАО-Югре) по реестрам лицензий, представленных на сайте Роскомнадзора по адресу http://www.rsoc.ru/communication/register/.
Интересующие нас материалы сгруппированы в таблицах. Из таблицы 1 следует, что около половины лицензиатов не зарегистрированы на территории данного субъекта РФ как хозяйствующие субъекты, причем подавляющее большинство из них зарегистрировано в Москве.
Можно отметить и то, что по территории субъекта федерации лицензиаты распределены пропорционально плотности населения, преимущественно в относительно крупных населенных пунктах, и совсем не обязательно, чтобы подавляющая их часть была зарегистрирована в административном центре субъекта РФ.
Таблица 1
Краткие сведения о месте регистрации операторов связи, предоставляющих услуги на территории Красноярского края, Томской области, ХМАО-Югры
Обобщенные сведения о месте регистрации оператора связи |
Кол-во операторов связи в субъектах РФ
| |||
Красноярский край
|
Томская область
|
ХМАО-Югра
| ||
Общее количество операторов связи (единиц).
|
441
|
231
|
298
| |
Из них зарегистрировано на территории данного субъекта федерации (в том числе):
|
254
|
93
|
103
| |
|
- в административном центре субъекта федерации;
|
164
|
75
|
11
|
|
- в других населенных пунктах субъекта федерации (кол-во операторов / кол-во населенных пунктов).
|
90/24
|
14/4
|
92/20
|
Из них зарегистрировано вне территории данного субъекта федерации (в том числе):
|
187
|
138
|
191
| |
|
- Москва и Московская область;
|
135
|
105
|
121
|
|
- Новосибирск;
|
13
|
10
|
-
|
|
- СПб;
|
6
|
4
|
8
|
|
- Екатеринбург;
|
3
|
3
|
18
|
|
- другие субъекты РФ (кол-во операторов / кол-во населенных пунктов).
|
30/15
|
16/10
|
44/18
|
В таблице 2 представлена информация о тех же лицензиатах только с точки зрения их гражданско-правовой формы.
Вывод, который напрашивается из представленных материалов, неутешителен. Администрация субъекта Российской Федерации, органы местного управления в настоящее время практически не имеют в своем распоряжении рычагов, механизмов управления развитием информационно-коммуникационной системы региона. Но это не значит, что ситуация безнадежна. Есть как минимум две возможных направления, действия в которых непременно приведут к положительным результатам.
Во-первых, это правовое поле. Действительно, существующее законодательство ориентировано на предоставление максимально неограниченных возможностей регулирующему органу при фактически полном отлучении от управления информационно-коммуникационными технологиями в регионе администрации субъекта РФ и органов власти местного самоуправления. Но время, видимо, все-таки «лечит». Вселяет надежду тот факт, что при Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) сформирована профессиональная команда, которая получила название «Рабочая группа по разработке предложений по первоочередным задачам корректировки действующей нормативной базы в области электросвязи».
Необходимость создания такой рабочей группы обусловлена тем, что «накопилась критическая масса объективных проблем, явных ошибок и не слишком удачных формулировок» не только в Федеральном Законе «О связи», но и в ряде несовершенных вторичных правовых актов, постановлений и приказов министерства. Рабочая группа, ядро которой составляет три десятка активных участников, действует в соответствии с планом, одобренным Минкомсвязи. Также в работе участвуют Ассоциация операторов телефонной связи, Ассоциация региональных операторов связи, Инфокоммуникационный союз. Данный пример свидетельствует о том, что возможности законодательной инициативы в этой сфере деятельности существуют.
Таблица 2
Сведения о гражданско-правовой форме предприятий, предоставляющих услуги связи на территории Красноярского края, Томской области, ХМАО-Югры
№ п./п.
|
Гражданско-правовая форма предприятия связи
|
Кол-во предприятий
| ||
Красноярский край
|
Томская область
|
ХМАО-Югра
| ||
1
|
Автономная некоммерческая организация
|
1
|
-
|
3
|
2
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
|
2
|
2
|
1
|
3
|
Государственное учреждение
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Закрытое акционерное общество
|
92
|
53
|
75
|
5
|
Индивидуальный предприниматель
|
37
|
6
|
2
|
6
|
Коммандитное товарищество
|
1
|
-
|
-
|
7
|
Муниципальное унитарное предприятие
|
4
|
2
|
3
|
8
|
Муниципальное учреждение
|
1
|
1
|
4
|
9
|
Открытое акционерное общество
|
38
|
23
|
35
|
10
|
Общество с ограниченной ответственностью
|
256
|
136
|
165
|
11
|
Федеральное государственное унитарное предприятие
|
8
|
7
|
5
|
Второе направление движения с целью развития информационно-коммуникационной системы региона - это активизация потенциальных возможностей государственно-частного партнерства, привлечение к этому процессу муниципалитетов, гражданского общества. Участие государства не подразумевает его глубокого вмешательства в экономику. Речь, прежде всего, идет о совместной работе, о консультациях и совместных проектах. Для настоящего государственно-частного партнерства в стране должна быть создана доверительная атмосфера, при которой бизнес верил бы государству, а государство – бизнесу.
Опыт подобного взаимодействия у России имеется. И здесь уместно вспомнить историю построения земских телефонных сетей. В царской России земские управы обладали достаточными полномочиями в вопросах развития инфраструктуры своих регионов, в результате чего развитие телефонных сетей в отдельных регионах европейской части страны пошло не от крупных, экономически развитых центров к более мелким уездным городам и далее, а наоборот.
Небольшие телефонные сети создавались по инициативе и на средства уездных земских управ, а также с привлечением капитала заинтересованных частных лиц. Эти уездные телефонные сети в дальнейшем соединялись с городскими и междугородными коммуникациями. Начиная с 1903 года на этих сетях было разрешено предоставление платных переговоров. Резкий подъем в строительстве земских уездных телефонных сетей наблюдался в 1908 году после принятия новых законодательных актов, которые расширили возможности земств относительно порядка эксплуатации данных сетей. Пик строительства сооружений связи пришелся на 1912-1914 годы, в результате чего к 1916 г. земские телефонные сети работали в более чем 190 уездах европейской части Российской империи, а также в Прибалтике, на Урале, и в области Войска Донского.
В качестве заключения целесообразно привести слова Президента РФ Д.А. Медведева из статьи «Россия, вперед!», опубликованной 10 сентября 2009 года: «Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя?». Сказанное, на наш взгляд, в полной мере относится и к рассматриваемой проблеме.
Страница обновлена: 22.04.2025 в 17:17:55