To the question of the state policy on innovation activity crediting
Download PDF | Downloads: 24 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 / October, 2009
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=13038155
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
Innovation activity crediting should be the state policy which promotes
tender of credits as well as innovative activity of economic entities. Only in
this case there will be conditions for innovative economic development.
Keywords: innovation activity, innovation activity crediting, state innovation policy, vnesheconombank, rossiysky bank razvitiya (russian development bank)
Участие государства в системе финансирования инновационной деятельности должно осуществляться в той степени, которая требуется для поддержания макроэкономического равновесия, создания конкурентной рыночной среды, формирования финансово-кредитных ресурсов в целях удовлетворения потребностей инновационной экономики в инновационном развитии, обеспечения национальной безопасности и достижения конкурентных преимуществ в мировой экономике. О том, что в России, с одной стороны, есть почти неправдоподобный инновационный задел; а с другой – совершенно неэффективный механизм его использования, говорится много и повсеместно.
В Москве 27 июня 2008 г. состоялось заседание Межрегионального банковского совета, посвященное законодательному обеспечению расширения кредитования инновационной деятельности, на котором говорилось о том, что при переводе российской экономики на инновационный путь развития необходимо уделить особое внимание вопросу расширения кредитования инновационной деятельности; что недостаточно обычного ускорения роста экономики, нужна инновационная революция, при этом работать должно быть выгодно; реальность государственных планов должна быть подкреплена достаточными ресурсами и мощными стимулами [1].
Условием долгосрочного роста экономики должны стать высокая скорость и непрерывность инновационного цикла, которой следует обеспечиваться финансовыми институтами. Особая роль в данном процессе принадлежит банковской системе, однако сегодня на срок более 5 лет предоставлено не более 5% общей массы кредитов, в то время как в европейских странах более половины кредитов выдается на больший срок. Сложности обусловлены дефицитом «длинных» ресурсов; низкой капитализацией банков, активы которых в 7-12 раз меньше активов отдельно взятых европейских банков, при этом по соотношению банковских активов Россия отстает в среднем на 200-250%. Это уже общегосударственная проблема.
В 2007 г. был принят Закон «О банке развития», и в качестве ключевого инструмента государственной инвестиционной политики была создана Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Цель – стимулирование инноваций и экспорта высокотехнологичной продукции, модернизация и развитие несырьевой экономики, и в первую очередь, наукоемкой промышленности и т.д. – достигается посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства (в настоящее время через ОАО «Российский банк развития»).
Объем кредитов субъектам МСП, предоставленных: с начала реализации Программы – 23 220 млн. руб., по состоянию на 01.01.2009 – 8 691 млн. руб. Банк осуществлял взаимодействие с 60 субъектами РФ по вопросам отбора региональных банков, субсидированию процентных ставок, предоставления государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств региональных банков; заключены соглашения о сотрудничестве с 52 субъектами РФ, а с учетом филиальной сети кредитование субъектов МСП производилось в 54 субъектах Федерации. Рост кредитного портфеля за год составил 43%.
Структура кредитного портфеля ОАО «РосБР» по состоянию на 01.01.2009 выглядит следующим образом:
– в отраслевом разрезе почти 60% составляют кредиты субъектам МСП реального сектора экономики РФ, 24% – сфера услуг, 17% – торговля;
–по срокам: большую часть кредитного портфеля составляют кредиты сроком от 2-х до 3-х лет, причем в 2008 г. их доля выросла на 18% и по состоянию на 01.01.2009 г. составила 71% ;
–по размерам кредитов преобладают кредиты свыше 10 млн. руб., их доля составила 55%, следующую позицию (доля 25%) занимают кредиты от 1 млн. до 5 млн. руб. [2]
Однако этого не достаточно, поскольку в условиях финансового кризиса резко ограничились такие формы финансирования как венчурный капитал, покровительство фирм бизнес-ангелами, IPO, соответственно существенно возрастает роль кредита, как основной формы финансирования инноваций, с учетом специфики именно российской экономики. В связи с этим целесообразна разработка и последующее принятие на государственном уровне закона о кредитовании инновационной деятельности и мерах государственной поддержки ее существования, в котором должны найти отражение [3]:
– основополагающие понятия, связанные с кредитованием инновационной деятельности («инновация», «инновационная деятельность», «инновационное кредитование», «инновационные банки и» т.д.), поскольку отсутствие законодательно установленных дефиниций связанных с инновационной деятельностью особенно опасно, когда уже сейчас обсуждаются изменения в Налоговом кодексе с целью предоставления льгот инновационным компаниям [4];
– концептуальные основы, принципы, стержневые характеристики национальной модели инновационного кредитования, место и роль в ней государства, приоритетные направления, субъекты и объекты кредитования;
– формы непосредственного государственного участия в механизме банковского инновационного кредитования, какие (полностью государственные или частно-государственные) банки необходимо создать, каким образом и в каких размерах государство будет принимать участие в формировании фондов кредитных ресурсов;
– основные критерии инновационных проектов, соблюдение которых необходимо для кредитования, а также порядок проведения экспертизы инновационных проектов, кредитование которых предполагается осуществлять государственными и частно-государственными кредитными организациями;
– выделение инновационной деятельности в экономике;
– меры государственной поддержки частных банков, осуществляющих кредитование инновационной деятельности (предоставление государственных гарантий, налоговых льгот участникам процесса кредитования).
Государственная инновационная кредитная политика должна решать триединую задачу:
– стимулировать предложение кредитов, способствующих развитию инновационной деятельности (соответственно инновационному развитию экономики и национальной безопасности страны);
– стимулировать инновационную активность субъектов экономики, специфика деятельности и финансовое положение которых не позволяют самостоятельно решать вопросы финансирования инновационной деятельности;
– стимулировать инновативность индивидуумов, коллективов предприятий и организаций, конструкторских бюро, научных лабораторий и т.д., как генераторов идей, изобретений и т.д.
Только выполнение совокупности названных мероприятий может создать условия для инновационного развития экономики и обеспечения национальной безопасности в условиях усиливающейся глобальной нестабильности.
Страница обновлена: 09.05.2025 в 21:35:43