Основные направления и современное развитие теории мотивации
Гурова И.М.1, Гурова О.В.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 7, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32331701
Цитирований: 4 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
Цель. Целью настоящей работы является систематизированный обзор основных направлений теории мотивации, представленных разработками зарубежных и отечественных исследователей, а также современного пути развития мотивационного управления. Материалы и методы. Методология проведения работы базируется на применении универсальных общенаучных методов, среди которых: изучение и анализ научной литературы, обобщение и систематизация теоретических подходов, методы анализа и синтеза, системный и процессный подходы. Результаты. В статье исследовано развитие содержательных и процессуальных разновидностей теорий мотивации в их хронологическом порядке. В рамках содержательного подхода особо выделен блок традиционных (классических) моделей, авторы которых были основоположниками практической мотивации трудовой деятельности. Рассмотрен вклад отечественных ученых в развитие основных направлений теории мотивации. Показано современное развитие мотивационного управления на примере теории поколений, которая опирается на схожесть мотивационной структуры выделенных в ней возрастных групп. Выводы. Развитие содержательных и процессуальных направлений теории мотивации в последнее столетие соответствовало общей трансформации представлений о человеческом факторе. Анализ научной литературы показал, что, среди всего разнообразия подходов к изучению индивидуальных мотивов, в сфере управления наиболее распространены теории мотивации зарубежных авторов. Однако существует ряд разработок отечественных ученых, которые также могут быть применены в целях мотивации трудовой деятельности. Тем не менее, в науке до сих пор нет единого мнения о мотивационной структуре, и исследования в этой области продолжаются и по сей день, о чем свидетельствует появление новых концепций, объясняющих особенности трудового поведения. Поэтому для целей мотивационного управления недостаточно ориентироваться на какую-либо одну из рассмотренных теорий мотивации, так как они во многом дополняют друг друга, и только их совокупность позволяет дать относительно целостную картину о структуре и соотношении человеческих мотивов. Таким образом, практическое значение работы состоит в систематизации теоретических инструментов, необходимых современным менеджерам для формирования индивидуального комплексного подхода к созданию рациональной системы мотивации трудовой деятельности персонала.
Ключевые слова: мотивация, потребности, мотив, теория поколений, теория мотивации, процессуальные теории, содержательные теории
Источники:
2. Бабанов А.В., Антонов М.В. Теории мотивации и их применение на практике // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 2. С. 264–276
3. Вашаломидзе Е.В., Столярова В.А. Теоретические подходы к определению мотивации профессиональной деятельности государственных служащих // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4. С. 66–70. DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.66.70
4. Галецкая М.Е. Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 813–816
5. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений: современное развитие и прикладные аспекты // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2016. № 14. С. 78–86
6. Гусев А.К., Тимофеев М.И. Мотив, стимул и роль потребности в социальном статусе // Вестник Национального института бизнеса. 2016.
№ 24. С. 46–49
7. Кириллова О.Г., Гусева Е.В. Место теории поколений в развитии современной теории управления персоналом // Экономика устойчивого развития. 2015. № 3 (23). С. 263–268
8. Корзенко Н.И., Тимакова Т.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). С. 124–126
9. Кузнецов А.В., Мустафина Э.Х. Ретроспективный анализ теории мотивации и поведения в управлении // Наука и практика. 2016. № 1 (21). С. 96–108.
10. Ленсиони П. Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлеченности сотрудников. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 180 с. 11. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. №2. С.3–18
12. Махортова А.В., Зарецкий А.Д. Эволюция теорий мотивации // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 654–660
13. Мухина Е.Р. Основы теории мотивации // Международный научноисследовательский журнал. 2015. № 3-3 (34). С. 71–72
14. Пирогов Н.Л., Рязанов А.А. Трудовая мотивация в современных условиях: теория и практика // Вестник Национального института бизнеса. 2015. № 22. С. 46–52
15. Расумов В.Ш. Основные теории мотивации и их применение на практике // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76-4). С. 705–709
16. Рослав Д.А. Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации // Торговля, предпринимательство и право. 2016. № 2. С. 75–79
17. Симченко Н.А., Цёхла С.Ю., Подсмашная И.Н. Эволюция теорий мотивации в условиях экономической модернизации общества // Вопросы новой экономики. 2015. № 4 (36). С. 66–70
18. Селезнев В.Н. Организационная культура как модель управленческих изменений в организации на основе качеств ее руководителя // Вестник Национального института бизнеса. 2016. № 24. С. 136–155
19. Сухова Е.В. Современные работники. Личностные характеристики, особенности обучения. Монография. М.: Инфра-М, 2017. 142 с. DOI: 10.12737/monography_58f5cc43e028c0.83271425
20. Шкляр Т.Л. Новый взгляд на мотивацию персонала // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 35. С. 164–167
Страница обновлена: 23.11.2024 в 23:20:20