The role of the region in the information society
Download PDF | Downloads: 25 | Citations: 4
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 / June, 2009
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=12858125
Cited: 4 by 07.12.2023
Abstract:
The article analyzes the mechanism for implementing the strategy of the Information Society in the Russian Federation. There is a special role in this process the Ministry of Communications and Mass Communications.
To be focused on the removal of the executive authorities of subjects of the Russian Federation, representatives of businesses, academic institutions
and civil society from the processes of formation of information society in the region.
Keywords: region, information society, subject of the russian federation, normative document
Реальное движение в сторону информационного общества в Российской Федерации началось в феврале 2008 г. с момента выступления В.В. Путина с докладом «О стратегии развития России до 2020 года» [1] и подписания «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [2]. Для реализации стратегии развития информационного общества (ИО) предполагается разработать план мероприятий в обсуждении и дальнейшей реализации которого, должны принять участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.
В данной статье будет предпринята попытка проведения краткого анализа ряда нормативных документов, регулирующих деятельность в сфере информационных технологий и связи с целью выявления потенциальных возможностей в участии региональных органов исполнительной власти в данном процессе.
Мы считаем, что проблемы регионального управления процессом формирования ИО имеют глубокие исторические корни, подтверждением чего может служить краткий экскурс в историю становления ведомства, которое в настоящее время выполняет функции органа исполнительной власти в области связи.
Становление отрасли связи в России было начато в XVIII в., в этот период создавалась сеть почтовой связи. Изначально управлял этой формирующейся системой Почтовый департамент, созданный в 1781 г. при Коллегии иностранных дел [3]. В дальнейшем департамент был преобразован в Почтовое управление, которое в 1802 г. вошло в состав Министерства внутренних дел [4].
Стремительное развитие телеграфа привело к тому, что в 1884 г. было образовано Главное управление почт и телеграфов, в разные годы входившее то в состав Министерства внутренних дел, то в структуру Министерства почт и телеграфов. После октября 1917 г. на его основе сформирован Наркомат почт и телеграфов.
В 1932 г., в результате интенсивного развития телефонной связи Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР, который в 1946 г. был преобразован в Министерство связи СССР.
Важно отметить, что и в дореволюционный, и в период строительства социалистического общества государство рассматривало связь как необходимый инструмент власти, а также как часть военно-оборонного комплекса страны. Несмотря на важность и значимость отрасли в планах, разрабатываемых правительством, не предусматривалось приоритетного развития электросвязи.
Более того, историки отмечают, что развитие систем связи в Советском Союзе осуществлялось путем копирования дореволюционной модели. Причем, к особенностям государственной политики того периода следует отнести: остаточный принцип выделения финансовых и материальных ресурсов на развитие, жесткий контроль, стремление любыми путями получить максимально возможные доходы от услуг связи при подавляющем использовании телефонов для нужд управленческого аппарата, номенклатурных работников [5].
Анализ процессов, происходивших в сфере связи, информатизации, информационных технологий и массовых коммуникаций в период с 1992 по настоящее время не вызывает оптимизма. Создается впечатление, что неоднократные попытки преобразования структуры управления отраслью происходят в связи с тем, что власть не удовлетворена результатами работы ведомства и в то же время не достаточно точно понимает, как следует реформировать эту сферу высоких технологий, и надеется в этом на опыт и мудрость профессиональных связистов. Те же, в условиях построения постиндустриального (информационного общества), как и прежде, продолжают вести свою технократическую (индустриальную) политику, направленную на компьютеризацию, наращивание возможностей телекоммуникационного комплекса и т.д., а не на обеспечение эффективного использования продукции информационно-коммуникационного комплекса, формирование сетевой экономики, экономики знаний.
Причем регионы к процессу реформирования фактически не допускаются, в соответствии с действующим законодательством субъекты Федерации, как правило, только несут ответственность за создание благоприятных условий для ведомства.
С целью поиска подтверждения данного тезиса рассмотрим ряд нормативных документов, касающихся сферы инфокоммуникаций.
Только Положение о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.03.2000 г. № 265, обязывало министерство осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 5 федеральным законом «О связи» от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ, но из версии этого же закона только от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ она выпала.
Особого внимания заслуживает федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ. В профессиональном сообществе бытует мнение, что процесс работы над данным законом стал яркой иллюстрацией демонстрации административных возможностей Минсвязи. К первому чтению этого закона в Государственной Думе скопилось более 800 поправок законопроекта, а ко второму чтению — 1500, но, не смотря на это, законопроект практически не претерпел изменений и был принят.
Следует подчеркнуть, что и после принятия закон не перестают постоянно дорабатывать, в том числе и с участием в этом процессе Конституционного суда Российской Федерации [6]. Очень важно отметить, что конституционность отдельных положений Федерального закона «О связи» была оспорена Думой Корякского автономного округа.
Следовательно, Министерство связи и массовых коммуникаций, имея наследственность Министерства связи СССР, министерства - приближенного к власти, действует теми же методами, фактически единолично (без участия субъектов Российской Федерации) осуществляет «якобы» реформы в отрасли связи и реализует стратегию развития информационного общества на территории всей страны. При этом регионы делают вид, что в таком правовом пространстве способны решать проблемы информатизации и связи. Но это путь никуда не приведет. Существенных результатов в развитии информационного общества можно достичь только на основе правовой самодостаточности регионов, субъектов Российской Федерации.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:53:47