Развитие государственно-частного партнерства на основе концессий в сфере теплоснабжения жилого фонда в интересах потребителя

Свистунов А.В.1, Куркина А.Д.1
1 Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35268968
Цитирований: 5 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье раскрыта актуальность повышения эффективности коммунального обслуживания объектов жилого фонда на основе концессионных соглашений в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Проведенный анализ выявил текущее состояние и тенденции развития концессий в сфере теплоснабжения во Владимирской области, и в частности, Меленковском районе, на территории которого строятся и модернизируются котельные на торфяных видах топлива. Для сбора и обработки исходной информации использовались статистические методы, методы группировки, сравнительного анализа и экспертных оценок. Выявлены основные проблемы использования концессий в теплоснабжении объектов жилого фонда, выражающиеся в трансформировании общественной коммунальной услуги с социально-значимой направленностью в коммерческую с вытекающими негативными последствиями для потребителя. В целях смещения приоритетов бизнеса с максимизации прибыли от концессионного соглашения в сторону повышения качества коммунального обслуживания жилого фонда и формирования справедливой системы тарифообразования рекомендуется усиление постоянного муниципального контроля над качеством и доступностью коммунальных услуг. При этом население должно признаваться главным заказчиком и инвестором ГЧП-проектов. Муниципалитетам необходимо осуществлять тщательный анализ условий конкурсного заключения концессионных соглашений, устанавливать и отслеживать выполнение конкретных целевых показателей качества в интересах населения, а также регулировать тарифы в соответствии с целевым уровнем снижения их затратной составляющей по мере реализации проекта. Для привлечения частных инвестиций концессиям необходимо отдавать приоритет на этапах строительства, реконструкции и модернизации отдельных объектов коммунальной инфраструктуры с условием внедрения современных технологий. Государственное и региональное софинансирование проектов модернизации коммунальной инфраструктуры должно осуществляться напрямую через бюджетную систему, а не путем фактической передачи полномочий по управлению объектами ЖКХ с местного уровня на региональный посредством заключения концессионных соглашений с региональным оператором. Материал статьи полезен для ознакомления представителям органов государственной власти и местного самоуправления, руководителям ресурсоснабжающих предприятий, и всем, кто интересуется проблемами жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, коммунальные услуги, теплоснабжение, целевые показатели качества, муниципальный контроль над качеством и доступностью коммунального обслуживания жилого фонда

JEL-классификация: L32, L98, H54, M21, H41

Тезисы (Highlights):

  • Государственная стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) направлена на привлечение частных инвестиций в эту сферу путем передачи коммунальных объектов в концессии.
  • В связи с этим актуальное научно-практическое значение приобретает задача по выявлению и обобщению основных проблем использования концессий в сфере теплоснабжения и формированию приоритетных направлений развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях повышения качества эксплуатации жилого фонда.
  • Анализ практики заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения выявил тенденцию ослабления контролирующей функции органов местного самоуправления, призванного защищать интересы местного населения. Официально не признаваясь инвестором, население возвращает все вложения концессионера и оплачивает его доходность от социального проекта благодаря постоянно возрастающей инвестиционной составляющей тарифа.
  • Для того, чтобы эффективно модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры в интересах населения, главными целевыми показателями в проектах ГЧП должны быть не прибыль инвестора и не экономия бюджетных средств, а повышение контроля местного самоуправления над качеством и доступностью коммунальных услуг.

Источники:

Кирсанов С., Мустафин Г. Практика концессионных соглашений в России и за рубежом // Актуальные проблемы управления экономикой региона: X Международная научно-практическая конференция. 2012.
2. Стукалова И.Б., Проваленова Н.В. Зарубежный опыт развития рынка жилищно-коммунальных услуг на основе государственно-частного партнерства // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 1(80). – С. 76-88. – url: https://yadi.sk/i/y5-p_thv3S2F9N.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 275-ФЗ) «О концессионных соглашениях». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Петров В. Мень: На модернизацию системы ЖКХ нужно 2,5 трлн рублей. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/01/27/men-site.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen.
Минстрой России назвал лучшие концессии в стране. Минстрой. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-nazval-luchshie-kontsessii-v-strane.
Мацейко Е. Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов. Rcmm. [Электронный ресурс]. URL: http://rcmm.ru/zhkh/30756-koncessii-v-zhkh-pochemu-municipalitety-protiv-chastnyh-investorov.html.
Сеньшин Е. Эксперты знают все о ЖКХ: обзор за период с 5 по 9 февраля. Vseogkh. [Электронный ресурс]. URL: http://vseogkh.ru/77/news/gkh/8211.
Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года. Econom. [Электронный ресурс]. URL: http://econom.avo.ru.
Цветкова С.Н. Проблемы и перспективы реализации концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве региона. Инженерный вестник Дона. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/611.
Коновалова М.Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России. Проблемы современной экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3082.
Бабкин И.А., Жеребов Е.Д. Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. [Электронный ресурс]. URL: http://ntv.spbstu.ru/economics/article/E4.223.2015_09.
12. Шакиров Т.А. Тарифное законодательство как основной барьер для привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2013. – № 7(142). – С. 65-78. – url: https://cyberleninka.ru/article/v/tarifnoe-zakonodatelstvo-kak-osnovnoy-barier-dlya-privlecheniya-chastnyh-investitsiy-v-kommunalnyy-sektor.
Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Инвестирование инновационной деятельности сферы ЖКХ на основе государственно-частного партнерства. Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. [Электронный ресурс]. URL: https://esstu.ru/library/free/vestnik/ВЕСТНИК_2015_5/16_Никитюк_Тимчук.pdf.
Егорова Д.А. Особенности использования концессии в инвестиционной деятельности организаций теплоснабжения. Науковедение. [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/15EVN215.pdf.
Тимчук О.Г. Государственно-частное партнерство как механизм инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства. Вестник Череповецкого государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-innovatsionnogo-razvitiya-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva.
Кожевников С.А., Ускова Т.В. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальном хозяйстве региона: проблемы и перспективы развития. / Монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – 148 с.
Ряховская А.Н., Таге-заде Ф.Г. Заблуждение и мифы коммунальной деятельности. / Учебное пособие. - М.: ИЭАУ, 2005. – 200 с.
Ряховская А.Н., Таге-заде Ф.Г. Тарифная и ценовая политика в жилищной и коммунальной сферах. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 124 с.
19. Грахов В.П., Мохначев С.А., Якушев Н.М., Гиззатуллин Р.Р. Применение концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 794. – url: https://science-education.ru/pdf/2015/1/1852.pdf.
20. Соколова С.А., Борисова К.В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства как индикатор состояния общества // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-4. – С. 870-874. – url: https://fundamental-research.ru/pdf/2016/11-4/41271.pdf.
Петрова А. Во Владимирской области – самые эффективные в стране концессии. Владимирские ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://vedom.ru/news/2018/03/01/28809-vo-vladimirskoj-oblasti-samye.
Зимин А.А. Модернизация системы коммунальной инфраструктуры в малых городах. Меленки. Bio-energo. [Электронный ресурс]. URL: http://bio-energo.ru/files/d-melenki.pdf.
Постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №42/35 от 06.12.2016, № 42/36 от 06.12.2016. Melenky. [Электронный ресурс]. URL: https://www.melenky.ru/zhkh/tarify.
Концессионное соглашение № 1 в отношении системы теплоснабжения на территории муниципального образования город Меленки от 24.01.2017 г
Павлова А. ДВК остался на трубах. Коммерсант.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2967298.
Павлова А. От концессии до концессии. Коммерсант.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3228361.
Доклад на тему: «О практическом российском опыте использования торфа в сфере производства тепловой энергии в малых городах и населенных пунктах». Bio-energo. [Электронный ресурс]. URL: http://bio-energo.ru/press-center/news/n010415.
Судебные и нормативные акты РФ. Решение от 11.03.2016 по делу № А11-10195/2014. Sudact. [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/arbitral.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 10:29:27

 

 

Development of public-private partnership on the basis of concessions in the sphere of housing heat supply for consumer

Svistunov A.V., Kurkina A.D.

Journal paper

Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 1 (January-March 2018)

Citation:

Abstract:
The article reveals the urgency of increasing the efficiency of public services for housing facilities on the basis of concession agreements in the context of public-private partnership (PPP). The analysis reveals the current state and trends in the development of concessions in the area of heat supply in Vladimir region, and in particular in Melenki district, where the boiler houses on peat fuels are being built and modernized. To collect and process the initial data we used statistical methods, grouping methods, comparative analysis and expert assessments. We identify the main problems of using concessions in the heat supply of housing facilities, which involve the transformation of a public utility service with a socially-significant orientation into a commercial one with all negative consequences for the consumer. To shift business priorities from maximizing profits from the concession agreement towards improving the quality of housing maintenance and creating a fair tariff system we suggest to strengthen the permanent municipal control over the quality and availability of public services. At the same time, the population should be recognized as the main customer and investor in PPP projects. Municipalities need to carefully analyze the conditions for the competitive conclusion of concession agreements, to establish and control the implementation of specific quality objectives for the benefit of the population, and to regulate tariffs in accordance with the target level of reducing their cost component as the project progresses. In order to attract private investments, concessions should be given priority at the stages of construction, reconstruction and modernization of certain communal infrastructure facilities with the condition of introducing modern technologies. State and regional co-financing of municipal infrastructure modernization projects should be implemented directly through the budget system. The authority to manage housing and communal services from the local level to the regional level should not be transferred through concession agreements with the regional operator. The article is useful for representatives of state and local authorities, heads of resource-supplying enterprises, and everyone interested in the issue of housing and communal services.

Keywords: public-private partnership, utilities, concession, heat supply, quality targets, municipal control over the quality and availability of housing maintenance services

JEL-classification: L32, L98, H54, M21, H41

Highlights:

  • Государственная стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) направлена на привлечение частных инвестиций в эту сферу путем передачи коммунальных объектов в концессии.
  • В связи с этим актуальное научно-практическое значение приобретает задача по выявлению и обобщению основных проблем использования концессий в сфере теплоснабжения и формированию приоритетных направлений развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях повышения качества эксплуатации жилого фонда.
  • Анализ практики заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения выявил тенденцию ослабления контролирующей функции органов местного самоуправления, призванного защищать интересы местного населения. Официально не признаваясь инвестором, население возвращает все вложения концессионера и оплачивает его доходность от социального проекта благодаря постоянно возрастающей инвестиционной составляющей тарифа.
  • Для того, чтобы эффективно модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры в интересах населения, главными целевыми показателями в проектах ГЧП должны быть не прибыль инвестора и не экономия бюджетных средств, а повышение контроля местного самоуправления над качеством и доступностью коммунальных услуг.