Guarantees of the rights of entrepreneurs considering Uzbekistan development model

Mukhitdinova F.A.1, Bakaeva F.A.2
1 Ташкентский государственный юридический университет, Uzbekistan
2 Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, Uzbekistan

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Vol. 1, Number 1 (January-March 2017)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=29912930
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
In this article on the basis of scientific studies of innovative competitiveness of the Republic of Uzbekistan we have studied the results of the modernization of the economy implemented in business field. We also examine a legal protection of the rights of entrepreneurs considering Uzbek development model. Using the results of the researches and by discussing we define a set of measures and actions aimed at ensuring and promoting the economic security of the country.

Keywords: economy, business, reform, market economy, law, legal protection, decree, Uzbek model

JEL-classification: L26, K12, K31

Highlights:

  • • стержневая линия государственного обустройства Республики Узбекистан - следование собственным путем, учитывающим тернистый путь становления и особенности менталитета народа
  • • интегрироваться в мировое сообщество можно при условии соответствия современным понятиям демократического государства с экономически развитой рыночной системой
  • • Узбекистан сократил количество документов, запрашиваемых таможенными органами, а также упростил процесс их подачи и получения
  • • темп роста ВВП Узбекистана на протяжении последних 11 лет сохраняются на уровне более 8 процентов ежегодно
  • • в Узбекистане работает более 215 тысяч предприятий малого бизнеса, на долю которых приходится от 27,8 % до 98,4 % объема в различных отраслях народного хозяйства



Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Экономика современного общества предоставляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека. Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже- в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя общественное устройство, «ойкос» – дом. Хозяйство и «номос» – закон.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уиллиям Петти (1623‑1687 гг.) Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «разное о деньгах». Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XYIII в. были Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов «природа» и «власть») [3] (Vidyapin, 1999). Выдающийся Английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении Адама Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век [4] (Bulatov, 2005).

Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, А. Наваи и др. В воззрениях Фараби и Ибн Сина центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870‑950) материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – один из выдающихся мыслителей средневековья, известен прежде всего своими трудами в области медицины, однако его интересовали и экономические вопросы. Заслуга Абу Рейхан Бируни (973-1048) в развитии экономической мысли в Центральной Азии, заключается в том, что он впервые исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребностей в обмене продуктами труда. Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Тимура и Тимуридов, что связано во многом с именем Алишера Наваи (1441-1501) – великого узбекского поэта и мыслителя, ученого энциклопедиста и государственного деятеля [5] (Alibekova, Turaev, 2008). По его мнению, источником обогащения государства являются налоги, поэтому он высказывался за установление справедливой налоговой системы. Узбекистан и другие пост социалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Стержневой линией государственного обустройства Республики Узбекистан является твердое и целенаправленное следование собственным путем, учитывающим тернистый путь становления, и вместе с этим специфические особенности республики и менталитета народа. Эти принципиальные положения, как два источника, органически соединяясь воедино, создают то мощное течение, которое с каждым днем, набирая силу и опыт должно быть направлено на обновление и прогресс нашего общества и государства. Изначальным моментом всего процесса реформирования является выбор стратегии курса реформ.

В книге «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» Президентом определена конечная цель социально-экономических преобразований [6] (Karimov, 1992). «Конечной целью является построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой социальной ориентированной рыночной экономикой, открытой внешней политикой». Модель экономических отношений, к которой предстоит переходить от административно-командной экономики Президент сформулировал так: «нашей принципиальной позицией является – не отвергая полезного, почерпнутого из мирового опыта и собственной практики, выбор собственного пути социально-экономического развития. Избранный для Узбекистана собственный путь нацелен на формирование социально ориентированной рыночной экономики, в наибольшей мере отвечающим интересам, условиям и особенностям республики».

Социально-ориентированная рыночная экономика отличается не только от централизованно-плановой экономики, но и рыночной. Это означает, что социально ориентированная экономика является в полной мере и рыночной, и социальной, преследуя цель увязать эффективность экономического развития с социальными гарантиями и социальной справедливостью, то есть смешанной экономики. Суть смешанной экономики заключается в существовании и взаимодействии двух различных принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частный и общегосударственный интерес, свободный рынок, конкуренция и социально-экономическая деятельность государства. Именно это сочетание образует ту фундаментальную связку, которую можно считать современной экономикой. Президент Республики Узбекистан определил конкретные стратегические цели в области реформирования экономики в рамках общей стратегии:

1. Поэтапное реформирование социально ориентированной рыночной экономики.

2. Создание многоукладной экономики.

3. Предоставление широких экономических свобод предприятиям и гражданам, отказ от прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность, искоренение командно-административных методов управления экономикой, широкое использование экономических рычагов и стимулов.

4. Осуществление глубоких структурных преобразований экономики, производство конкурентоспособной продукции, интегрирование в мировую экономическую систему.

5. Формирование нового экономического мышления у людей, изменение из мировоззрения, предоставление возможности каждому человеку самостоятельно определять сферу и формы приложения труда [7] (Karimov, 1994).

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, такие, как:

· изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

· установление монопольно высоких или монопольно низких цен;

· навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, включая необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав;

· включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

· согласие заключить договор лишь при условии приобретения или продажи контрагентом других товаров либо воздержания контрагента от приобретения товаров у других хозяйствующих субъектов или продажи товаров другим хозяйствующим субъектам;

· необоснованный отказ от заключения договора при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара [8] (Karimov, 1995).

Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально-ориентированной рыночной экономики, мы исходили из того неоспоримого факта, что рыночная экономика – это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость.

Республика Узбекистан активно включилась в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических организациях, таких как Организация объединенных наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация и в других ведущих финансово-экономических организациях. Говоря об интеграции, мы исходим из того, что существуют различные механизмы и формы сопряжения интересов и типы интеграции. Это обусловлено различными стартовыми условиями стран, стремящихся к партнерству и сотрудничеству. Интегрироваться в мировое сообщество можно при условии соответствия современным понятиям демократического государства с экономически развитой рыночной системой.

В соответствии со статьей 29 Закона Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» Республика Узбекистан может заключать с иностранными государствами международные договоры о свободной торговле, направленные на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, и количественных ограничений на экспорт и импорт товаров, устранение других препятствий для свободного движения товаров. Основными причинами повышения рейтинга нашей страны стали принятые нормативно-правовые акты, улучшающие или либерализирующие многие процедуры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и взаимодействием с государственными органами и структурами [9].

Например, начиная с 1 сентября 2014 г., субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность осуществлять ввод данных по внешнеторговым контрактам в электронной форме через Единый портал государственных услуг с использованием электронно-цифровой подписи, позволяющий перевод введенных данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО).

Данная услуга была введена во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» от 7 апреля 2014 г. № УП-4609, а также постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» от 21 июля 2014 г. № 199. Также, совершенствование таможенных процедур стало важным пунктом в программе реформ, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности. В частности, Узбекистан сократил количество документов, запрашиваемых таможенными органами, а также упростил процесс их подачи и получения. Так, во исполнение пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года № УП-4455, Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан с 1 января 2013 года предоставлена в качестве интерактивной услуги через сеть Интернет процедура «Электронного декларирования товаров», которая позволяет минимизировать человеческий фактор при таможенном оформлении товаров, а также значительно сократить время таможенного оформления. Также, в соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2012 года № 370 с 1 января 2013 года субъектам предпринимательства предоставлено право по своему выбору осуществлять процедуру таможенного оформления товаров в электронной форме.

Принятие Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции от 06.05.2014 г. N ЗРУ-370 стало одним из пунктов, благоприятно сказавшимся на положение инвесторов в республике. Так, новая редакция данного закона устанавливает более высокие требования к раскрытию информации о сделках с аффилированными лицами, совершаемых заинтересованными директорами обществ, а также предъявляет требования к включению информации о подобных сделках в соответствующие годовые отчёты акционерных обществ. Кроме того, любому акционеру было предоставлено право запрашивать и получать все документы, связанные с вышеуказанными сделками. Принятие данных норм позволило дополнительно усилить защиту миноритарных акционеров, что в свою очередь нашло свое отражение в рейтинге.

Упрощены и упорядочены процессы регистрации, добровольного закрытия и прекращения бизнеса, а также выдачи лицензий и разрешений, дающих право заниматься отдельными видами деятельности. Ощутимо снижены размеры многих штрафов, многие полностью отменены.

Поэтому в Узбекистане динамично развиваются все секторы национальной экономики, продолжаются широкомасштабные структурные преобразования и укрепляются рыночные механизмы, наращиваются экспортный потенциал и привлечение иностранных инвестиций. Все это ярко проявляется в темпах роста ВВП, которые на протяжении последних одиннадцати лет сохраняются на уровне более 8 процентов ежегодно.

Фактором такого успеха стала экономическая политика Президента Республики Узбекистан, направленная на всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление им большей свободы, устранение бюрократических барьеров на пути развития частной собственности и частного предпринимательства. Например, для этого были предприняты последовательные меры по ограничению вмешательства государственных структур в деятельность частного сектора, коренным образом пересмотрена система санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам, обеспечен широкий доступ частных предпринимателей к рынкам ресурсов и сбыта. Путем последовательного совершенствования нормативно-правовой базы создана эффективная система льгот и преференций, финансовой поддержки предпринимательства, послужившая мощным стимулом к его дальнейшему развитию. В соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране были укреплены гарантии прав и защита частной собственности. Только за последние годы принято более 15 законов, в числе которых – «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О семейном бизнесе», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции и другие [10].

Законодательное закрепление также получил принцип приоритета прав субъектов предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности в законе толкуются в пользу собственников.

Иными словами, новый этап структурных реформ заключается в том, что правительство и бизнес должны стать партнерами и оказывать друг другу поддержку, совместно решать проблемы, вызванные внешними факторами, тесно взаимодействовать в осуществлении структурных преобразований и повышении конкурентоспособности экономики страны.

В данном контексте особую значимость имеет Указ Президента Узбекистана «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года, направленный на создание еще более благоприятных экономических и правовых условий и стимулов для кардинального повышения роли частной собственности в экономике, ликвидации имеющихся преград и ограничений для организации предпринимательской деятельности, последовательного роста доли частного сектора. Все эти меры нашли свое отражение в Законе Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» [11]. В соответствии с ним были внесены изменения и дополнения в более чем 40 нормативно-правовых актов, затрагивающих практически все аспекты деятельности субъектов предпринимательства.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев 5 октября подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».

В документе говорится, что обеспечение "широких свобод" малого и частного предпринимательства является важным и устойчивым направлением государственной политики и первоочередной задачей государственных органов. Данным указом отменены все виды встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства. Вместе с тем, лица, впервые совершившие правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, освобождаются от административной и уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.

Также в 2017 году принят закон о противодействии коррупции, который, как отмечается в указе, направлен "на дальнейшее укрепление доверия граждан и предпринимателей к государственным органам, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений". В Узбекистане подвели итоги социально-экономической деятельности за 9 месяцев текущего года. Так, рост ВВП составил порядка 7,8 %, примерно так же вырос объем промышленного производства, а профицит бюджета оценивается в 0,1 %.

Все большее место в экономике страны занимает средний и малый бизнес, развитию которого придается большое значение на самом высоком уровне. Sputnik Узбекистан решил проанализировать, насколько реально вырос этот сектор экономики и как чувствуют себя в республике иностранные компании и частные предприниматели. За четверть века Узбекистану удалось перестроить национальную экономику: появилась новая отрасль промышленности – автомобилестроение, развивается текстильная промышленность – Республика стала экспортировать не только хлопок, но и текстиль. Развивается и частное предпринимательство: сегодня в Узбекистане работает более 215 тысяч предприятий малого бизнеса, на долю которых приходится от 27,8 % до 98,4 % объема в различных отраслях народного хозяйства.

Исходя из этого внесенные в законодательство изменения и дополнения стали важным шагом в этом направлении.


References:

Alibekova C.L., Turaev B.Kh. (2008). Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory] (in Russian).
Borisov E.F. (1997). Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory] M.: «Yurist». (in Russian).
Bulatov A.S. (2005). Ekonomika [Economics] M.: Ekonomist. (in Russian).
Fisher S., Dornbush R., Shialenzi R. (1997). Ekonomika [Economics] M.: «Delo». (in Russian).
Karimov I.A. (1992). Uzbekistan: svoy put obnovleniya i progressa [Uzbekistan: independent way of renewal and progress] T.: Uzbekiston. (in Russian).
Karimov I.A. (1994). Nash put nezavisimoy gosudarstvennosti i progressa [Our way of independent statehood and progress] Tashkent. Uzbekiston. (in Russian).
Karimov I.A. (1995). Uzbekistan po puti uglubleniya ekonomicheskikh reform [Uzbekistan's Path to Deepening Economic Reforms] Tashkent. Uzbekiston. (in Russian).
Vidyapin V.I. (1999). Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory] (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:26:14