Как превратить знания в капитал
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (24), Декабрь 2008
Цитировать:
Бадалов Л.М. Как превратить знания в капитал // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 12. – С. 96-99.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11765438
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Именно такой вопрос – «Как превратить знания в капитал?» - стоит в качестве подзаголовка книги «Управление знаниями» . Авторы не только отвечают на него, но и дают интересные и свежие разъяснения к другим вопросам: «Что такое интеллектуальный капитал, что такое знания, каковы закономерности экономики знаний, какими методами следует управлять организацией, чтобы в полной мере учитывать современные вызовы экономики знаний».
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, знания, капитал знаний
Именно такой вопрос – «Как превратить знания в капитал?» - стоит в качестве подзаголовка книги «Управление знаниями» [1]. Авторы не только отвечают на него, но и дают интересные и свежие разъяснения к другим вопросам: «Что такое интеллектуальный капитал, что такое знания, каковы закономерности экономики знаний, какими методами следует управлять организацией, чтобы в полной мере учитывать современные вызовы экономики знаний».
«Управление знаниями», будучи учебником для МВА, удачно сочетает в себе новизну постановок и изложение устоявшихся подходов. Современная экономика все в большей мере становится экономикой знаний, для которой характерны новые закономерности и тенденции, неизвестные ранее. А.Л. Гапоненко и Т.М. Орлова, авторы рецензируемой книги, большое внимание уделяют рассмотрению этих закономерностей и тенденций с целью их учета в деятельности современных организаций.
Читатель легко убеждается в том, что практика управления все в меньшей степени имеет дело с традиционными объектами управления (непосредственное производство и сбыт) и все в большей мере переключается на другие процессы (инновации, обмен знаниями, обучение персонала, формирование бренда и имиджа компании).
Проблемы управления знаниями авторы рассматривают в контексте современной экономической теории. В первых разделах учебника раскрываются относительно новые понятия, такие, как «экономика, основанная на знаниях», «интеллектуальный капитал» и др. Без них невозможно рассматривать вопросы прикладного характера: классификацию знаний, их экономические свойства, а также факторы и предпосылки развития экономики, основанной на знаниях.
Особый интерес вызывает тот раздел учебника, который посвящен интеллектуальному капиталу. Авторам удалось четко и ясно раскрыть не только сущность и структуру интеллектуального капитала, но и рассказать о методах его измерения и учета. Значительный интерес для читателя представляет сравнительный анализ экономики России в сравнении с экономиками других стран мира с точки зрения их готовности стать экономиками, основанными на знаниях.
Одно из центральных понятий рецензируемой книги – знания. Несмотря на обилие философской, экономической, социологической научной литературы, раскрывающей это понятие, экономические аспекты знаний исследованы пока не в полной мере. Авторы начинают рассмотрение с интерпретации определения, данного Платоном: знание – это «доказанное истинное убеждение». Затем авторы разграничивают понятия «данные», «информация» и «знания», которые различаются глубиной переработки и степенью осмысления человеком и обществом. Превращаясь в информацию, данные проходят процессы фиксации, регистрации и восприятия. Знания, в отличие от данных, выражают достаточно общие, глубокие и существенные сведения относительно структур, процессов и явлений.
Авторы подробно рассматривают свойства, экономические характеристики знаний, выделяя такие аспекты, как асимметричный характер информации о знаниях, внешние эффекты знаний, монополизм владельца знаний и особенности ценообразования на блага, основанные на знаниях.
Особый интерес вызывает рассмотрение явных и неявных, индивидуальных и групповых знаний. Именно здесь кроются ответы на множество вопросов и вызовов современной экономической жизни. Думается, что читатели с увлечением изучат соответствующие разделы книги.
Авторы издания фокусируют внимание на механизмах интеграции индивидуальных и организационных знаний. Организационное знание, справедливо утверждают они, развивается на основе знаний каждого в этой организации. В то же время авторы настаивают на том, что в рамках организации формируется новая сущность – организационное знание, которое в принципе не может сводиться к сумме знаний членов этой организации. В этом смысле они являются последователями подхода Нонаки и Такеучи, который состоит в том, что создание организационного знания следует понимать как процесс, который усиливает создаваемые индивидами знания и трансформируют их в часть «сети знаний» всей организации.
Наибольший интерес вызывает раздел книги «Технологии управления знаниями». Авторы отошли от традиционного технократического подхода, в рамках которого рассматриваются в основном процессы переработки информации с помощью вычислительной техники. В учебнике главный аспект сделан на технологиях, в которых непосредственно задействован человек. Авторы рассматривают такие технологии, как формирование управленческих команд, обмен знаниями между сотрудниками в процессе осуществления тех или иных формальных процедур, формирование имиджа организации, маркетинговые технологии и др.
Обучение людей в организации предстает как одна из основных технологий управления знаниями. При этом обучение рассматривается во всех его проявлениях (традиционное обучение в виде формально организованных курсов, обучение через действие, наставничество, обмен знаниями). Особый интерес вызывает раздел книги, где рассмотрены организационные формы, в которых происходит эффективный обмен знаниями и обучение сотрудников (мозговые штурмы, разбор полетов, малые творческие группы, формирование управленческих команд, рабочих групп, так называемых сообществ практики).
Управление знаниями в учебнике рассматривается как объединение различных управленческих технологий. Это и информационный, и коммуникационный менеджмент, и управление интеллектуальной собственностью, и современные формы организации. Все эти технологии достаточно подробно разобраны в соответствующих разделах.
Учебник «Управление знаниями», безусловно, может найти своего читателя в различных группах. Это и учебник для студентов старших курсов экономических специальностей, и студентов МВА, это и книга для профессионалов менеджмента, и практическое пособие, которое может быть использовано в работе различных предприятий и организаций. Данная книга будет, бесспорно, полезной для управленцев коммерческих предприятий, особенно тех, кто занимается инновационным бизнесом. Она пригодится также работникам региональных и муниципальных органов управления, государственным служащим.
Книгу «Управление знаниями» отличает четкий, ясный язык, она хорошо структурирована. Особенно привлекает в ней то, что она изобилует практическими примерами, иллюстрирующими изложение подчас весьма сложных для понимания вопросов. Удачным, на мой взгляд, является и оформление книги в духе лучших западных учебников: выводы и определения выделены в тексте, также выделены практические кейсы, изложение сопровождают рисунки и таблицы, издание приятно держать в руках. Все это помогает читателю без труда разобраться в материале и самостоятельно заняться управлением собственных знаний.
Источники:
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:29:59